Влияние мелкой моторики на речь ребенка.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение пальцев "пользоваться" этими движениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья        

Влияние мелкой моторики на речь ребенка.

                                        Педагог дополнительного образования Морозова С.А.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. (В. Сухомлинский.)

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям, неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это является основным условием успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее, изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость, по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики ведет к  совершенствованию речи.

Многие ученые, педагоги и психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук.

В.М. Бехтерев отмечал, что движения руки тесно связаны с речью, ее развитием. В.А. Гиляровский писал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр и в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а следовательно и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук,  оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (это высшие корковые функции); руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии и у него возникают проблемы с речью.

Исследования моторики детей показывают, что патология моторных функций выражена у них в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться.  Для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Виды деятельности, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук:

- составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти;

- пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами;

- различные шнуровки;

- мозаика, конструкторы;

- лепка;

- работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами;

- работа с ножницами, с иголкой;

- складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв;

- наматывание ниток на катушку, клубок;

- расстегивание и застегивание пуговиц;

- выкладывание бисером;

- различные действия с мешочками (в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник тво...

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же такое мелкая моторика?Мелкая моторика- это способност...

Влияние мелкой моторики на речь дошкольника

Важность мелкой моторики в жизни дошкольника, влияние её на речь и методы развития мелкой моторики....

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на речь ребенка"

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение....

Влияние мелкой моторики на речь ребенка

Влияние мелкой моторики на речь ребенка...

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка"

Функция руки и речи развивается параллельного. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на р...