Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка
консультация по логопедии (младшая группа)

Асабина Елена Викторовна

Консультация полезна родителям детей младшего дошкольного возраста. Рассказывается о влиянии мелкой моторики пальцев рук  на становление его речималыша. Даны примеры игр , упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние  мелкой моторики на развитие речи ребенка

В группе раннего возраста у некоторых детей наблюдается задержка речевого развития: например, дети к 3 годам владеют лишь небольшим количеством обиходных слов. У нормально развивающегося ребенка к концу третьего года жизни появляются многословные предложения. Ребенок может пересказать небольшую, знакомую ему сказку, правильно произносит большинство звуков речи. Некоторые родители считают, что  их малыш скоро догонит сверстников и заговорит сам. Но так бывает не всегда. Задержка речевого развития может тяжело сказаться на общем развитии ребенка. Малыш не сможет полноценно общаться и играть со сверстниками, что может неблагоприятно сказаться на его эмоционально - психическом состоянии. Процесс познания окружающего мира будет так же затруднен.  Поэтому необходимо своевременно заботиться о речевом развитии малыша.   С первых недель жизни разговаривать и играть с ним, развивать его слух, внимание, стимулировать двигательную активность. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.  Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи. Движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Связь интеллектуального развития и мелкой моторики пальцев рук была подтверждена учеными Института физиологии детей и подростков АПН (Е.И. Исенина, М.М. Кольцова, Л.В. Антакова - Фомина). То есть, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Неврологи рекомендуют  проводить тренировку пальцев рук с 6 месяцев в виде массажа – разминать и поглаживать пальцы рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Полезно брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Выполнять на обеих руках по 2-3 минуты ежедневно. Тогда речевые центры будут формироваться в обоих полушариях мозга. Малыши любят разнообразные резиновые игрушки – пищалки. Они помогают развивать силу рукам. Если мама на кухне месит тесто, то и малышу можно найти занятие: слепить угощение для любимой игрушки и украсить его, вдавив в тесто горох, фасоль или крупу. Или пересыпать крупы в разные емкости или сосуд с узким горлышком. Эти игры способствуют развитию умения хватать щепотью или двумя пальчиками.  Малышам полезно давать катать пальчиками шарики различного диаметра. Сначала крупные, потом более мелкие. Чтобы вовлечь в движение все пальчики, можно собирать пирамидки, вкладыши различного типа, конструировать из кубиков. Благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: разноцветные счеты, матрешки, мозаика. Малышам постарше дают более сложные задания: застегивание пуговиц, шнуровка, завязывание и развязывание узлов. Запускать пальцами волчки.  Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев.  Очень хорошую тренировку для пальчиков дают  потешки: «Ладушки - ладушки», «Сорока - белобока», «Мальчик - пальчик». Произнося потешку, взрослый указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки малыша. Затем по очереди загибает пальчики, начиная от мизинца. Затем рука меняется. Дети постарше могут это делать самостоятельно, повторяя движения за взрослым.

Есть много упражнений и без речевого сопровождения. Например, «Пальчики здороваются»: кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. И так же на левой руке. «Пошли пальчики гулять»: указательный и средний пальцы правой, левой руки или обеих рук одновременно «бегают» по столу. И таких игровых упражнений много.

 В игре «Разноцветные бусы» координируются движения обеих рук, и формируется сенсорное развитие (цвет, форма, величина). Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусинки разных геометрических форм и дырочками разного диаметра и глубины

Игры-шнуровки способствуют развитию речи, улучшению координации движений, гибкости кисти, усидчивости, развивают творческие способности.

Игры с прищепками -  развивают мелкую моторику, воображение, и мышление. Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка. А к овалу оранжевого цвета прищепить прищепки черного цвета – это лапки для божьей коровки. А ежику, вырезанному из коричневого картона,  прищепить на спинку коричневые прищепки – иголки.

  Массажные мячики  улучшают кровообращение, способствуют развитию мелкой моторки, развивают координацию. Мячики можно катать по каждому пальчику, по кругу, сжимать в ладонях, катать друг другу. 

Выполняя все эти и другие упражнения и игры, у вашего малыша будет развиваться мелкая моторика рук, кисти рук приобретут гибкость. 

Игры, перечисленные выше, создают благоприятный эмоциональный фон, учат понимать смысл речи, развивают умение подражать взрослому, стимулируют речевую активность ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития мелкой моторики в развитии речи ребенка

Данный материал можно использовать в качестве консультации для родителей,воспитателей...

Моторика и развитие речи ребенка

Консультация для родителей воспитанников детского сада, посещающих логопедическую группу....

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Мелкая моторика развивается естественным образом...

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка

Приведены примеры, как можно развивать мелкую моторику у детей...

Мастер-класс для родителей и детей: «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Цель проведения мастер-класса: 1. расширить знания родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; 2. заинтересовать проблемой; 3. приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи...

Значение мелкой моторики в развитии речи ребенка.

Статья о значении развития мелкой моторики для развития речи детей....

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка с 2 до 3 лет

Уважаемые родители, развитие речи – главное в этом возрасте, поэтому нужно сделать всё возможное, использовать все бытовые ситуации, фантазию и терпение, чтобы помочь ребёнку в этом.  В воз...