Конспект познавательного развития ФЦКМ в подготовительной группе "Бабушкин сундучок"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ионова Вера Николаевна

 

          Познавательное развитие ФЦКМ(приобщение с социокультурным ценностям) 

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная.

Цели: Познакомить детей с понятием «музей»; развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному.

Задачи:

Образовательная: формировать у детей представление о назначении музеев в жизни человека.

Развивающая:  умение знать названия старинных предметов быта и одежды; уметь объяснять значения устаревших выражений и слов.

Воспитательная:  воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному.

Материалы и оборудование: бабушкин сундук; прялка,  сундук, одежда изо льна, лён, льняное волокно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_ftskm.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие ФЦКМ(приобщение с социокультурным ценностям) в старшей разновозрастной группе.

Тема: «БАБУШКИН СУНДУК.»

                                                                 Воспитатель: Ионова В.Н.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная.

Цели: Познакомить детей с понятием «музей»; развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному.

Задачи:

Образовательная: формировать у детей представление о назначении музеев в жизни человека.

Развивающая:  умение знать названия старинных предметов быта и одежды; уметь объяснять значения устаревших выражений и слов.

Воспитательная:  воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному.

Материалы и оборудование: бабушкин сундук; прялка,  сундук, одежда изо льна, лён, льняное волокно.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

– У меня на столе бабушкин сундук.

 Давайте его откроем и посмотрим, что там хранится.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

                        В. Шефнер

2. Беседа на тему «Бабушкин сундук».

– Честь и хвала нашим бабушкам.

Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогие сердцу одежду, предметы быта. Многие из таких предметов сейчас хранятся в музеях.

-  А что такое музей? Это место, где хранятся старинные вещи.

 Чтобы мы с вами могли точно представить себе, что означает это слово, перенесемся мысленно в XIX век.

Раньше дом назывался избой. Позже она начала состоять из двух комнат: задней и передней. В передней и находился красный угол избы.

-  А что в нем? (Большой красивый сундук.)

Как вы думаете, для чего предназначался сундук? (В нем хранили одежду.) И не только одежду. Давайте заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, как попали в него рубахи, рушники, скатерти, сарафаны. Сколько здесь вещей. (По очереди показывает предметы.)

– Что это такое? (Показывает утюг.) Это утюг. Им гладили одежду. А как им гладили, ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было. Утюг нагревали на углях. Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагревался, а затем гладили. Ими пользовались и ваши прабабушки. Я вам предлагаю потрогать его.

-  Отличается ли этот утюг от современного? А вот следующая вещь.

- Что это такое? (Рубашка.)

-  А как вы думаете, из чего сшита эта рубашка? Можете ее потрогать. Обратите внимание на ткань, она прохладная. И называется она – полотно. В таких рубахах летом было не жарко, а зимой тепло. Это полотно дышит, пропускает воздух в отличие от современных синтетических тканей, оно очень прочное. Этим вещам более 100 лет. Эта скатерть тоже сделана из полотна. Ими накрывали столы и сундуки. А вот это полотенце – раньше его называли рушник. Ими украшали красный угол. Их вешали на иконы, фотографии, зеркала. Рушники тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданное невесты и свидетельствовали о том, какая она мастерица. Полотенца дарились на свадьбе жениху и его родственникам.

Всяк мастер свою науку

Передавал с годами внуку,

Сохраняясь в каждом роде,

Мастерство живет в народе.

Женщины проводили долгие часы за ткацким станком и овладевали всеми видами техники узорного ткачества. После работы садились женщины и начинали из чистого волокна прясть нити. Для этого они использовали веретено, прялку. За прялку девочки садились с 7 лет, папы делали им маленькие прялочки. Девочки выходили замуж рано, значит, к этому возрасту они должны были не только научиться прясть, но приготовить себе целый сундук приданного. А вот льняная одежда. Ее делали из растения, которое называется лен. Лен люди выращивали, а затем делали из него нитки и ткали льняное полотно. Из льна шьют также скатерти, постельное белье.

– Послушайте русские народные загадки (читает загадку, говорит отгадку и объясняет смысл загадки).

Топили, колотили, мяли,

Трепали, рвали, крушили,

Ткали, на стол постлали?

                (Лен, конопля, полотенце, рушник.)

Деревянные ноги на лето убирают,

На зиму достают.

                (Ткацкий станок.)

Голубым все поле стало,

Словно небо вниз упало.

                (Поле льна в цвету.)

Зазвенел бубенец –

Не зевай, молодец:

Добывай рубашку

Да маслица на кашку.

                (Созревание льна.)

Был – тростинкой,

Стал – простынкой.

                (Льняное полотно.)

Паренек синеглаз,

Нам рубашки припас.

                (Лён.)

Итог занятия.

- О чем мы с вами сегодня беседовали.?

- Где мы с вами сегодня побывали ?

Вы все молодцы хорошо отвечали .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Чудесный сундучок"

Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы «Чудесный сундучок»Автор: воспитатель Никишина  Марина ЮрьевнаЗадачи:Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в...

Конспект "Познавательное развитие (безопасность)" Образовательная деятельность на тему: «Дорожные знаки»

Конспект разработан для детей младшего  возраста, для того чтобы познакомить детей с основами правил движения транспорта и пешеходов....

Конспект познавательное развитие (ознакомлению с окружающим миром)

Конспект познавательное развитие(ознакомлению с окружающим миром)Тема: «Дикие животные»Москва 2014https://yadi.sk/i/-alrQNUe3G9P2C...

Конспект познавательное развитие (ознакомлению с окружающим миром) Тема: "Зимовье зверей"

Конспект познавательное развитие (ознакомлению с окружающим миром)Тема: "Зимовье зверей" Москва 2013https://yadi.sk/i/aM4VqSvZ3G9Qvj Программные задачи:1.Дать детям представления  о жиз...

Конспект познавательного развития. Художественное эстетическое развитие.

Учить детей обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках....

План-конспект познавательного развития"Волшебные свойства магнита"

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы...

Конспект Познавательное развитие «Богатыри земли русской»

Конспект предназначен для детей дошкольного возраста, с целью воспитания детей в духе патриотизма, любви к Родине....