Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду

Для детей 5-7 лет «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosnovskaya_v.a.docx65.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 5-7 лет

«LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»

Выполнила:

Сосновская Вера Алексеевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 8 «Умка»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Современные дети живут в условиях быстро меняющейся жизни, в  эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, поэтому очень важно не только владеть определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт.

Робототехника в современном мире является одной из самых динамично развивающихся областей и показала высокую эффективность в развитии технических ЗУНов, а также овладение hard и soft компетенциями. Имея мощный развивающий потенциал, интегрирует в себе фундаментальные знания математики, программирования, моделирования и конструирования, создает условия для командной и проектной работы.

Актуальность разработки программы «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» определяется не только вектором развития государства, округа, общества, но и спросом родителей.

Электронные и механические игрушки, телефоны и планшеты, робототехнические схемы окружают наших детей с раннего детства, а вот педагогическое руководство процессом ознакомления с этими явлениями  выстроено недостаточно. Данная программа устранит этот пробел, послужит инструментарием в работе с дошкольниками по направлению робототехники и конструирования.

Программа разработана в соответствии с:

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.

Программа «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» разработана в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект «Образование».

Направленность программы – техническая.

Новизна данной программы заключается в комплексном использовании современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать, моделировать различные объекты.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что в процессе реализации Программы в дошкольном образовательном учреждении обучающиеся шаг за шагом раскрывают свой научно-технический и творческий потенциал, развивают коммуникативные навыки за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.  

Отличительная особенность программы состоит в том, что при ее реализации упор делается на развитие hard и soft компетентностей обучающихся.

Педагогические технологии

При реализации Программы используются следующие технологии:

- обучение в сотрудничестве;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- технология проектной деятельности;

- игровые технологии;

- технология проблемного обучения;

- цифровые технологии.

Участники Программы

Дети старшего дошкольного возраст (5-7 лет), имеющие склонности к технике, конструированию, программированию, а так же желающие заниматься робототехникой, педагоги, специалисты, родители (законные представители), социальные партнеры.

Цель Программы:

Создание условий для изучения основ робототехники, алгоритмизации, программирования и компьютерных технологий, а так же развитие hard и soft компетенций.

 Задачи программы:

1. Формировать мотивацию детей к техническому творчеству;

2. Развивать познавательный интерес, научно-технический и творческий потенциал личности ребёнка при разработке индивидуальных или совместных проектов;

3. Формировать пространственное и критическое мышление, внимание, самостоятельность, мелкую моторику;

4. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией (схемой, матрицей, моделью) и поставленной целью;

5. Подготовить детей к участию в локальных соревнованиях на городском и региональном уровнях;

6. Выявить и организовать поддержку одаренным детям.

1.2. Основные принципы реализации Программы

- системный подход, реализация Программы «от простого к сложному»;

- развитие у детей навыков поисковой деятельности, т.е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребенка к самостоятельному поиску возможностей их решения;

- учет индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);

- создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулировать у детей желание в свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

- использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями (законными представителями)) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.

1.3. Планируемые результаты освоения программы

Первый год освоения программы

- знают правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с компьютером, планшетом, материалами и деталями необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

- различают и называют детали конструктора;

- владеют различными методами и приемами работы с конструкторами Lego;

- делают простые конструкции по образцу и условиям;

- обдумывают замысел будущей постройки, представляют её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- умеют договариваться, учитывают интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других.

Второй год освоения программы

- владеют навыками конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;

- используют готовые чертежи, схемы и вносят в конструкцию свои изменения;

- владеют первоначальными навыками программирования;

- умеют работать над проектом в группе, в команде; эффективно распределяют обязанности;

- умеют излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения;

- владеют новыми формами работы (ИКТ);

- являются участниками соревнований, конкурсов разных уровней.

Оценка эффективности реализации Программы

В процессе реализации Программы осуществляется отслеживание усвоения материала обучающимися. Периодичность мониторинга - 2 раза в год (январь-май). 

Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- выполнение практических работ;

- общение с ребенком;

- защита проекта.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения содержания Программы

Программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей   5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет - 30 минут.

В первом году обучения 32 занятия, максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 800 мин. в год; во втором году обучения так же 32 занятия максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 960 мин. в год. В группу принимаются дошкольники 5-6 лет, 6-7 лет. Количество  детей в одной группе 7 человек. Реализуют программу воспитатели, непрерывно повышающие квалификацию в направлении - образовательные технологии в преподавании робототехники.

2.2. Тематическое планирование

Тематическое планирование (первый год обучения)

Месяц

Тема

Кол-во мин.

Всего минут

теория  

практика

Октябрь

1. Знакомство с названиями деталей LEGO Duplo, учить различать и называть их, знакомство со способами крепления, техникой безопасности.

10

15

25

2. Постройка башни разного цвета из конструктора LEGO Duplo. Развитие пространственной ориентации.  

10

15

25

3. Разноцветная дорожка. Продолжать знакомить детей с различными способами крепления деталей LEGO.

10

15

25

4. Путешествие в страну LEGO. Развитие способности детей к наглядному моделированию через LEGO. 

10

15

25

Ноябрь

1. Моделирование заборов, оград. Показать   новые способы соединения деталей. Учить строить забор.

10

15

25

2. Конструирование по схеме: «Домик с окном». Развивать творческие навыки, терпение.

10

15

25

3. Конструирование по замыслу: домик и заборчик. Развивать творческие навыки, терпение.

10

15

25

4. Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям: «Кафе». Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.

10

15

25

Декабрь

1-2. Конструирование по модели: «Грузовик». Рассматривание модели грузовик. Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали.

10

10

15

15

25

25

2-3. Строим город. Обыгрывание построек. Свободная игровая деятельность детей. Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования.

10

10

15

15

25

25

Январь

1-2. Знакомство с компонентами мелкого конструктора. Знакомство с названием деталей. Конструирование по замыслу.

10

10

15

15

25

25

3-4. «Домашние животные». Рассматривание иллюстрации «домашние животные». Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования

10

10

15

15

25

25

Февраль

1-2. «Зоопарк». Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы.

10

10

15

15

25

25

3-4. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

10

10

15

15

25

25

Март

1. Конструирование по схеме: «Самолет». Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме.

10

15

25

2. Учить строить мальчика и девочку из LEGO Duplo. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить   рассказывать о постройке.   

10

15

25

3-4. «Пожарная часть». Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части.  

10

10

15

15

25

25

Апрель

1. Конструирование по замыслу детей. Развивать творчество, воображение, навыки конструирования.

10

15

25

2. Конструируем по схеме домик, ворота, мост. Упражнения на развитие наглядно- образного мышления. Моделирование фигур людей « Я и мой друг».

10

15

25

3. Конструирование по схеме «Мебель». Упражнения на развитие мышления. Конструирование мебели. Анализ модели.

10

15

25

4. Продолжаем знакомство с конструированием по схемам. Развиваем умение читать схемы. Формируем представление по теме «Квартира».

10

15

25

Май

1. «Светофор – регулировщик». Закреплять знания о светофоре.

10

15

25

2. Конструирование по схеме «Самолет». Принципы схематичного изображения построек, фигур. Учимся читать схемы.

10

15

25

3-4. Итоговое занятие. Составление индивидуального или совместного творческого проекта.

10

15

25

Количество занятий в год

32 (800 мин.)

Тематический план работы с детьми (второй год обучения)

Месяц

Тема

Кол-во мин.

Всего минут

теория  

практика

Октябрь

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

15

10

30

2-3. Знакомство с компонентами конструктора LEGO WEDO.

20

10

30

3-5. Знакомство с названием деталей, путешествие в страну роботов. Построй свою историю.

15

15

15

15

30

30

Ноябрь

1. Зубчатые колеса. Смена направления передачи движения (повышающая и понижающая передача). Сборка  простой модели карусель.

15

15

30

2. Просмотр мультфильма «Фиксики. Манипулятор». Сборка манипулятора. Соревнование на грузоподъемность и длину.

10

20

30

3.  Просмотр мультфильма «Фиксики. Колесо». Ременная передача. Сборка механизма с ременной передачей.

10

20

30

4. Сборка простой модели: «Лягушка». Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему.

10

20

30

Декабрь

1. Просмотр мультфильма «Фиксики.

Будильник». Знакомство с зубчатым колесом (передача движения). Сборка передачи и волчка. Знакомство с саванной. Освоение схемы построения внешнего вида животных обитающих в саванне.

20

10

30

2. Создание модели животного из конструктора LEGO WEDO по замыслу детей и на примере модели льва, крокодила, зебры, страуса, бегемота и других животных саванны.

10

20

30

3. Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.

10

20

30

4. Создание модели любимого животного.

10

20

30

Январь

1. Знакомство с джунглями. Освоение схемы построения внешнего вида животных обитающих в джунглях.

20

10

30

2. Создание модели животного из конструктора LEGO WEDO по замыслу детей и на примере модели обезьяны, птиц и других обитателей джунглей.

10

20

30

3. Конструирование по замыслу. Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования.

10

20

30

4. «Дом фермера».  Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера.

10

20

30

Февраль

1. Моделирование персонажей сказки «Зайкина избушка». Чтение сказки «Зайкина избушка».

10

20

30

2. « В лес-чудес мы поедем с тобой»- моделирование фантастического животного.

10

20

30

3. Создание модели карусель по образцу. Учить строить карусель, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования.

10

20

30

4. Постройка домика по замыслу. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах.

10

20

30

Март

1.Конструирование по замыслу.  Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

10

20

30

2. Постройка машин по образцу. Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память.

10

20

30

3. Конструирование машин по замыслу.

10

20

30

4.Постройка моделей военных машин. Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе.

10

20

30

Апрель

1. Строительство простейших моделей самолетов и вертолетов. Учить строить разные самолёты, вертолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования.

10

20

30

2. Создание сказочного средства передвижения.

10

20

30

3. «Жил на свете один человечек» постройка из деталей конструктора LEGO DACTA- крылечка, человечка, птички.

10

20

30

4. Постройка модели «Паравоз» по образцу. Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

10

20

30

Май

1. Конструирование по замыслу.  Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

10

20

30

2. Конструирование модели по схеме «Крокодил».

10

20

30

Количество занятий в год

32 (960 мин.)

2.3. Формы, методы и приемы реализации Программы

Основные формы реализации Программы:

- занятие;

- мастер-класс;

- техническое соревнование;

- игра-квест;

- экскурсия;

- индивидуальная и групповая защита проектов.

Методы и приемы  обучения:

Информационно-рецептивный метод - (объяснительно-иллюстративный) направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания детьми новой готовой информации. В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:  рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя;  показ воспитателя, беседа, рассказ, использование образцов педагога; художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя систему упражнений (программирование, сборка моделей, конструирование, творческие исследования,  презентация своих моделей, соревнования между группами, проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы.)

Метод проблемного обучения -  формирует     творческий   потенциал  

дошкольников.  Он  осуществляется  через  проблемное  изложение.  Педагог  ставит проблему  и раскрывает доказательные пути  её решения.  Осуществляет  мысленное  прогнозирование  определенных  шагов  логики  решения,  работает  непроизвольное запоминание.

Частично-поисковый  (эвристический)  метод - педагог  ставит  проблему,  составляет  и  предъявляет  задания  на  выполнение  отдельных  этапов  решения  познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью  обучающегося,  создает  промежуточные  проблемные  ситуации.  Дошкольник  осмысливает условия,   самостоятельно    решает часть  задач,  осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно  мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению.

Исследовательский метод – педагог составляет и предъявляет  обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного   поиска   решения,  осуществляет контроль за ходом решения. Дошкольник воспринимает  проблему или самостоятельно её  усматривает, планирует этапы решения,  определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности.

2.4. Сотрудничество с педагогами

Взаимодействие с педагогами в процессе реализации Программы:

- Консультации для педагогов и специалистов;

- Мастер-классы;

- Презентация опыта работы;

- Круглый стол;

- Педагогический брифинг;

- Создание педагогической библиотеки;

- Открытые мероприятия;

- Разработка проектов;

- Совместные праздники, досуги, выставки, фестивали;

- Совместное и самостоятельное изготовление дидактических пособий по лего-конструированию; составление схем, матриц.

В сотрудничестве с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре проводятся музыкально-ритмические подвижные игры и соревнования с использованием образовательных конструкторов, игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики; разрабатываются проекты по робототехнике и программированию. Обучающиеся делают постройки из конструкторов в качестве декораций к сказкам, инсценировкам, обыгрывают постройки и модели.

В сотрудничестве с логопедом подбираются чистоговорки, скороговорки, сказки.

Использование робототехнических приемов для реализации регионального компонента

В рамках реализации программы «На просторах Югры» по этнокультурному воспитанию, обучающимися совместно с педагогами и родителями (законными представителями) изготовлены декорации к мансийским и хантыйским сказкам  из конструкторов разного размера.

2.5. Формы сотрудничества с семьей

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнерские отношения, объединить усилия в области организации дополнительного образования детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

Формы работы с родителями:

- индивидуальные собеседования;

- консультации,  в том числе, на сайте ДОО;

- беседы;

- совместное проведение мероприятий (в том числе в онлайн-формате; с применением цифровых технологий).

2.6. Сетевое взаимодействие

Наименование Учреждения

Формы работы

МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов

  • Проведение конкурсов, выставок.

МБДОУ «Детский сад № 7 «Антошка»

  • Проведение  совместных образовательных мероприятий.
  • Организация конкурсов, выставок.

МБУ ДО «Центр молодежи и дополнительного образования»

  • Проведение  совместных образовательных мероприятий.
  • Организация конкурсов, выставок.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Реализация программы «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» осуществляется в кабинете для занятий робототехникой. Все материалы и оборудование кабинета соответствуют интересам и потребностям обучающихся. Конструкторский материал имеет простой нетрудоемкий способ крепления и позволяет детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. 

3.2. Материально-технические условия реализации Программы

1. Наборы LEGO - конструкторов;

- ресурсный  LEGO WeDOTM 

- основной набор LEGO Education WeDOTM 

2. Картотека игровых упражнений с использованием конструкторов LEGO;

3. Дидактические игры;

4. Наглядные пособия (альбомы, схемы, матрицы, иллюстрации, фотографии и т.д.);

5. Обучающие видеоуроки;

6. Центры «Конструирование» в старшей и подготовительной группах;

7. Наборы мелких игрушек.

Технические средства обучения:

- интерактивная панель;

- ПК, ноутбук, проектор;

- акустическая система;

- портативная колонка;

- принтер, сканер.

3.3. Список использованной литературы

1. Аксенов М.В. Литвиненко В.М. Лего мастер.- Кристалл, 1999г. 2. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009. – 425с 3. Дьяченко О. М. «Творчество детей в рaботе с различными материалами». М.: Педобщество России. 2008 – 399с.

2. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

3. Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.

4. Интернет – ресурсы:

Институт новых технологий [электронный ресурс]//http://int-edu.ru

Блог «Роботы и робототехника» [электронный ресурс]// http://insiderobot.blogspot.ru/ 

Лего [электронный ресурс]// http://www.lego.com/education/ 

РобоКлуб. Практическая робототехника [электронный ресурс]// http://www.roboclub.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)

Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

дополнительна общеобразовательная программа технической направленности "маленький механик"

Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных ...

Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию конструкторских способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерно...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»

Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...