Статья "Образовательный потенциал конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

 Павлова Елена Федоровна

В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота — растим будущих инженеров».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы "От Фребеля до робота"23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный потенциал конструирования в развитиидетей дошкольного возраста

Павлова Елена Федоровна, воспитатель

,

МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3

«Золотой ключик»

Кемеровская область- Кузбасс, пгт. Тяжинский

В настоящее время актуальным вопросом является включение инженерного образования уже на дошкольной ступени, так как на современном рынке производственных отношений назрела популяризация профессии инженера, необходима подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров. Важно в дошкольном возрасте выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» поставил перед собой задачу:воспитывать новое поколение инженеров через реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота — растим будущих инженеров».

Принимая решение об апробации данной программы в условиях детского сада, мы увидели явные преимущества и возможности повышения качества работы ДОО. Новый технический контент уже дополнил и обогатил содержание основной образовательной программы ДОО по пяти образовательным областям:«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»в направлении «Конструирование». Благодаря игровым набором «Дары Фребеля», переосмыслена и выстроена иначе работапо организации конструктивно-модельной деятельности на всех этапах дошкольного возраста с учетом наращивания технического потенциала и поэтапного обогащения опыта детской деятельности. 

Стало очевидно, что для развития технического творчества дошкольников необходимо создавать условия для приобретения детьми опыта работы с разными конструкторами и овладения педагогами программнымобеспечением робототехнических конструкторов.

На сегодняшний день в детском саду развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста осуществляется средствами игрового набора «Дары Фребеля» и конструктора LEGO. Диапазон его широк. Мы используем следующие виды: Эдьюкейшн, Лего – Сити, Лего – CLASSIK, ЛегоWeDo2.0,Лего –DUPLO/

Использование LEGO – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.Игровой набор «Дары Фребеля» обеспечивает целостностьобразовательного процесса через игру, обладает огромным развивающим и обучающим потенциалом. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе.

Для эффективной организации занятий по конструированию и робототехнике была продумана развивающая предметно-пространственная среда для занятий по конструированию. В каждой группе детского сада созданы центры «Конструирования и моделирования», где воспитанники могут во время самостоятельной деятельности конструировать свои шедевры.  В отдельном кабинете организована инженерная мини – студия,оснащенная наличием наглядных пособий, технологических карт, вспомогательных материалов в виде иллюстраций, литературы, игрового набора «Дары Фребеля», LEGO-конструкторов.

На занятиях по конструированию воспитанники учатся создавать, строить и воплощать в жизнь собственные образы, собирают свои первые механизмы, в игровой форме знакомятся с работой шкивов, зубчатых передач, рычагов, проектируют модели, следуя чертежу, ставят небольшие эксперименты. Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает будущих инженеров и конструкторов. Тематическое планирование включает разделы: «Авиационная техника», «Бытовые приборы», «Строительство», «Транспорт», «Роботы», «Кораблестроение» и др.

Считаем, что ведущими и главными в обучении конструктивной деятельности являются следующие наглядные методы: обследование образца, показ способа действий в сочетании с пояснением. Из практических методов педагог наиболее часто использует игровые упражнения. На всех занятиях выдерживается технология (этапы) НОД, предусмотренные программой.

В ходе образовательного процесса ребята выполняют различные ситуации. Так, например, дошкольники подготовительной группы программировали аллигатора, что бы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней пищу, или рычащего льва, который садится, затем ложится и рычит, чуя косточку. Дети проявляют большой интерес, когда им предлагается выстроить места, посещение которых некоторым людям не нравится, например, кабинет врача-стоматолога или процедурного кабинета (прививочного кабинета). Педагог выясняет, почему они себя чувствуют некомфортно, просит взять мини – фигурки и разыграть   ситуации, которые создают неудобства, предлагая высказать свои идеи о том, как посещение таких мест сделать более приятным и полезным.

Большое значение при работе по программе «От Фрёбеля да робота: растим будущих инженеров» имеет инженерная книга, в который дети фиксируют свои идеи, замыслы, отмечают этапы работы конструирования, обозначают схемы, рисунки объекта, отмечают не только правила техники безопасности при работе с конструкторами, но и правила безопасности (например, во время полета на самолете – если конструируют самолет; во время работы с утюгом – если конструируют по теме «Бытовая техника»). Педагог обсуждает с детьми идеи, задает вопросы для развития мышления детей: «Что хочешь делать?», «Из чего или на чем?», «Чем будешь делать?», «В каком порядке?». При таких тщательных разборах у детей развивается не только воображение, но речь. В процессе творческой деятельности каждый ребенок может устроиться, где захочет, выбрать себе соседей по интересам. Ребята могут свободно перемещаться по мини-студии, если им требуется какой-то инструмент, материал, схему или детали. Такое общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других детей, сравнивать свои объекты, обмениваться мнениями и открытиями.

Работая с конструктором индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать рабочие идеи и воплощать их в постройках, планировать и совершенствовать их. Многие ребята хорошо владеют элементами графической грамотности: кратко характеризуют модель, делают зарисовку чертежа в инженерной книге.

Не менее важной задачей является воспитание бережного отношения к продуктам конструктивной деятельности, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения, поэтому педагог обращает особое внимание дошкольников на осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим результатам творческой деятельности, показывает постройки товарищей, учит замечать успехи других, радоваться им. Целесообразно стало объединение детей для совместных построек, создание таких ситуаций, в которых ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает других. Такая непростая деятельность стала интересна дошкольникам, так как дает возможность не просто сделать для себя открытие, а придумать и создать что-то новое, интересное и увлекательное. Практика показала, что дошкольники, однажды самостоятельно выполняя задания по схеме, смогут создавать свои первые проекты, участвовать в творческих конкурсах и продолжать заниматься этим в школе. В этом и есть преемственность обучения, начиная с воспитанников детского сада и заканчивая учениками в школе.После таких занятий, ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями с родителями. Родители стали более заинтересованными в интересах своих детей и активными участниками различных мероприятий.

Представленная практика по данной программе способствует расширению технического творчества дошкольников. Образовательная организация делится опытом работы и имеет успех:

- участие в конкурсе профессионального мастерства «Моё Ноу-хау в работе с детьми»;

- публикация опыта работы в областном печатном издании «Дошколёнок Кузбасса» со статьей «Растим будущих инженеров»;

-участие в ReФорум «Управляя будущим», педагогическая мастерская «Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;

 -участие в областном вебинаре«Образовательный потенциал конструирования в развитии детей дошкольного возраста». Поделилась опытом внедрения LEGO - конструирования в образовательную деятельность в соответствии с парциальной образовательной программой дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров" и представили фрагмент образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Шахтер – почетная профессия Кузбасса».Запись вебинара доступна по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=a4A2_O4TzQA

- проведение онлайн мастер-классов по работе с LEGO –конструктором;

- освещение материалов работы на страницах сайта http://zolotoikliuchik.ucoz.net/  иhttps://www.instagram.com/.

Мы уверены, что готовность детей к изучению технических наук в период дошкольного возраста позволит нашим воспитанникам чувствовать себя комфортно в научно-технической среде современного мира. Со своей стороны, считаем необходимым распространять опыт работы, создавать и регулярно обогащать методические копилки для педагогов, включать родителей в совместную деятельность и проводить открытые мероприятия для них, начать проектировать программы преемственности развития технического творчества детей между детским садом и школой. Ставим перед собой стратегические и тактические задачи работы в рамках апробации данной парциальной программы. Пытаемся выработать механизм отбора содержания предварительной работы как основы успешной организации конструктивно-модельной деятельности, упорядочить и предложить методическую копилку проблемно-поисковых, образовательных, мотивационных ситуаций, в рамках которых будет успешно разворачиваться конструктивно-модельная деятельность в любом детском саду, независимо от статуса экспериментальной площадки.

Список использованных источников

1.Волосовец, Т.В., Карпова, Ю.В., Тимофеева, Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Т.В. Волосовец и др. - Самара: Вектор, 2018. 79 с.

2.Волосовец, Т.В., Карпова, Ю.В., Дрыгина, Е.Н. и др. ООО «Научно-технический центр», - Вып. №1. - Самара: 2018.- 58с.

3.Капица, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Капица. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/ (дата обращения: 25.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Роль ЛЕГО - конструирования в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье описано влияние Лего-конструирования на развитие ребенка. Лего-конструирование дошкольника - легкая дорога к познанию. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую моторику, воображение...

«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Значение Lego-конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Формирование мотивации дошкольника, а так же развитие творческой познавательной деятельности, вот главная цель, которая стоит сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Одним из средств достижения д...

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста

laquo;Лего» – умная игра,Завлекательна, хитра.Интересно здесь играть,Строить, составлять, искать!Приглашаю всех друзей«Лего» собирать скорей.Там и взрослым интересно:В «...

Лего–конструирование в развитии детей дошкольного возраста.

Лего–конструирование в развитии детей дошкольного возраста....

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста.

Познавательный материал для папки-передвижки....