Занятие по ручному труду «Русская народная тряпичная кукла «Пеленашка» (Старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_samoobrazovaniyu._leshukova_i.a.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД д/с «Сказка» корпус «Звёздочка»

Организация работы по самообразованию

 «Современные подходы к трудовому воспитанию

в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Конспект занятия по ручному труду  «Русская народная тряпичная кукла «Пеленашка»

(Старший дошкольный возраст)

в рамках года «Культурное наследие народов России»

Воспитатель: Лешукова Ирина Анатольевна

с. Омутинское

2022год

Занятие по ручному труду  «Русская народная тряпичная кукла «Пеленашка»

(Старший дошкольный возраст)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать возможность детям понять, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

-создать условия для изучения  и применения на практике технологии изготовления тряпичной куклы - пеленашки (закрутка, скрутка);

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, Пеленашка);

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- формировать умение самостоятельно подбирать цветовые решения для куклы;

- совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание.

Воспитательные:

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Материал:

1) Кусочек белой ткани примерно размером 8х18 см.

2) Треугольник цветной ткани для косынки.

3) Цветная яркая ткань размером примерно 10х15 см- пеленка.

4) Узкая тесьма или пряжа для перевязывания пелёнки.

5) Красная нить.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Проходите, гости дорогие! Наши молодцы присаживайтесь по левую руку, а девицы – по правую.

Психологический настрой.

-   Сядьте удобно. На что похоже ваше настроение? На солнышко или на тучу? С солнышком мы проведем нашу встречу. Если на тучу, то давайте раздвинем ее руками и улыбнемся друг другу.

II.Основная часть.

Воспитатель:

-Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (игрушки)

- У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).

Рассказ воспитателя о кукле.

    Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, бабушки и мамы делали игрушки для детей, а когда дети подрастали, то  придумывали и делали себе игрушки сами. Давайте заглянем в сундучок игрушек!

(в сундучке находятся русские народные игрушки, изготовленные из разных материалов: глиняная свистулька: деревянная лошадка, матрёшка; тряпичные куклы - раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол, это была самая распространённая игрушка.)

  -Самой первой игрушкой была тряпичная кукла «Пеленашка». Мамы всегда старательно делали кукол - Пеленашек  для своих дочек и сыновей.

Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец.

 Раньше младенцев пеленали в специальные пелёнки, отсюда и пошло название «Пеленашка», головку повязывали платочком, и что самое главное, такому крошке обязательно повязывали пояс. Он служил – оберёгом.

Такими куклами не играли, их клали в колыбель, где она ожидала появления малыша, а когда появлялся малыш, то оберегала его.

Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…

Постановка художественно- трудовой задачи.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте попробуем с вами изготовить такую же куклу – Пеленашку!

Тогда давайте  все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. А по пути в мастерскую немного разомнемся.

Физкультминутка. Ровным кругом
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так..

Объяснение и показ воспитателя.

1.Взять белую ткань и свернуть её в трубочку- скатка.

2. Перевязать скатку посередине, формируя талию, а также посередине верхней части, формирую голову.

3. Взять красивый лоскуток для косынки . Надеть косынку, наперехлёст под шеей, и оберните за спину, аккуратно, не надавливая, свяжите концы .

4. Взять цветную ткань(пелёнку) и положить на неё куколку так, чтобы голова немного выступала над серединой длинной стороны . Правый конец ткани оберните вокруг куколки.

5. Теперь оберните куколку левым концом пелёнки, у Вас получится свёрток .

6. Нижний конец ткани, свисающий под куколкой, заверните наверх.

7. Зафиксируйте свёрток  поясом

- Вот какая куколка у меня получилась.

Вот она, вот она -

Кукла милая моя,

Я подружку смастерила,

Душу я в нее вложила

 А теперь попробуйте и вы! 

Самостоятельная работа детей

по изготовлению куклы « Пеленашки», индивидуальная помощь.

(фоном звучит русская народная мелодия)

Но сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала -

(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

- Приступаем к работе. Ребята, помните, что приступать к работе нужно с хорошим настроением и добрыми пожеланиями.

   В народе говорят: «Одной рукой узла не завяжешь», значит для того, чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать.

Воспитатель: Вот такие «Пеленашки» у нас получились! Давайте возьмём их в ладошки и убаюкаем, как настоящих малышей.

«Ай, люли, люли, люли

Кукле радуемся мы

Станем куколку качать

Её не будем огорчать

Мы ей песенку споем,

Засыпай ты крепким сном

баю-баю – баю – бай,

Ты скорее засыпай».

III.Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами  попутешествовали в прошлое, когда жили наши прапрабабушки!

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?  

- Какую куклу мы с вами делали?

-Почему она так называется?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.

Кукла Пеленашка