Конспект ООД "Как лоскутки стали куклами"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Набиуллина Гузалия Расимовна

Лоскутная кукла - это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. К.Д. Ушинский писал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить накопленные веками великие ценности национальной культуры для будущих поколений потомков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kak_loskutki_stali_kuklami.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

                                КОНСПЕКТ

    организованной образовательной деятельности

                 познавательное развитие

                      (конструирование)

             «Как лоскутки стали куклами»

                       средняя группа

                        (в рамках годового плана)

                                                                                Подготовила и провела:

                                                                                              Набиуллина Гузалия Расимовна

                                                                                              воспитатель

                                                                                              первой квалификационной

                                                                                               категории

                                                                                              согласовано:

                                                                                              старший воспитатель

                                                                                              ___________Миниахиетова Д.М.

                                                                                              _________ дата проведения

                                                                                             

                                                         

                                                     

2021 - 2022г.

Цель: ознакомление детей с народными куклами посредством изготовления куклы «Куватка».

Задачи:

  1. Образовательные: научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом;
  2. Развивающие: совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание узелка развивать ловкость, аккуратность.
  3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к конструированию рукотворных игрушек. - воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Предварительная работа:

Знакомство с народной игрушкой, беседа о старинных детских игрушках, пеленание кукол и других игрушек.

Словарная работа: кувадка, оберег.

Оборудование для воспитателя: Иллюстрации с изображением тряпичных кукол, кукла кувадка, технологическая карта изготовления куклы кувадки.

Для детей:

лоскуты разноцветной ткани 10-10 см, лоскуты белой ткани10х20 см, красые длинные нитки и белые короткие.

Утренний круг

«Руки протяни дружок,

Становись скорей в кружок,

Будем мы с тобой дружить,

В этом светлом мире жить.»

 Вводная часть

Дети: кто это?

Воспитатель: Чья это кукла? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы дадим ей имя. Вам нравится Дашенька? Что вам в ней нравиться? (красивая, большая и т.д)

Воспитатель: А из какого материала сделана кукла? (Ответы детей предположительно: пластмасса)

Воспитатель: Это современная кукла, а давным-давно, всё в мире было по-другому не было заводов и фабрик, ни пластмассы, ни резины, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили-были мальчики и девочки, которые очень любили играть. Какие же игрушки у них были?  (Ответы детей)

Воспитатель: взрослые стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, из глины и даже придумали тряпичную куклу. Как вы думаете, а какие они были? (Ответы детей: (Кукол делали из тряпочек и ниток. Куклы небольшие по размеру.))

Воспитатель: Куколки были яркие и нарядные. Делали их без швов, не шили, а просто связывали лоскутки и скручивали.

Существует очень много видов тряпичных кукол. Обратите внимание эти куклы-обереги делали их без лица, то есть кукла должна быть доброй. Потому, что кукла эта была оберегом.

Как вы думаете, что значит «оберег»? (Ответы детей: (от слова оберегать, беречь, охранять).

Воспитатель: Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье. Хотите научиться делать такие же куклы? Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Сегодня мы с вами научимся делать вот такую куколку (показ куклы).

Называется куколка Кувадка. Повторите. (хором и индив работа)

Кувадка – это кукла-оберег.

 Воспитатель: Из чего сделаны эти куклы?

 Дети: Куклы сделаны из кусочков ткани и ниток.

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста эта ткань какой формы?

Дети: Это прямоугольник.

Воспитатель: Мы взяли ткань прямоугольной формы, положили перед собой и скручиваем его к середине. сначала с одной стороны потом, с другой стороны.

2. Скрученный лоскут складываем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягиваем лоскут и завязываем какой ниткой? (ответы детей длинной ниткой)

Сначала делаем нитки крест на крест один конец продеваем в петлю, затягиваем и еще раз крест на крест, один конец нитки протягиваем в петлю и затягиваем.

Воспитатель: Теперь берем белую ткань. Какой она формы?

(ответы детей) Из белой ткани делаем руки, скручиваем ткань   туго трубочкой. Какой ниткой завяжем руки? (ответы детей) Почему? (ответы детей)

Белой ниткой завязываем также с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Сначала делаем нитки крест на крест один конец продеваем в петлю, затягиваем и еще раз крест на крест, один конец нитки протягиваем в петлю и затягиваем, это руки нашей куклы.

Воспитатель: теперь одну половинку туловища поднимаем и вставляем руки, и под руками перевязываем какой ниткой? (ответы детей) Сначала делаем нитки крест на крест один конец продеваем в петлю, затягиваем и еще раз крест на крест, один конец нитки протягиваем в петлю и затягиваем.

Наша куколка готова.

Воспитатель: Проходите на свои места, давайте перед началом очень интересной нашей рабы разомнем пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми. 

Пальчиковая гимнастика

 «Тряпичные куклы».

С нами ты уже знаком- руки согнуты в локтях перед собой, ладони вверх; сжимание и разжимание кулачков, ратопырив пальцы.

Мы из ярких лоскутков:          хлопки ладонями с усилием.

Людям помогаем                         похлопывание ладонями по груди.

И обрегаем.                                  обнимают себя обеими руками.        

Кукла Куватка, кукла Кубышка,

Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка. загибают поочерёдно пальцы на левой руке пальцами правой руки.

Кукол в корзинку мы соберём……ладони соединены, раскрыты «корытцем».

И на полку в музей отнесём. ладони соединены, раскрыты вверх.

На столах у вас схемы, смотрите на них. Сначала берем цветной лоскут ткани и начинаем сворачивать и т. д

работа детей воспитатель помогает и следит за работой детей.

Воспитатель: Наши куколки готовы.  Какая замечательная кукла у нас получились.

А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

-О каких куклах вы сегодня узнали? (ответы детей)

Мы с вами очень хорошо поработали. Сейчас предлагаю вам представить на одной руке улыбку, а на другой радость. А чтобы они от нас не ушли их надо крепко соединить аплодисментами.

Дашенька, посмотри какие куколки получились у ребят. Тебе нравятся? Оставайся у нас в гостях, познакомишься с куклами и поиграешь с ними.

Я кукла, кукла – оберег,

Твоя помощница навек

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай

Я принесу тебе удачу

Жизнь станет ярче и богаче!

На прощанье в этот час

Поблагодарить хочу я вас.

Всем спасибо за терпенье, за улыбки, за веселье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: День рожденье куклы Кати

Тема: День рожденье куклы КатиЗадачи: в совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, обогащать содержание ...

Конспект интегрированного занятия «Поможем кукле Лизе»

Развитие связной речи детей, упражнение  в описании игрушек, умении отгадывать загадки, совершенствование  умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих назван...

Конспект чего не стало.

Формирование умения различать по внешнему виду овощи; развивать внимание и память в игре «Чего не стало?», формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать желание слушать сти...

Конспект НОД «Как лоскутки стали куклами"

Конспект НОД "Как лоскутки стали куклами"...

«Как 7 лоскутков стали Северной Берегиней»

конспект родительского собрания...