Картотека опытов с песком
картотека по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шпунова Валентина Алексеевна

Опыты и эксперименты с песком призваны:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_s_peskom.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты и эксперименты с песком призваны:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

 

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

 

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

 Смочить песок, перемешать его, предложить на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

 

№9 «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей

от 3 до 7 лет», - Спб.: Речь, 2006г.

2.Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского

сада и не только», - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010 г.

3.Нищева Н.В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке», - Спб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

4.Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление

развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб.: ООО

«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

5.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего возраста: методическое пособие», - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов с песком

Познакомить детей со свойствами песка...

Картотека опытов с песком, землей и глиной с детьми среднего дошкольного возраста

Этот материал будет полезен для проведения опытов с детьми среднего возраста...

Картотека: «Опыты с песком и глиной»

laquo;Опыты с песком и глиной»...

КАРТОТЕКА «Опыты с песком, землей и глиной»

КАРТОТЕКА «Опыты с песком, землей и глиной»...

Картотека опытов с песком и глиной в подготовительной группе

Как познакомить ребенка с окружающим миром? Объяснить, почему песок утекает сквозь пальцы, а стекло бьется? Зачем очищать воду для питья и почему магнит одни предметы притягивает, а другие нет? Конечн...