Использование Lego-конструирования в дошкольном образовании.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Кацер Светлана Геннадьевна

Эта статья предназначена для тех педагогов, кто хочет начать работу с детьми, используя конструкторы Lego. В статье раскрывается актуальность Lego-конструирования, рассматриваются виды обучающих конструкторов и подробно рассказывается о формах организации конструирования с детьми от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_lego_v_doshkolnom_obrazovanii.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Lego-конструирования в дошкольном образовании.

Актуальность вхождения робототехники в дошкольное

образование.

LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Инновационная и многофункциональная технология LEGO не только обеспечит реализацию основных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками в раннем возрасте, познавательно-поисковой, коммуникативной, игровой и конструктивной в дошкольном возрасте), но и поможет в развитии математических знаний у дошкольников.

LEGO-конструирование – эффективное воспитательное средство,

которое помогает объединить усилия всех участников образовательных

отношений (педагогов, родителей, детей). В совместной игре с родителями

ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным,

эмоционально отзывчивым.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются

воспитанниками группы в разных видах детской деятельности: игровой,

познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании и др.

Причины все более активного вхождения Lego-конструирования в дошкольное образование связаны с его возможностями и решаемыми с его помощью задачами:

- развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями

конструкторов;
- навыки математики и счета: сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;
- навыки конструирования, знакомство с основами механики;
- работа в команде:
- навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать.

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но Lego-конструирование удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме, с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами Lego или аналогичными).

     Рассмотрим различные виды образовательных конструкторов,

используемых при работе с детьми.

Конструкторы LEGO на сегодняшний день активно используются во многих дошкольных образовательных учреждениях, в большинстве из них предусмотрены целые LEGO–комнаты. Овладение LEGO конструктором и его применение должно нести направленный характер, но никак не спонтанный.
Обязательным элементом процесса обучения в образовательной и
воспитательной деятельности воспитателя является у него четкой стратегия
применения этого конструктора.

Обучающие конструкторы «LEGO Education» играют особую роль,

они созданы как для строительства различных моделей, так и для развития

речи и умственных способностей детей. Их огромное количество:

конструкторы для детей от 3 лет дают возможность детям строить

модели, с помощью которых обыгрываются различные бытовые сюжеты. 

Основная идея реализации направления «LEGO-конструирование

заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO, через дополнительное образования детей с использованием LEGO конструкторов, начиная со среднего дошкольного возраста.

 В работе с дошкольниками 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей используются различные виды конструктора. Это конструктор Lego «DUPLO», предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Lego «DACTA», рекомендованный к использованию для детей от четырех лет. LEGO- конструирование начинается с 4 лет: детям средней группы предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Сначала детей знакомят с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определяли с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.

Занятия с использованием конструктора LEGO DUPLO – это

комплексные уроки, включающие в себя упражнения для мелкой моторики,

развитию пространственного воображения, знакомство с цветом, формой и

размером, развитие симметрии, нахождение нестандартных решений и

правильное выполнение поставленной задачи.

Занятия начинаются с составления композиции по заданной теме.

У детей закрепляются навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать.

Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу.

Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности.

Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается

содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны

не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме,

чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения

планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится

приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии

детей: дети конструируют по замыслу, по предложенной теме и

условиям.

Таким образом, постройки становятся более разнообразными и

динамичными. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-

ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в

дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте,

в ознакомлении с окружающим миром.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами,

инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Основные особенности форм организации обучения дошкольников конструированию.

Конструирование - это деятельность, в процессе которой развивается

и сам ребёнок. Вот почему учёные-исследователи предлагают различные

формы её организации. Наиболее известные, такие, как:

1 Конструирование по образцу (Ф. Фребель). В данном случае

постройка из деталей строительного материала и конструкторов

воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно

организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный

этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного

материала, овладевают техникой возведения построек, обобщённым

способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части,

устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

В качестве образца могут служить рисунки, фотографии,

отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или

преобразовать её так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети

создают новую постройку путём изменения предыдущей. Такой способ конструирования очень распространен при использовании легоконструкторов.

Таким образом, очевидно: конструирование по образцу, в основе

которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап.

Решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной

поисковой деятельности, носящей творческий характер. Кроме того, это

основа для формирования в будущем регулятивных навыков и умений: умение работать по алгоритму, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих действий.

2 Конструирование по модели (А.Н. Миренова). В качестве образца

предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от

ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её

решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную

плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося

строительного материала. Если говорить о модели, созданной из деталей

Лего, то ее можно и не закрывать бумагой, т.к. в ней большое количество

соединений и многих деталей просто не видно. Собрать устройство из Лего

на основе готовой модели – совсем не простая задача. Это достаточно

эффективное средство активизаций мышления, так как у детей формируется

умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы с тем,

чтобы воспроизвести её в своей конструкции.

Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в

конструировании модели, лучше предложить им сначала освоить различные

конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об

объекте, сформированные на основе анализа, несомненно, окажут
положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности.
      Итак, конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу. Это основа для формирования в будущем регулятивных и познавательных УУД: умение разрабатывать собственный алгоритм, выделять части и целое, осуществлять анализ, синтез, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих действий.
3 Конструирование по условиям (Н.Н. Поддьяков), носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Такие задачи особенно характерны для робототехники, т.к. чаще всего бывает нужно создать устройство для решения какой-либо практической задачи, причем эти решения должны быть инновационными, непохожими на уже существующие решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их.

Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое

конструирование, но при условии, если дети имеют определённый опыт,

умеют обобщённо представлять конструируемые объекты, анализировать

сходные по структуре: опыт этого формируется прежде всего на занятиях по

образцам, традиционно относимых к конструированию из строительного

материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами. Это основа для формирования в будущем регулятивных и

познавательных УУД: умение разрабатывать собственный алгоритм,

выделять части и целое, осуществлять анализ, синтез, планировать свою

деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих действий. Очень

способствует формированию исследовательской и проектной компетенции.

4 Конструирование по простейшим чертежам и наглядным

схемам (С. Леон Лоренсо, В.В. Холмовская). Детей сначала обучают строить

простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот,

создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как

правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных

геометрических тел. В этом случае можно использовать специально

разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные

способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние

модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых

объектов. Этот вид конструирования достаточно сложен для дошкольников.

Однако можно использовать конструктор «Знаток», который позволяет

использовать простейшие аналоги схем электронных устройств (рисунок 3).

Дети легко и с большим интересом осваивают данный конструктор,

его использование позволяет сформировать основы знаний об электронных

устройствах.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – это

основа для формирования в будущем регулятивных и познавательных УУД:

умение работать по схеме, умение работать с разными видами информации

(схемы, чертежи, модели), планировать свою деятельность, осуществлять

контроль и коррекцию своих действий. Способствует формированию в

дальнейшем абстрактного мышления.

5 Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по

образцу – это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел

конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника.

Для того, чтобы данная деятельность была эффективной, необходимо

формировать у детей обобщённые представления о конструируемых

объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать

новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по

условиям.

Т.е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и

творчески использовать навыки, полученные ранее. Заметим: степень

самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений (уметь

воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок).

Конструирование по замыслу – это основа для формирования в

будущем регулятивных и познавательных УУД: умение разрабатывать

собственный алгоритм, выделять части и целое, осуществлять анализ, синтез,

планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих

действий. Способствует формированию в дальнейшем проектной

компетенции.

6 Конструирование по теме. Его суть: на основе общей тематики

конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной

постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма

конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу,

с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой

темой. Основная цель конструирования по заданной теме - закреплять знания

и умения детей. Детям могут быть предложены самые разные темы для

легоконструирования.

Конечно, такой вид конструирования требует предварительной

подготовки, а также планомерного направления детей в ходе выполнения

проекта. Это основа для формирования в будущем регулятивных и

познавательных УУД: умение разрабатывать собственный алгоритм, выделять части и целое, осуществлять анализ, синтез, планировать своюдеятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих действий.Способствует формированию в дальнейшем исследовательской и проектной компетенции.

7 Каркасное конструирование (Н.Н. Поддьяков). Его суть:

первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как

центральным звеном постройки (отдельные части, характер их

взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных

изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате

дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять

особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании

такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его,

добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование

требует разработки специального материала. Только в этом случае дети

смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы

создавать целостные объекты.

Легоконструирование дает широкие возможности для развития каркасного конструирования. При использовании данного вида конструирования дети не только правильно воссоздают конструкцию целиком, но и учатся путём предварительного построения основы практически планировать конфигурацию будущей конструкции. Задачи такого типа играют положительную роль в развитии у детей образного мышления. Это основа для формирования в будущем регулятивных и познавательных УУД: умение работать по образцу, преобразовывать существующую модель, разрабатывать собственный алгоритм, выделять части и целое, осуществлять анализ, синтез, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, способствует формированию в дальнейшем исследовательской и проектной компетенции.

Стоит отметить, что все виды конструирования позволяют развивать

коммуникативные навыки дошкольников: при разработке моделей можно

объединяться в команды, тогда детям необходимо общаться, объяснять друг

другу замысел, учиться выстраивать учебное взаимодействие.

Кроме того, нужно практиковать презентации своих моделей, когда

дети учатся строить речевое высказывание, объяснять свои идеи, ход

решения задачи.

Выбор тем для конструирования, которые будут важны для самих

дошкольников или направлены на рассмотрение социально-значимых

проблем (сохранение природы, выбор профессии, мои увлечения) позволяют

повысить мотивацию детей, сформировать познавательный интерес.

Таким образом, использование конструкторов Лего позволяет

реализовывать все виды конструирования, а также является основой для

дальнейшего развития УУД: личностных, регулятивных, познавательных и

коммуникативных.

Кроме того, в результате правильно организованного применения

конструкторов Лего формируются предпосылки для развития образного

мышления, формирования исследовательской и проектной компетенции. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

Уже много-много лет детские конструкторы LEGO развлекают и развивают невероятное количество детей. В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использовани...

Консультация для педагогов «Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных учреждениях LEGO - технологий. Ни для кого не секрет, что игра – важнейший спу...

Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста

Рабочая программа       дополнительного образования        по «LEGO – конструированию»      для детей дошкольного возраста...

Проект "Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми старшего дошкольного возраста".

 Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует т...

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....