Кукла Столбушка – от игрушки до оберега
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Немиро Екатерина Николаевна

Занятие разработано в соответствии с ФГОС по образовательной области художественно-эстетическое развитие. Технология - проектная деятельность.Цель - создание куклы-оберега. 

Занятие разработано с применением следующих методов обучения: наглядный, словесный, практический. Форма организации проектной деятельности - групповая. 

Применяемые образовательные технологии: ИКТ, технология музыкального воздействия, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55Приморского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта образовательной деятельности

Тема: История куклы Столбушки

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Технология: Проектная деятельность

Составил: Екатерина Николаевна Немиро,

воспитатель

2021-2022 учебный год

Методическая разработка «Кукла Столбушка – от игрушки до оберега»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Используемая технология: конструирование.

Цель:Создание куклы-оберега

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать в ребенке доброту, терпение, взаимопомощь; продолжать воспитывать детей в народных традициях.
  2. Познавательное развитие: формировать познавательный интерес к народному творчеству; знакомить детей с созданием куклы-оберега.
  3. Речевое развитие: развивать диалогическую речь.
  4. Художественно-эстетическое развитие: развивать в ребенке художественный вкус.
  5. Физическое развитие: развивать в ребенке образное мышление, мелкую моторику.

Материалы и оборудование:набор лоскутов ткани, вата, красные нитки, деревянные брусочки, пооперационная карта создания куклы, компьютер с проектором, экран, набор народных кукол, магнитофон.

Предварительная работа:

  1. Семейный проект «Кукла бабушкиного детства»
  2. Беседа с детьми на тему: «Куклы-обереги»
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением народных кукол.
  4. Чтение и рассматривание фольклора.
  5. Рисование народных костюмов
  6. Посещение выставки народных промыслов.

Современные образовательные технологии:

  1. ИКТ
  2. Технология музыкального воздействия
  3. Здоровьесберегающая
  4. Личностно-ориентированная

Технологическая карта ООД

№ п/п

Этапы ООД

(время)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Фоном звучит народная музыка. Уголок для занятий оформлен в виде кукольной экспозиции в избе. Столы, накрытые красивой скатертью с русским народным орнаментом, поставлены уголком. На столах оформлена кукольная экспозиция, в середине которых «волшебный» сундучок. Напротив столов экран для показа видеоматериала.

Воспитатель (в образе Марьи-рукодельницы):

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас в своей кукольной мастерской!

- Как вы думаете, о каких куклах сегодня будет идти речь?

Почему вы так решили? По-вашему, из каких материалов сделаны эти куклы?

Перед вами коллекция народных кукол! И сегодня мы с вами попробуем сделать одну из таких кукол.

Дети проходят в мастерскую.

Дети приветствуют педагога.

Дети отвечают на вопросы педагога.

2 мин

2.

Основная часть

  1. Показ коллекции кукол.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чем все эти куклы отличаются от современных кукол? А как называется эта куколка, кто вспомнит? \Это кукла – зерновушка\. А это что за кукла? \ эта кукла – десятиручка\.  А эта? \ Это кукла мотанка\. Ребята, а это что за кукла?

\Это кукла Столбушка\.

Дети рассматривают коллекции кукол, отвечают на вопросы воспитателя.

2 минуты

  1. Показ презентации на

тему: «История куклы Столбушки и технология ее изготовления»

Просмотр презентации

2 минуты

  1. Сюрпризный момент

«Старинный сундучок с лоскутами тканей».

Воспитатель: Друзья, как вы думаете, что это за предмет обихода? Правильно, это сундук.Но не простой, а старинный. Как вы думаете, что в нем?

Воспитатель: Давайте проверим, что же все так лежит в этом сундуке?

Воспитатель открывает сундук.

Воспитатель: Ребята, что это? \Правильно, это ткани\. Здесь ещё что-то есть? Что же это? \Это деревянный брусок\

Дети обращают внимание на сундук

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают содержимое сундучка и отвечают на вопросы воспитателя.

2минуты

  1. Повторение алгоритма

создания куклы

Дети называют последовательность создания куклы

1 минута

  1. Физкультурная минутка

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель показывает движения рук и проговаривает текст пальчиковой игры «Соседи»:

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. 

(Сжать пальцы правой руки в кулак.)

Один! Два! Три! Четыре! Пять!                 

(Поочередно разжимают пальцы.)

Захотели поиграть!                                      

(Пошевелить всеми пальцами.)

Разбудили дом соседей,                          

(Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,       
Восемь, девять, десять –           

(Отогнуть пальцы один за другим на счёт)                      

Веселятся все!                                                

(Покрутить обеими руками.)

Но пора обратно всем:                                
Десять, девять, восемь, семь                      

(Загнуть пальцы левой руки один за другим.)

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.                

Четыре, три, два, один,                          

(Загнуть пальцы правой руки.)

Круглый кулачок, как апельсин.

(взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

(кистями рук рисуем в воздухе круг)

Дили-дили, дили-дон!

(взмахиваем кистями рук по очереди.)

Дети повторяют движения рук за воспитателем.

1 минута

  1. Мастер-класс по

изготовлению куклы Столбушки

Поэтапное создание куклы Столбушки

18 минут

3.

Заключительная часть

Воспитатель (в образе Марьи-рукодельницы): Друзья, мы сегодня с вами на славу потрудились, не ленились! Вы были внимательны, старательны. И потому у нас получалась очень интересная коллекция кукол.

- И так, ребята, вам понравилось делать куклу? Давайте вспомним, как называется эта кукла? А из чего она состоит? В чем были ваши трудности при создании куклы?

Дети отвечают на наводящие вопросы воспитателя по изученной теме.

2 минуты

4.

Общее время

30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт "Народная кукла Столбушка"

Публикация содержит краткое описание куклы Стобушки, способ ее изготовления. Раскрыта педагогическая ценность куклы, ее развивающая направленность. Представлен примерный перечень игровых ситуаций....

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья...

Мастерская с родителями дошкольников старшей группы "Народная кукла-столбушка"

Столбушка – одна из самых простых народных тряпичных кукол. Ее еще называют кукла-закрутка. Из названия понятно, что основой такой куклы должен быть «столбик». Сделать такой «столбик можно из чего уго...

Изготовление куклы Столбушка-крестовушка

Конструирование из ткани: «Кукла столбушка – крестовушка».Цель.Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Создать проблемно – поисковую ситуацию для этимологического рассл...

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Сего       Сегодня мы совершим небольшой экскурс в прошлое и поговорим о вечных спутниках детей — куклах.Ещё век назад первым "другом" ребёнка была самодельная лоск...