Современные средства формирования мыслительных операций дошкольников с применением конструирования и игровых технологий
консультация по конструированию, ручному труду

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Современные средства формирования мыслительных операций дошкольников с применением конструирования и игровых технологий.

Консультация для воспитателей.

                                                                    Подготовила: Рыбина С.И.

                                                                                                                воспитатель

К основным мыслительным операциям относятся следующие:

Сравнение – установление сходства и различия между предметами. Для сравнения необходимо менять определенную исходную позицию и цель, которые определяют весь ход сравнения. (расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому – либо одному признаку).

Обобщение – основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений.

(объединение многих предметов по какому – либо общему признаку).

Абстракция - расчленение объектов и выделение в нем отдельных существенных в каком-либо отношении сторон; это операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных связей и отношений. (мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одой какой – либо стороны).

Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях. (движении мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание).

Конструирование — это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов, т.е. создание чего-то целого из отдельных элементов.

Детское конструирование означает процесс создания объектов, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребёнок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.

В 6-7 лет ребёнок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребёнка:

Конструирование по образцу. Ребёнку показывают образец, готовая модель, будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец.

Конструирование по условиям. В этом случае ребёнок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым, и которым она должна соответствовать. Например, конструирование по заданной теме.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребёнок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаёт образ будущего сооружения и воплощает его в материале, имеющемся в его распоряжении. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального материала, но и из любых окружающих предметов.

Примеры использования элементов конструирования в сюжетно-ролевой игре дошкольников:

        Игра в «поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе дети строят из напольного конструктора автомобиль и едут на нем на дачу. Затем «папа» копает или поливает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети» расставляют детали деревянного конструктора (для театрализованной деятельности) (ёлоки, грибочки, кустики). Потом все вместе «идут в лес» за ягодами или за грибами.

Дети делятся на две команды, одни водители, другие автомеханики. Конструируют грузовой автомобиль и мастерскую (гараж). Затем обыгрывают данный сюжет с атрибутами данной игры. В процессе игры девочки могут организовать кафе для водителей.

Детям предлагается построить новый детский сад для кукол. Воспитатель обговаривает с детьми, из каких помещений состоит детский сад, и предлагает ребятам разбиться на команды и построить (спальню, группу, кухню, музыкальный зал, физкультурный зал).

Затем помещения обустраиваются соответствующими атрибутами,  и дети самостоятельно развивают сюжетную линию.

Примеры дидактических компьютерных игр для дошкольников, созданных на основе конструирования, т.е. создание целого из отдельных элементов:

Д/и «Построй дом для котенка».

Части – геометрические фигуры, целое – дом.

Д/и «Живой уголок»

Части – изображение деталей разных животных (лапы, хвост, голова…), целое – полное изображение животного.

Наборы конструкторов по образовательным областям с учётом ФГОС ДО:

Образовательная область

Наборы конструкторов

Познавательное развитие

Кубики, конструктор–трансформер,

тематические наборы «лего», блочные конструкторы, конструкторы с болтовым соединением, магнитные, электронные, криволинейные ( из гибких пластмассовых трубочек), суставные, мягкие, конструкторы – лабиринты, модели для сборки.

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование из природного и бросового материала

Физическое развитие

Конструирование, и обыгрывание построек, из мягких модулей

Социально – коммуникативное развитие

Тематические наборы:

«Архитектор», «Подъемные краны»,

«Юный кораблестроитель»,

«Мосты»  и т.д

Речевое развитие

Напольный конструктор, кубики «Зайцева»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность как средство развития мыслительных операций дошкольников.

Цели:Создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов во время игр с песком, водой, экспериментов с природным материалом, бросовым материалом, мелким...

Открытое занятие на тему: ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию когнитивной сферы детей дош...

Роль моделирования как средства формирования мыслительной активности дошкольников

Моделирование относится к знаково-символической деятельности, где в качестве основных выделяют следующие виды: замещение, кодирование (декодирование), схематизацию, моделирование. Из всех видов знаков...

Сообщение для родителей на тему: «Логические Блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста».

Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос...

Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"

В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...