Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет
рабочая программа

Тюрина Елена Юрьевна

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу авторской инновационной Программы.

В данной Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Classic, LEGO – простые механизмы, LEGO WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lego_2020.docx80.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

города Канска Красноярского края»

ПРИНЯТО

на Совете педагогов  МБДОУ № 49

Протокол № ____

от «____»  ____________  20____г.

Председатель Совета педагогов

______________ С.А.Кокорина

СОГЛАСОВАНО

на заседании Родительского

комитета МБДОУ № 49

Протокол № ____

от «____»  __________  20____г.

              УТВЕРЖДАЮ

              Приказ № _________________

              от «_____»_______20____г.

              Заведующий МБДОУ № 49

              _____________ Е.И.Першина

             

                                         

Дополнительная общеобразовательная программа

Технической направленности

«Легоконструирование и робототехника»

для детей 5 – 7 лет

                                                      Автор-составитель:  

                                                    воспитатель МБДОУ № 49    

                                               Тюрина Елена Юрьевна

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная  записка………………………………………………..................3

1.2. Цели и задачи реализации Программы…………………………………..............5

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………...............6

1.4. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………….6

1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………...........7

1.6. Оценочные материалы…………………………………………………………….8

2. Содержательный раздел

 2.1 Принципы  Легоконструирования…………….………………………………....8

2.2. Перспективный  план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/………………………………………………………....10

2.3. Перспективный  план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 6-7 лет/…………………………………………………………13

2.4. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка ……………………………………………………………………..15

2.5. Содержание программы…………………………………………………………16

2.6. Календарный учебный график………………………………………………….19

2.7. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов………………………19

2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………21

2.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………...21

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение  Программы………………………….22

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания …………………………………………………………………………….22

3.3. Расписание занятий дополнительной услуги……………………………...........24

4. Дополнительный раздел Программы

4.1.  Приложение……………………………………………………………………....25

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности  во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься   Легоконструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. 

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу авторской инновационной Программы.

В данной Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Classic, LEGO – простые механизмы, LEGO WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO.

Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Classic и LEGO WeDo в образовательный процесс ДОУ.

Программа разработана для педагогов ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.

Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» (далее Программа) разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3;

- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013г. № 1008;

- Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006г., №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155;

- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН) 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»);

- Лицензии на право ведения  образовательной деятельности № 5947-л от 06.09.2011г.;

- Устава МБДОУ № 49, утвержденного Постановлением администрации г. Канска №1434 от 29.08.2014г.;

Программа кружка "Лего - конструирование" составлена на основе учебно-методических рекомендаций Куцаковой Л.В. «Конструирование в детском саду» и методического пособия Е.В. Фешиной «Лего - конструирование в детском саду», с дополнением регионального компонента.

Программа разработана воспитателем МБДОУ № 49 и определяет содержание дополнительной образовательной услуги по развитию конструкторских способностей «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет.

Практическая значимость Программы    Применение конструкторов LEGO, позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

      Программа способствует формированию  предметных и универсальных способов действий, самоорганизации, саморегуляции, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности  ребёнка. В процессе занятий идет работа над развитием  интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

1.2. Цели и задачи реализации Программы                                        

Цель Программы: целенаправленное внедрение Легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

  1. Организовать работу по применению LEGO-конструкторов в ДОУ начиная со второй младшей группы.
  2. Организовать работу с детьми среднего возраста по курсу LEGO – простые механизмы.
  3. Организовать работу технической направленности с использованием программируемых конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста.
  4. Создать    LEGO-центры в группах.
  5. Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией.
  6. Повысить интерес родителей к   Легоконструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа дополнительного образования «Легоконструирование и робототехника в ДОУ» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принципы, на которых базируется программа:

- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности ребенка)

- принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные возможности ребенка)

- принцип непрерывности и системности

1.4. Возрастные особенности детей 5-7 лет.

 Дети 5-7 лет в лего-играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «чья команда быстрее построит…», «строим лего-постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с программируемыми мини-роботами «умная пчела». Используют в образовательной деятельности интерактивное оборудование, микроскопы, фотоаппараты, видеокамеры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности к изобразительной деятельности. Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования.

 • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

• Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

• Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

• Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

 • о деталях ЛЕГО-конструктора и способах их соединений;

• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

 • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

• о связи между формой конструкции и ее функциями.

Особенности проведения педагогического мониторинга

Реализация образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности.

Инструментарием для мониторинга являются карты наблюдений детского развития (приложение), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования, т. е. поддержки ребенка, построения его

образовательной траектории, коррекции особенностей его

развития;

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности по Легоконструированию создаются

педагогические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и

скорректировать свои действия.

1.6. Оценочные материалы.

 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

• Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

 • Выставки по Легоконструированию;

• Конкурсы, соревнования, фестивали.

Инструментарий для педагогической диагностики — диагностические карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

 

Механизм оценивания образовательных результатов: - наблюдение за работающими детьми; - обсуждение результатов с обучающимися.  Текущий контроль знаний и умений ребят проводится по окончании изучения базовой темы, итоговый – в конце года. Форма организации итогового занятия

– демонстрация изготовленных моделей, позволяет объективно определить уровень подготовки каждого ребенка (Приложение 1).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с подгруппой, группой детей. В ходе образовательной деятельности программа предполагает создание диагностических ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

2. Содержательный раздел

2.1 Принципы  Лего-конструирования

Основные принципы по Легоконструированию: 

 -  от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы  организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются  формы организации обучения, рекомендованные  исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

Требованиям к знаниям и умениям воспитанников

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель).  Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

2.2. Перспективный  план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/

Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).    

На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.

Основные формы занятий:

  • Моделирование по схеме, замыслу, образцу
  • Работа над проектами (второе полугодие)

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
  • Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
  • Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.

Перспективное планирование в старшей группе

Месяц

тема

цели

сентябрь

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Избушка на курьих ножках

Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу

Мостик через речку

Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца.

Колодец

Учить коллективно, строить простейшую постройку.

октябрь

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника

Разные домики

Учить строить домики разной величины и длины

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

ноябрь

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Катер

Учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями : «водный, речной, морской транспорт».

Пароход

Закреплять знания  водном транспорте. Закреплять навыки конструирования.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

декабрь

зоопарк

Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы.

слон

Учить строить слона. Развивать творческие навыки, терпение.

верблюд

Учить строить верблюда

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

январь

Домашние животные

Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования

дети

Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о постройке

Дом фермера

Учить находить материал для постройки

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

февраль

Грузовой автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно, соединять детали.

Пожарная часть

Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части.

самолёт

Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

март

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.

беседка

Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку.

пастбище

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами.

Конструирование по замыслу

Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Светофор, регулировщик

Закреплять знания о светофоре.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

робот

Показать игрушку робот. Учить строить робота.

Речные рыбки

Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

май

аквариум

Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум.

лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

попугай

Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2.3. Перспективный  план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 6-7 лет/

Задачи:

  • Закреплять навыки, полученные в старшей группе
  • Обучать конструированию по графической модели
  • Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
  • Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим решением).

Перспективное планирование в подготовительной школе группе

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

  1. Введение (1 ч.)

1.1

Техника безопасности. Знакомство с конструктором  Lego We Do

1

1

  1. Программное  обеспечение LEGO We Do (1  ч.)

2.1

Звуки. Фоны экрана. Сочетания клавиш.

0,5

0,5

1

  1. Изучение механизмов (3  ч.)

3.1

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

1

1

3.2

Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг.

1

1

3.3

Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости.

0,5

0,5

1

  1. Программирование We Do (1 ч.)

4.1

Блоки  «Цикл», «Прибавит к экрану», «Вычесть из экрана», «Начать при получении письма», «Маркировка»

0,5

0,5

1

  1. Конструирование и программирование заданных моделей (18 ч.)

5.1

Забавные механизмы

Танцующие птицы.

1

1

Создание  группы «Танцующие птицы»

1

1

Умная вертушка.

1

1

Обезьянка – барабанщица.

1

1

Создание из обезьянок – барабанщиц группы ударных.

1

1

5.2

Звери

Голодный аллигатор.

1

1

Создание макета заповедника.

1

1

Рычащий лев.

1

1

Создание львиной семьи (мама – львица и львёнок).

1

1

Порхающая птица.

1

1

5.3

Футбол

Нападающий.

1

1

Попадание в мишень (соревнование нападающих).

1

1

Вратарь.

1

1

Совместное занятие «Нападающий и вратарь»

1

1

Ликующие болельщики.

1

1

Создание группы болельщиков.

1

1

5.4

Приключения

Спасение самолётов.

1

1

Непотопляемый парусник.

0,5

0,5

1

  1. Вдохновляйтесь! Программы для исследований (2 ч.)

7.1

Управление с клавиатуры. Управление голосом. Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона.

0,5

0,5

1

7.2

Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. Супер случайное ожидание.

0,5

0,5

1

  1. Индивидуальная проектная деятельность (2 ч.)

8.1

Выработка и конструирование модели, её программирование.

1

1

2

Итого:

28

2.4. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Занятия по Программе организуются по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и носят инновационный характер.

Интеграция образовательных областей через Легоконструирование.

Область применения Легоконструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

- Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

- Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора.

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

- Речевое развитие.

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.

реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

- Физическое развитие

 Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

2.5. Содержание программы

  1. Введение  (1 ч.)

Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором.

Правило работы с конструктором. Основные детали конструктора  Lego We D: 9580 конструктор ПервоРобот, USB LEGO – коммуникатор, мотор, датчик наклона, датчик расстояния. 4 этапа обучения – установление взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие.

Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа,  работа в группе, решение проблемы, практическая работа.

  1. Программное  обеспечение LEGO WeDo (1 ч.)

Обзор: вкладка связь, вкладка проект, вкладка содержание, вкладка экран и т.д. Перечень терминов и их обозначение. Сочетания клавиш для быстрого доступа к некоторым функциям. Звуки – Блок «Звук» и перечень звуков, которые он может воспроизводить. Фоны экрана, которые можно использовать при работе.

 Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.

  1. Изучение механизмов (3 ч.)

Первые шаги. Обзор основных приёмов сборки и программирования.  Построение моделей: зубчатые колёса, промежуточное зубчатое колесо, коронные зубчатые колёса, понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, шкивы и ремни, перекрёстная ременная передача, снижение, увеличение скорости, червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг их обсуждение и программирование. Создание своей программы работы механизмов.

Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа,  решение проблемы, практическая работа.

  1. Программирование We Do (1 ч.)

Изучение основных блоков программирования: блок «Цикл», блок «Прибавить к экрану», блок « Вычесть из экрана», блок «Начать при получении письма», маркировка их обсуждение и программирование.

Формы занятий: работа в группе, индивидуальная работа,  решение проблемы, практическая работа.

  1. Конструирование и программирование заданных моделей (18 ч.)

5.1.Забавные механизмы. 

Танцующие птицы.

Учащиеся должны сконструировать двух механических птиц, которые способны издавать звуки и танцевать, и запрограммировать их поведение. В модели используются система ременных передач. Создание группы «Танцующие птицы» - конструирование и программирование моделей.

Умная вертушка.

Учащиеся должны построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.

Обезьянка – барабанщица.

Построение модели механической обезьянки с руками, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. Создание из обезьян – барабанщиц группы ударных.

5.2 Звери.

Голодный аллигатор.

Конструирование и программирование механического аллигатора, который мог бы открывать и закрывать свою пасть и одновременно издавать различные звуки.  

Создание макета заповедника.

Рычащий лев.

Учащиеся должны построить  модель механического льва и запрограммировать его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится. Создание львиной семьи (мама – львица и львёнка).

Порхающая птица.

Построение модели механической птицы и программирование её, чтобы она издавала звуки и хлопала крыльями, когда её хвост поднимается или опускается.

  1. Футбол.

Нападающий.

Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу.  Попадание в мишень (соревнование нападающих) конструирование группы нападающих.

Вратарь.

Конструирование и программирование механического вратаря, который был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик.

Групповая работа по конструированию вратаря и нападающего.

Ликующие болельщики.

Конструирование и программирование механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы, и подпрыгивать на месте. Создание группы болельщиков.

5.4Приключения.

Спасение самолёта.

Учащиеся построят и запрограммируют модель самолёта, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолёта. Придумывание истории про Макса и Машу, конструирование моделей истории и её проигрывание.

Непотопляемый парусник.

Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперёд и назад, как будто он плывёт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками.

Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа,  решение проблемы, практическая работа.

  1. Вдохновляйтесь! Программы для исследований (ч.)

Испытывание предлагаемых программ, чтобы исследовать возможности программного обеспечения. Управление с клавиатуры. Управление голосом. Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона. Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. Супер случайное ожидание. Все звуки. Все фоны экрана. Лотерея (запустите программу, чтобы узнать, кто же выиграет в лотерею). Джойстик (Поворачивайте датчик наклона «носом» вверх и вниз и наблюдайте, как будет меняться направление вращения мотора). Попугай

 (скажите что-нибудь в микрофон и наблюдайте за результатом). Хранилище (запустите программу и введите свой секретный код. Сможете ли вы отпереть замок?). Случайная цепная реакция.

        Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа,  решение проблемы, практическая работа.

  1. Индивидуальная проектная деятельность (17  ч.)

Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация  моделей. Выставка. Соревнования.

        Формы занятий: групповая работа, индивидуальная работа,  решение проблемы, практическая работа

  1. Подведение итогов (4 ч.)

Повторение изученного ранее материала. Подведение итогов за год. Перспективы работы на следующий год.

Формы занятий: самостоятельная работа, зачёт,   решение проблемы, практическая работа.

2.6. Календарный учебный график

        Период обучения по Программе: с 1 октября  по 31 мая. Программа рассчитана на 2 года. Основной формой работы с детьми является занятие. В соответствии с Уставом ДОУ в творческие каникулы занятия по Программе организуются без изменений. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия соответствует возрастным нормам детей.

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество

в год

Старшая группа (5-6 лет)

25 мин.

2

64

Подготовительная

к школе группа (6-7 лет)

30 мин.

2

64

2.7. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Методы и приемы, применяемые при организации занятий с детьми: Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной  образовательной программы является занятие. Это форма   обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения. Знание  педагогом индивидуальных особенностей воспитанников позволяет эффективно использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого обучающегося.

Неоспоримым преимуществом занятия, является возможность  соединения фронтальных, групповых  и индивидуальных форм обучения.

Формы занятий: соревнования, выставки, конкурсы,  практикум, занятие – консультация, занятие - ролевая игра,  занятие – презентация,  занятие проверки и коррекции знаний и умений.

 Методы организации учебного процесса.

  • Информационно – рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознания и запоминание обучающимися данной информации).
  • Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль за выполнением; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание).
  • Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие   доказательно пути его решения; восприятие и осознание обучающимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).
  • Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и руководство деятельности учащихся; самостоятельное решение обучающимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение).
  • Исследовательский метод (составление и предъявление педагогом проблемных задач и контроль за ходом решения; самостоятельное планирование обучающимися этапов, способ исследования, самоконтроль, непроизвольное запоминание).

В организации учебной познавательной деятельности педагог использует также словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы. Словесные методы педагог применяет тогда, когда главным источником усвоения знаний  обучающимися является слово (без опоры на наглядные способы и практическую работу). К ним относятся: рассказ, беседа, объяснение и т.д.

Наглядные методы. К ним относится методы обучения с использованием наглядных пособий.

Практические методы. Методы, связанные с процессом формирования и совершенствования умений и навыков обучающихся. Основным методом является практическое занятие.

  1. Дидактические средства.

В ходе реализации образовательной программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства.

  1. Формы подведения итогов: соревнования, выставки, зачёт, конкурсы

2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы

Самостоятельная творческая деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Поэтому на занятиях отводится специальное время для самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Для поддержки детской инициативы используется:

- адекватная оценка результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

- спокойная реакция на неуспех ребенка и предложение нескольких вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказ о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым техникам рисования;

- обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов сверстников;

- поддержание чувства гордости за свой успех и удовлетворение своими результатами

2.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с семьями строится по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей, укрепления авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей способствует установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологическую безопасность участников образовательного процесса: комфортно ребенку – счастливы родители; счастлив ребенок – комфортно родителям.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

- познакомить родителей с особенностями художественно-творческого развития детей;

- совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности и художественно-творческих способностей;

- помочь родителям создать условия в семье, способствующие наиболее полному усвоению знаний, умений и  навыков, полученных детьми на занятиях.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- организация

Ежегодно организуются различные мероприятия, в которых родители

совместно с детьми могут проявить себя. Вовлечение родителей в конкурсы, выставки, праздники, досуги, акции является эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов, способствует совместному решению задач программы и успешной социализации детей. Родители принимали активное участие в изготовлении оборудования для занятий в кружке (изготовление степ-платформ),  ежегодно, благодаря родителям, наши воспитанники принимают активное участие в городской спартакиаде, фитнес-марафоне, где представляют танцевально-ритмические композиции, освоенные на кружке.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Для успешного  выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Classic», «Лего-WE- DO 2.0», подобные отечественным конструкторам;

Для   обыгрывания конструкций необходимы  игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

В  процессе  реализации программы, воспитательно – образовательной работы с детьми планируется использование  педагогических технологий: личностно – ориентированной, здоровье сберегающей,  проектной, технологии  коллективного творчества и других, которые  будут  способствовать  лучшему освоению  материала программы.  Реализация технологии  личностно-ориентированного и развивающего обучения,  планируется через участие в выставках, конкурсах, культурно – массовых мероприятиях, занятиях, развитие фантазии, воображения. Обучающиеся научатся  выражать свои мысли и идеи в изготовлении изделий, доводить начатое дело до конца, реализовывать себя в творчестве, смогут воплотить свои фантазии и идеи в созданной модели.  Реализация технологии коллективного творчества, планируется через обучение и общение в группах, обучающиеся научатся  работать в группе, будут видеть, и уважать свой труд и труд своих сверстников, научатся давать  адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других детей. Здоровье сберегающие технологии реализуются через проведение физкультминуток и релаксирующих пауз, обучающиеся научатся управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье. Использование технологии  проектной деятельности пройдет  через планирование и организацию изготовления модели, контроля трудовой деятельности, поиска путей решения поставленной задачи, работу с технологическими картами, схемами, анализа  задания.

Дети в играх конструируют свой собственный мир, проявляя бурную фантазию. В деловых имитационных играх имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия и т. п.  При такой групповой работе, в которой педагог выступает в роли консультанта, коллективные действия, постепенно, способствуют индивидуальному решению учебной задачи. Методика развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для обучающегося. При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но и учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Для сильных воспитанников используются технологии проблемного обучения, проектная деятельность. При этом педагог ставит конкретное практическое задание, соответствующее интеллектуальным возможностям обучающимся, а  сам  ребенок (с помощью технологических таблиц, схем)  или под руководством  педагога находит решение и выполняет задание. В процессе такого обучения воспитанники учатся мыслить логически, творчески, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Педагог оказывает педагогическую поддержку развития личности ребенка. Даже к самым слабым ребятам отношение на занятии спокойное и доброжелательное. Учитываются индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе  форм, методов  и приемов работы. На занятии ребенок имеет возможность делать выбор приложения своего мастерства, решает сам, какую модель будет делать, высказывает свою точку зрения о приемах работы. Ребенка сравнивают с самим собой, а не с другими ребятами. У ребенка создается субъективное переживание успеха. Смена деятельности позволяет ребенку не только стать активным участником образовательного процесса, но и развивает самостоятельность в принятии решения. Все дети нуждаются в стимулировании, поэтому, любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методом поощрения. Вся учебная деятельность нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Девиз занятий: «ты все можешь!». Вместе с тем, требования к тому, чтобы ребенок доводил свою работу до конца, чтобы качество изделия было высоким, чтобы он преодолевал трудности, помогают воспитывать у него силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, ответственность за порученное дело. Формы  подведения  итогов осуществляется через наблюдение  педагогом,  бесед,  итогового  занятия по каждому разделу программы, коллективный  анализ выставочных работ, самоанализ, организации выставок,  участие в  районных, областных, конкурсах. Для реализации программы используются следующие методические материалы: учебно-тематический план; методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий; таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов; схемы пошагового конструирования; иллюстрации транспорта; стихи, загадки по темам занятий, конструкторы «LEGO»;

3.3. Расписание занятий дополнительной услуги:

3.4. Список литературы:

1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.

2. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation сложные задания, связанные с физикой.

4.  Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.

5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

4. Дополнительный раздел программы

4.1. Приложение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)

Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

дополнительна общеобразовательная программа технической направленности "маленький механик"

Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных ...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию конструкторских способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерно...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности

Для детей 5-7 лет «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»

Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...