Влияние мелкой моторики на речь ребенка.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение пальцев "пользоваться" этими движениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Влияние мелкой моторики на речь ребенка.
Педагог дополнительного образования Морозова С.А.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. (В. Сухомлинский.)
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям, неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это является основным условием успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее, изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость, по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики ведет к совершенствованию речи.
Многие ученые, педагоги и психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук.
В.М. Бехтерев отмечал, что движения руки тесно связаны с речью, ее развитием. В.А. Гиляровский писал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр и в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а следовательно и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (это высшие корковые функции); руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии и у него возникают проблемы с речью.
Исследования моторики детей показывают, что патология моторных функций выражена у них в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться. Для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Виды деятельности, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук:
- составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти;
- пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами;
- различные шнуровки;
- мозаика, конструкторы;
- лепка;
- работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами;
- работа с ножницами, с иголкой;
- складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв;
- наматывание ниток на катушку, клубок;
- расстегивание и застегивание пуговиц;
- выкладывание бисером;
- различные действия с мешочками (в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на речь и мышление ребёнка»
Для первой младшей группы...

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник тво...

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»
Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же такое мелкая моторика?Мелкая моторика- это способност...

Влияние мелкой моторики на речь дошкольника
Важность мелкой моторики в жизни дошкольника, влияние её на речь и методы развития мелкой моторики....
Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на речь ребенка"
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение....

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка"
Функция руки и речи развивается параллельного. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на р...