Главные вкладки

    Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.
    статья на тему

    В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

    Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., потом он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку и т.д.. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

    Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

     

    • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
    • Пальчиковые игры
    • Массаж кистей и пальцев и т. д.
    • Лепка

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Развитие мелкой моторики...17.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.

    «Ум ребенка находится на кончике его пальцев…»

    В. Сухомлинский.

    Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

    Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

    Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

    Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    • выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
    • игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
    • ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
    • если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
    • развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
    • у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
    • в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы:

    1 группа. Упражнения для кистей рук

    • развивают подражательную способность;
    • учат напрягать и расслаблять мышцы;
    • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
    • учат переключаться с одного движения на другое.

    2 группа. Упражнения для пальцев условно статические

    • совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    3 группа. Упражнения для пальцев динамические

    • развивают точную координацию движений;
    • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
    • учат противопоставлять большой палец остальным.

    Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

    При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

    • отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
    • игровые задания должны постепенно усложняться.
    • начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
    • никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
    • недопустимо переутомление ребёнка в игре.

    Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

    Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными

    Традиционные:

    • самомассаж кистей и пальцев рук;
    • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
    • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
    • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
    • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
    • игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
    • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
    • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

    Нетрадиционные:

    • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
    • игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

            Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

            Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль мелкой моторики в развитии речи»

    Консультация для родителей...

    Роль развития мелкой моторики в развитии речи ребенка

    Данный материал можно использовать в качестве консультации для родителей,воспитателей...

    Презентация "Роль мелкой моторики в развитии речи детей"

    Данная перзентация была создана для консультации родителей и представлена на родительском собрании....

    Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка

    Приведены примеры, как можно развивать мелкую моторику у детей...

    Мастер-класс для родителей и детей: «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

    Цель проведения мастер-класса: 1. расширить знания родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; 2. заинтересовать проблемой; 3. приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи...

    Консультация для родителей "Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка "

    laquo;Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»...