«Дерево. Времена года.» Нетрадиционное конструирование в старшей группе по программе "Вместе с радугой"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Иванькова Татьяна Сергеевна

Формировать опыт совместно – раздельных и совместно – последовательных действий во время конструирования, развивать творческое мышление путём применения стратегии аналогизирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе

Воспитатель: Иванькова Татьяна Сергеевна

Тема: «Дерево. Времена года.»

Цели: Формировать опыт совместно – раздельных и совместно – последовательных действий во время конструирования, развивать творческое мышление путём применения стратегии аналогизирования.

Задачи:

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование):

- совершенствовать опыт конструирования из двух проволок и более: расширить и разнообразить умения, связанные со смыканием, соединением деталей (скручивание концов) через овладение приёмом перекрещивания и сгибания (лист дерева);

- овладеть приёмом конструирования из синельной проволоки: защипывание фрагмента проволочной формы с перекручиванием вокруг себя и образованием петли для крепления объекта (плод дерева).

ОО «Познавательное развитие»:

Сенсорное

- совершенствовать ориентировку детей в сенсорных эталонах;

- учить называть цвета спектра, оттенки, промежуточные цвета;

- упражнять в умении осуществлять исключение «лишнего» на основе выделения признаков.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности:

- поддерживать любознательность, интерес к экспериментированию;

- формировать умение строить предвосхищающие образы процессов и явлений;

- устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранение и изменение, порядок следования, преобразование, пространственные изменения.

Формирование целостной картины мира:

- учить устанавливать последовательность сезонных изменений в живой природе;

- учить устанавливать признаки отличия и некоторые признаки сходства между ними;

- развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об окружающем их мире.

ОО «Речевое развитие»:

- развивать комментирующую и планирующую функции речи;

- учить правильно употреблять некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов (на, из, в, под, над) во время выполнения конструктивной постройки;

- обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы и явления живой природы; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- мотивировать участвовать в обсуждении продукта деятельности.

Оборудование: разноцветная синельная проволока по 30 см (коричневая, зелёная, желтая, красная), разноцветная синельная проволока по 10 см (зелёная, желтая, красная), синельные шарики разных цветов, 3 формочки, стакан с песком или мелкими камнями, 1 длинная и 1 короткая зелёные проволоки для педагога, демонстрационный материал «Строение дерева».

Предварительная работа:

- Показ презентации «Времена года».

- Показ макета 3D дерева «Времена года».

- Знакомство детей с синельной проволокой.

- Конструирование из синельной проволоки в свободной деятельности.

 

Ход совместной образовательной деятельности

  1. Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня предлагаю нам с вами пофантазировать! Давайте подумаем на что похожа эта проволока (педагог демонстрирует детям синельную проволоку зелёного цвета в горизонтальном положении).

Ответы детей (трава, нитка, палка, гусеница)

Педагог: А теперь на что? (педагог меняет положение проволочки на вертикальное)

Ответы детей.

Педагог: Да, похоже на стебелёк. Но чего не хватает нашему стебельку?  Правильно, листочка. А как его можно сделать?

Ответы детей.

Педагог: А если взять ещё и короткую зелёную проволоку? Как мы сделаем из неё листочек?

Ответы детей.

Педагог демонстрирует способ конструирования листочка из короткой синельной проволоки и прикрепления его к ветке.

Педагог: А ещё листик можно сделать из самого стебелька. (Педагог демонстрирует детям новый приём конструирования). Смотрите: берём проволочку, защипываем её часть, перекручиваем вокруг себя и заостряем получившуюся петельку – наш листочек готов!

         

  1. Основная часть:

Педагог: А что ещё может расти на ветках? Да, цветы и плоды. У меня есть маленький шарик. На что он похож? Чем он может быть на нашей веточке? Как нам его закрепить на веточке?

Ответы детей.

Педагог: Для листочка мы делали петельку и заостряли её, а теперь мы просто вставим шарик в петельку, и у нас получился плод. А где можно увидеть ветки? Правильно, на деревьях. И сегодня мы с вами будем делать дерево. А из чего состоит дерево?

Ответы детей.

Педагог: Из веток (на доску прикрепляется картинка с ветками). Из ствола (ниже прикрепляется картинка со стволом). Как мы можем его сделать?

Ответы детей.

Педагог: Что ещё есть у дерева? Без этого оно упадет. Корни (прикрепляется картинка с корнями под стволом). Значит они нужны для ….. устойчивости. А как их можно сделать?

Ответы детей.

Педагог: И последнее чего у нас не хватает (педагог обращает внимание на доску). Правильно, кроны (картинка кроны). Как её сделаем?

Ответы детей.

Педагог: Мы с вами вспомнили, из чего состоит дерево, и теперь мы сможем его сделать. Но перед этим давайте разомнемся!

       

Физкультурная минутка:

Мы с вами превратились в деревья, в яблони! (дети встают в круг).

И наши руки – это ветки, на которых растут красивые сладкие яблоки.

(дети поднимают руки вверх).

Подул лёгкий ветерок и наши ветки стали слегка покачиваться.

(дети, не спеша покачивают руками над головой)

Вдруг ветер усилился и вот уже стал качаться ствол.

(дети покачивают руками, подключая корпус)

Ветер был настолько сильный, что все наши яблочки упали с веток.

(дети приседают, резко опустив руки)

Ветер стих. Пришли люди и стали собирать яблочки

(дети встают, наклоны к полу в разные стороны, имитирую сбор яблок)

Но и на веточках ещё остались яблочки

(дети тянуться вверх, повторы в разные стороны)

А одно яблочко висит очень высоко. Попробуем его достать.

(дети подпрыгивают, вытянув руки вверх)

Достали! Ух устали!

(дети проводят рукой по лбу и садятся на свои места)

Педагог: Молодцы, собрали весь урожай. Теперь будем делать дерево. Мы с вами вспомнили, из чего состоит дерево, и как можно сделать каждую его часть. Вот такое дерево получилось у меня. (Педагог демонстрирует своё дерево).

Реакция детей.

Педагог: Сейчас в парах вы будете делать свои деревья. (Педагог ставит наборы с веточками, проволоками и шариками на столы). И начнём мы с … ствола. Как мы его сделаем? Делайте. (Дети скручивают проволоки и веточки вокруг себя, оставляя раскрученными концы проволоки). Смогут ли наши деревья стоять? Попробуйте. Что нужно сделать чтобы оно не падало? (Ответы и действия детей, при необходимости педагог помогает детям расправить корни и придать фигуре устойчивость). Смотрите, как торчат проволочки сверху. Совсем не похожи на ветки. Давайте придадим им нужную форму. (Действия детей, переплетают, выгибают).

Педагог: Вот и получилось у нас дерево! Но на нём нет ни плодов, ни листочков. В какое время года мы можем увидеть такое дерево? Правильно зимой. А какое у нас следующее время года? Как превратить наше зимнее дерево в весеннее?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прикрепить зелёные листочки. Сделаем листочки из короткой зелёной проволоки.

Действия детей.

Педагог: Молодцы, какое следующее время года? Как превратить весеннее дерево в летнее? Листьев становится всё больше и образуется пышная зелёная крона. Как можно сделать крону?

Действия детей (дети помещают на ветки большие спирали из зелёной синельной проволоки).

Педагог: А после лета у нас … (осень). Что изменится? Какого цвета осенью листья и крона? Да, листья и крона сменяют свой цвет на красный, желтый. А что ещё может появиться на ветках? Правильно, плоды. Преобразите свои деревья.

Действия детей (дети снимают зелёные листики и крону, на их место прикрепляют листочки и крону красного и желтого цветов, делают плоды, используя новый приём, соединяя, перекручивая и вставляя синельный шарик)

Педагог: И снова после осени у нас наступает … (зима). Что нам нужно сделать с деревом? Правильно, к зиме все листья и плоды с деревьев опадают.

Действия детей.

Педагог: Сегодня наше дерево побывало во всех временах года. Какие красивые деревья у вас получились! Давайте посадим их в землю. (Педагог ставит на стол формочки и стакан с песком или камушками). Аккуратно ставьте своё дерево в формочку и засыпьте корни песком (камушками).

                         

  1. Рефлексия.

Педагог: Ребята, понравилось вам сегодня играть и фантазировать? Интересно было? А сложно было? Узнали что-то новое?

Ответы детей.

Педагог: Вы сегодня все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дерево "ВРЕМЕНА ГОДА"

хорошее подспрье в запоминании:- названий времен года;- последовательности времен года...

Мастер-класс по созданию деревьев "Времена года" (топиарий)

Рукоделием занимались женщины на протяжении многих веков. С приходом новой эпохи рождались новые виды и формы......

дерево "времена года"

На фотографии изображено дерево, которое мы с детьми сделали сами. На каждое время года у дерева свои украшения: осенью разноцветные листья и грибы,  зимой птицы и снежинки, весной цветы, летом л...

МОЯ РАБОТА "ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО" ВРЕМЕНА ГОДА , НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ.

Придумала мать дочерям имена:Вот Лето и Осень, Зима и Весна.Приходит Весна – зеленеют леса,И птичьи повсюду звенят голоса.А Лето пришло все под солнцем цвететИ спелые ягоды просятся в рот.Нам щедрая о...

Время года "Зима" для детей старшей группы

quot;ВРЕМЕНА ГОДА" Цель:Закреплять представление о характерных признаках зимы, особенности разных времен года;развивать мышление, активизировать речь детей....

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...