Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зависимость речевого развития от уровня сформированности мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

"Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»

                                                                        Подготовила: Дмитриева М.В.

                                                                                              Учитель-логопед

 Санкт-Петербург

2020г.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выдающийся ученый И.П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям. Он говорил,что речь — это , прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Двигательная и речевая зоны расположены рядом, что говорит о связи развития общей моторики и речи.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Речь ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. При нарушении развития это особенно важно. Это важно в работе с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Систематические упражнения по развитию движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга:

  • Пальчиковые игры развивают координацию движений кистей и пальцев рук, повышают речевую активность ребёнка.
  • Ребенок концентрирует и правильно распределяет свое внимание.
  • Ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Это способствует развитию памяти.
  • Постепенно движения рук становятся скоординированными, точными.
  • Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это и в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Некоторые специалисты говорят о том, что начинать развитие мелкой моторики можно в возрасте полугода с ежедневного массажа кистей  и пальцев рук. Это поглаживающие, разминающие и растирающие движения.  Ближе к году ребенка можно учить катать в ладошках шарики и палочки, разминать пластилин, отщипывать от него кусочки, сопровождая действия стихотворным текстом. Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Речь взрослого должна быть четкой и эмоционально окрашенной. Для детей 3-4 лет важен зрительный контакт. Это помогает понять сказанное. Если вы работаете с книгой, рекомендуется рассмотреть картинки.

Игры для мелкой моторики рук нужно проводить в соответствии с периодами возрастного развития. При проведении игр важно последовательность – от простого к сложному. Сначала можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. По мере освоения движений ребёнок начинает выполнять их самостоятельно, а взрослый только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить, и сделать упражнения сам. Создано большое количество пальчиковых игр для развития моторики рук. Примером таких игр могут быть такие игры, как «Коза -Рогатая», «Сорока-Белобока», «Ладушки» и другие.

Во время занятий с ребенком включайте различные игры по развитию мелкой моторики. Это не только пальчиковая гимнастика. Большое значение имеют конструкторы, мозаики, пирамидки, завязывание шнурков, застегивание пуговиц, рисование пальчиками. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координации движений рук должно стать важной частью подготовки ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

Нормальное сенсомоторное развитие является основой всего психического развития ребенка, поэтому формирование высших психических функций всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с сенсомоторно...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребёнка.

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребёнка...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка с 2 до 3 лет

Уважаемые родители, развитие речи – главное в этом возрасте, поэтому нужно сделать всё возможное, использовать все бытовые ситуации, фантазию и терпение, чтобы помочь ребёнку в этом.  В воз...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка

Консультация полезна родителям детей младшего дошкольного возраста. Рассказывается о влиянии мелкой моторики пальцев рук  на становление его речималыша. Даны примеры игр , упражнений по развитию ...

Мастер-класс с родителями на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»

Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. Побудить родителей, через развитие мелкой моторики, способствоват...