Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Богданова Наталья Васильевна

Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: "Куклы из бабушкиного сундука."

Цель: Содействовать развитию коммуникативных умений и навыков через игры с куклами оберегами и речевые упражнения.

Задачи: - Образовательные:                                                                            

  • Закреплять  знания детей  о куклах – оберегах.

        - Развивающие:

  • Закреплять навыки словообразования и словоизменения.
  • Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме.
  • Закреплять навык употребления  словосочетаний   с  предлогом  С.
  • Развивать  интонационную выразительность  речи  детей  при рассказывании потешки.

        -   Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским народным традициям.
  • Воспитывать дружеские  взаимоотношения  между детьми.

Название этапа занятия

Деятельность  логопеда

Деятельность детей

I

Орг.момент

1мин.

-У нас сегодня необычное занятие. Мы не знали, что к нам придут гости – « Удивились», и очень обрадовались. «Улыбнулись»  и поздоровались.

Лог. –Ребята, посмотрите, какой красивый  предмет  у  нас  появился. Что это?

Дети  показывают удивлённое лицо и радостное.

-рассматривают предмет на столе, называют его по- разному- шкатулочка, коробочка, ящичек...

II

Объявление темы

2мин

-Разложите  карточки  по порядку        ( по цифрам).                                                                                                                    -Прочитайте,  какое слово получилось ?

  ы   к     к      л     у  

5

3

1

4

2

 

-А какие бывают куклы  ? Если  кукла  из    дерева? Из резины? Из соломы? Из бумаги? Из картона? Из стекла? Из фарфора?  ...

-Догадались, что в сундучке?

Дети  раскладывают по порядку карточки, читают слово - КУКЛЫ

  к    у     к      л       ы

1

2

3

4

5

Дети называют  относительные прилагательные: деревянная, резиновая, бумажная, картонная, фарфоровая...

- Куклы

III

Объяснение

3 мин.

Показываю  презентацию " Куклы - обереги"

 Рассказываю о куклах:

- Мы  знаем, что  куклу   создает человек. Очень  давно, когда жили бабушки ваших бабушек  кукол делали своими руками, из старого платья, из рубахи. И у  кукол было другое предназначение. Кукла  была  и  игрушкой  и  оберегом,  защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла  ОБЕРЕГАЛА   человека, ее так и называли:                           " оберег" 

Дети рассматривают кукол, повторяют слово - "ОБЕРЕГ".

Отвечают на вопросы:

-из чего делали кукол?

- от чего они оберегали?

IV

Мимические упражнения

2 мин

Объясняю  значение слов                           " Лик", " Безликие"                                          -У этих куколок нет лица. ЛИЦО – это ЛИК—Так говорили  в старые времена, поэтому  про этих кукол так и говорили:   Они  БЕЗЛИКИЕ. (Подходим  к зеркалу, посмотрим  на свой лик.) На что смотрим?  -  на лицо. Упражнение " Хмурилки"

Дети повторяют новые слова - лик, безликие.

Выполняют мимические  движения.

V

Упражнение в словообразовании

3 мин

Рассказываю о кукле " Крупеничка"

-Такую   куколку делали сразу после  сбора урожая и в  течении зимы давали играть детям. Зерно пропитывалось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы  урожай  был  богаче.  Крупеничка  была оберегом достатка  в семье.

-Какие вы знаете названия  круп?  Какая каша будет из гречки?, Из пшена? Из риса? Из манки, из перловки, из кукурузы?...

Дети  рассматривают куклу, трогают её, высказывают мнения из чего она сделана,

- из крупы, из зерна

Дети называют крупы и  каши: из гречи - гречневая, из пшена - пшённая, из риса - рисовая, из манки - манная, из перловки - перловая, из кукурузной крупы - кукурузная  каша и т.п.

VI

Пальчиковая игра

" Мышка зёрнышко

 нашла"

1 мин

Проговариваю  слова  игры

Дети повторяют слова  и  одновременно   выполняют движения пальчиками  по показу.

VII

Практическое употребление                       предлога     С

4 мин

Показываю куколку " Травница"

- Из чего она сделана?

Показываю  презентацию                                 " Лекарственные растения"

-если завариваем шиповник, то будет...

-если  малину?...ромашку? и т.п.

Дети  догадываются, что кукла из травы.

-называют лекарственные растения и

- проговаривают словосочетания со словом чай и с предлогом С

-чай с шиповником

-чай с малиной

-чай с ромашкой

- чай с крапивой ...

VIII

Активизация прилагательных, закрепление навыка словообразования

4 мин

Показываю куклу Сударушка:

-Она была и игрушкой и семейным  оберегом.

-  это образ матери, которой  хватит  любви на каждого ребёнка. Раньше  в семьях было  3-5-, а то и 10 детей. И  мама , конечно, любила всех детей                                                                                            .-Какими  красивыми словами можно маму назвать, какая мама?

- если  мама трудиться  любит,  то она  какая?

-Если мама приглашает в гости, угощает, любит чаем поить гостей.

Аналогично вызываю слова  работящая, приветливая, хозяйственная

Дети рассматривают куколку, повторяют её название - Сударушка

Называют слова, отвечающие на вопрос какая мама?

- ласковая, добрая, нежная, красивая...

-трудолюбивая

- гостеприимная

Хозяйственная, приветливая, работящая.

IX

Физ.минутка

1 мин

Включаю аудио" Точка, точка, занятая - вышла рожица смешная..."

Дети  выполняют  движения по показу, подпевают...

Х

Работа над интонационной выразительностью  речи

6 мин

Включаю аудио запись - плач ребёнка - младенца.

- Что делать? Как успокоить маленького?

Рассказываю: 

-В старые  времена, чтобы  успокоить ребёнка  и защитить его  от недоброго глаза, (т.е. от сглаза),   мама делала куколку. Называлась она Младенчик -   Пеленашка.  Мама клала  куклу  в  кроватку  ребёнку  и  при этом приговаривала : « Сонница – бессонница,                       не  играй  с  моим  дитяткой,  а играй  с  этой куколкой»  Куколка была мягкая, тёплая. Малыш успокаивался и засыпал.  ( Даю   всем куколок – Пеленашек) .

Предлагаю детям объяснить, что такое  бессонница?

Повторить   слово  "дитятко".

Обращаю  внимание,  что потешка произносится ласково,  протяжно напевно, как песенка.      

                                                                                                         

Дети высказываются:                              - дать соску, покачать, покормить, дать попить, спеть песенку...

Дети повторяют  потешку  сначала все вместе, затем по желанию индивидуально.

XI

Работа над предложением

4мин

Достаю из сундучка  куколку "Желанья"или " Желанница"

-Почему её так назвали?

Рассказываю: - Считалось, что эта куколка   помогает  в исполнении желаний. Ей на рукава привязывались  ленточки  и  загадывались желания.

Предлагаю детям построить пирамиду добра  из  ладошек     и высказать свои пожеланья всем.

Дети высказывают свои мнения  о названии куклы.

Дети поочерёдно высказывают свои пожеланья и выстраивают пирамидку  из ладошек

XII

Рефлексия

3 мин

-  Ребята, мы сегодня познакомились лишь с некоторыми куколками – оберегами.  Их  на  самом  деле  очень  много.  Раньше в деревенских  домах их было   до  сотни!

– Хотели бы вы   в следующий   раз  поиграть  с  другими куколками  и узнать,   какие ещё бывают куклы – обереги?                                                                              -Назовите  кукол, о которых  вы узнали  сегодня?

- Как  они  называются  все вместе одним  словом? ( обереги)

-Вспомните,  как малыша раньше называли? – дитятко

-Как называется куколка, которую кладут в кроватку ребёнку?

- Что вы узнали о куколке  «Берегиня  дома»

- Из чего  сделана куколка Травница?  Крупеничка?

Дети называют кукол, каких запомнили.

- Обереги

Младенчик - пеленашка.

Дети припоминают названия кукол и отвечают на вопросы.

XIII

Итог

1 мин

 

- У меня для вас подарок – это куколка УТЕШНИЦА. В старые времена мамы делали таких куколок для утешения детей, чтобы успокоить, если раскапризничается  ребёнок, расплачется. Куколка  Утешница  вся  обвешана  сладостями. Но мне вас утешать не надо, я просто хочу вас порадовать и угостить  вместе с этой куколкой.          ( куклу с конфетами для ребят отдаю в  группу, а так же ленточки от куклы Желанницы).

Дети в радостном настроении уходят  с куклами в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария развлечения с родителями «Игры из бабушкиного сундучка» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивное развлечение  для старших дошкольников с бабушками на основе народных игр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Бабушкин сундучок»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ф.к. "Игры из бабушкиного сундучка"

Конспект занятия с использованием русских народных подвижных игр....

Конспект НОДпо формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение решать элементарные арифметические задачи...

Конспект интегрированной НОД по реализации национального компонента "Бабушкин сундучок".

Конспект интегрированной НОД по реализации национального компанента "Бабушкин сундучок"...

Конспект познавательного развития ФЦКМ в подготовительной группе "Бабушкин сундучок"

        Познавательное развитие ФЦКМ(приобщение с социокультурным ценностям) Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познават...