Тестопластика, как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Игнатова Анастасия Сергеевна

Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_kak_metod_razvitiya_melkoy_motoriki.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тестопластика, как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

       Тестопластика имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся детей с ОВЗ. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

      Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна лепка из соленого теста — тестопластика. Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений.

      Я решила проводить занятия по тестопластике из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом  успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые представляют этот материал для творчества. Тесто материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Преимущества соленого теста в том что:

  • Экологический чистый материал;
  • Можно приготовить в любой момент;
  • Не липнет к рукам;
  • Мало пачкает руки, очень легко отмывается;
  • Безопасно при попадании в рот;
  • Легко лепится;
  • Легко регулируемое, пластичное;
  • Сушится в духовке или на воздухе.

   Цель моей работой: Создать условия для раскрытия и развития потенциальных  творческих способностей и возможностей ребенка  через приобщение к народному искусству.  Практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.

Исходя из поставлено цели, определила для себя следующие задачи:

1. Расширять кругозор детей по декоративно-прикладному искусству. Освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.

2.Развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных  промыслов; через ознакомление со скульптурой. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления. Внимания, волевых процессов. Умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

3. Ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество, информационная познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам регулятивно-поведенческая компетентность, воспитывать культуру поведения в обществе с детьми  и взрослыми.

4. Коммуникативная компетентность воспитывать детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению культурно – социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценки деятельности.

Занятия способствуют:

  • Раскрытию и развитию потенциальных способностей и возможностей ребёнка;
  • Формированию интереса к художественной деятельности;
  • Формированию эстетического вкуса;
  • Развитию пространственного воображения и мышления;
  • Развитию мелкой моторики рук;
  • Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  •  Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
  • Освоению основных навыков лепки из солёного теста с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Лепка одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания. Лепка помогает формировать художественный взгляд, вкус, учит понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают моторику рук, что способствует развитию наблюдательности, речи, развивают детскую фантазию.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства и требует к себе концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. На занятиях я развиваю способность работать руками под контролем сознания, у ребенка в процессе занятий совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

В своей работе с детьми использую следующие приемы:

Свободная лепка (каждый ребенок лепит то, что хочет на заданную тему).Лепка из соленого теста выполняется индивидуально, а беседа происходит после занятия. На лепку выделяется 20мин., затем поделки выставляются, и начинается обсуждения работ. Дети рассказывают и высказывают свое мнение о работах других детей.

Коммуникативная лепка. Дети объединяются в пары, у каждой свой набор оборудования для лепки, тесто. Пары лепят на свою тему при этом вербальные контакты исключаются, дети общаются с помощью образов. После выполнения поделок я беседую о них с детьми, при этом анализирую не только технику выполнения, но и мысли, чувства, возникшие у детей, и их отношение у детей, и их отношение друг другу в процессе лепки.

Совместная лепка. Несколько детей (или вся группа) выполняют коллективную работу. По окончании анализируются участие каждого ребенка группы, характер его вклада и особенности взаимодействия со сверстниками в процессе лепки. Я анализирую работу детей, наблюдая за тем , как каждый ребенок выстраивает отношения с партнерами, как начинает лепить, какую часть поделки отводит себе.

Дополнительная лепка. Каждый ребенок, начав лепить свою поделку, передает ее по кругу, а его сосед продолжает работу и что- то дополняет в ней. Таким образом, поделка должна побывать у каждого ребенка и прийти к своему «хозяину».

Именно она помогает в процессе развития  мелкой моторики. У детей улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость скованность. Игры оригинальны и интересны тем, что предоставляют собой маленький театр,  где актеры – детские пальцы. Пальчиковые игры развивают тактильную чувствительность, мышечный аппарат, повышают общий уровень организации и собранности ребенка. Происходит стимуляция речевых зон коры головного мозга, положительно сказывается на исправлении речевых искажений, совершенствуется память.

     В процессе работы я оказываю в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это:

- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);

 - эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка); - направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).

 В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.

Список литературы:

  1. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005. 3. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001
  2. Искусство вокруг нас. – М.: Ренессанс, 1994
  3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991.
  4. Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
  5. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М.: Пассим, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...

Тестопластика как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

•Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактил...

Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."

Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...

План работы"Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики...

Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

применение тестопластики в работе с детьми с нарушением зрения...

Консультация для родителей «Тестопластика, как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Тестопластика имеет художественно – эстетическую направленность. Творческая деятельность эффективно  воздействует на эмоционально – волевую сферу дошкольников с ОВЗ. Процесс овладения...