«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»
статья (младшая группа)

Чимко Ирина Викторовна

Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика- это способность ребенка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика- это способность ребенка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Это не просо красивые слова:

в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш.

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

В головном мозге человека, центры отвечающие за движения пальцев рук и речь, очень близко расположены. Стимулируем отделы мозга отвечающую за мелкую моторику, активизируем зоны отвечающую за речь. У ребенка хорошо развита мелкая моторика руки, как правило умеет рассуждать логически правильно, хорошо развита память, внимание, связная речь.

Задания для развития мелкой моторики рук:

- Лепим колбаски, колечки, шарики;

- режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

- вырезание ножницами: для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

- нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

- переливание воды. Это мытье посуды, стирка белья, переливание воды из одного стакана в другой. Эти занятия не только развивают моторику, но и также успокаивают детей.

Игры с водой и в воде:

- в тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает;

- малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает;

- поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.

- завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

- заводить будильник, игрушки ключиком.

- штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками

- конструировать из бумаги «оригами», шить, вышивать, вязать.

- рисовать узоры по клеточкам в тетради.

- заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина) .

- хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Игры с крупами:

- готовим обед: понадобится крупа и разнообразные ложечки, черпачки, мисочки, тарелочки и стаканчики, отлично подойдёт набор детской посудки, малыш будет пересыпать крупу пальчиками и ложкой в различные емкости – это отлично развивает мелкую моторику рук;

- «Найди в крупе»: у этой игры есть несколько вариаций. Детям помладше можно предложить найти мелкие предметы, спрятанные в крупе. Детям постарше можно поставить более сложную задачу: например найти букву, спрятанную в крупе и поставить её на слово, которое начинается с этой буквы, или предложить подобное задание с геометрическими фигурами;

- «Рисование на крупе». Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д. Рисование:

Трудно переоценить значение рисования для развития мелкой моторики детей.

Кроме всем известных способов рисования хотелось бы предложить вам и другие, менее традиционные, формы рисования:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови;

- тычок жёсткой полусухой кистью.

- использование пальчиковой гимнастики

- «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

- «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

-«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

- «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

- «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.

- «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник тво...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка с 2 до 3 лет

Уважаемые родители, развитие речи – главное в этом возрасте, поэтому нужно сделать всё возможное, использовать все бытовые ситуации, фантазию и терпение, чтобы помочь ребёнку в этом.  В воз...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка

Зависимость речевого развития от уровня сформированности мелкой моторики...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка

Консультация полезна родителям детей младшего дошкольного возраста. Рассказывается о влиянии мелкой моторики пальцев рук  на становление его речималыша. Даны примеры игр , упражнений по развитию ...

Мастер-класс с родителями на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»

Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. Побудить родителей, через развитие мелкой моторики, способствоват...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на речь ребенка"

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение....