Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Авторская разработка по изготовлению русских народных тряпичных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukly-oberegi.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой»
Автор: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №42»
Смолина Альбина Юрьевна
Вид проекта: Художественно-эстетический, исследовательский.
Участники проекта: дети, педагог, родители и социальные партнёры.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Аннотация проекта: данный проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре, формирование разносторонних знаний о русских народных игрушках, традициях и способах их изготовления
Актуальность проекта:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей, самодельные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую социализацию» ребенка, вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношение людей и природы.
Такие игрушки с внутренним смыслом родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов. Исходя из идеи развития у ребёнка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан данный проект. Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Проблема: Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
Формировать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию:
Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;
Научить работать с тканью при создании выразительных образов;
Продолжать формировать активную речь ребёнка, пополнять словарный запас;
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
Развивать эмоциональный и нравственно-эстетический отклик на прекрасное, уметь занимать позицию созидателя удовлетворенного результатами своего труда;
Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и её результату.
Ожидаемые результаты:
Формирование разносторонних знаний о русских народных игрушках Умение мастерить тряпичную куколку. Устойчивое желание играть с народной игрушкой Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта; подбор наглядно – дидактического материала; организация развивающей среды в группе; перспективное планирование.
Основной этап:
Организация бесед, разучивание стихов, частушек по данной теме;
Проведение дидактических игр тематической направленности;
Изготовление игрушек – забав (игрушек из соломы, тряпичных куколок);
Проведение мастер-классов с родителями;
Организация развивающей среды в группе.
Заключительный этап:
Анализ результатов проекта;
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Куколка Бессонница»;
Предоставление опыта работы на методической площадке города мастер-класс «Кукла оберег»
Презентация проекта «Народная игрушки».
Перспективный план работы
самостоятельной деятельности детей по теме
«Народная игрушка как средство коррекции речи детей с ЗПР»
№ | Тема, цель, материал. | Основные методы работы. |
1 | Сентябрь Экскурсия в краеведческий музей «Народные куклы и игрушки русского народа» Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением в жизни ребенка. Вызвать интерес, эмоциональный подъём к народным игрушкам. Кукла Пеленашка Цель:Прививать интерес к народной кукле; развивать наглядно – действенное мышление, восприятие; побуждать детей к накоплению практических навыков изготовления игрушки (складывания, скручивания, наматывания нити)поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение. Вызвать у детей эмоциональный отклик на разучивание колыбельной песни. Материал:образцы тряпичных кукол. Магнитофон. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №1) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты. | Беседа экскурсовода. Звучит русская народная музыка. Сюрпризный момент «Русская красавица» «Волшебный сундучок» - художественное слово (приложение 2 №1) Рассказ об истории изготовления куклы «Пеленашки» (приложение3 №1) Объяснениеизготовления куклы сопровождаемое показом, выполнение действий с детьми с проговариванием. Разучивание колыбельной песни «Баю, баюшки, баю…» (приложение 2 № 2) |
2 | Октябрь Кукла Лихоманка Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям. Стимулировать творческое воображение. Развивать умение пользоваться алгоритмом, делая умозаключения. Развивать образное мышление, общую и мелкую моторику, фантазию, творчество. Тренировать умение образовывать родственные слова. Материал:магнитофон. Образцы тряпичных кукол. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №2) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, сучок или ветка. Народные инструменты. | Звучит русская народная музыка. Беседа «Обереговая кукла» (приложение 3 №2) Рассматривание схемы изготовления куклы (приложение 1 №2). Изготовление куклы последовательно вместе с детьми. Игра – упражнение «Назови слова родственники» (тряпка – тряпочка –тряпичная) Концерт для кукол: Оркестр на народных инструментах «Ой, летите птички» (приложение 2 №3) |
3 | Ноябрь Кукла Бессонница Цель:Дать знания об обереговой кукле Бессоница. Развивать умение работать с тканью и нитью, продолжать развивать последовательное мышление при чтении схемам – алгоритмов. Совершенствовать навыки словообразования, активизировать монологическую речь детей. Развивать творческое воображение. Умение создавать аккуратный образ куклы. Развивать эстетический вкус. Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №3) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты. | Звучит русская народная музыка. Стих «Топотушки» (приложение 2 №3) «Сюрпризный момент» Беседа (приложение 3 №3) Объяснениеизготовления куклы сопровождаемое показом, выполнение действий с детьми с уточнением названий деталей. Художественное слово педагога (приложение 2 №4) Вопросы к детям. Игра – упражнение «Какой, какая, какие» Придумать соей куколке сказку или секретик. Выставка кукол. |
4 | Декабрь Кукла Купавка Цель:Познакомить с обереговой куклой Купавка. Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Уточнить пространственное значение предлога ИЗ – ЗА. Продолжать знакомить со схемами – алгоритмами, развивать внимание, воображение, умение делать анализ. Вызвать у детей радость от куклы сделанной своими руками. Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №4) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, 2 ветки или сучка. | Звучит русская народная музыка. Загадка «Река» (приложение 2 №4) Сюрпризный момент « Волшебный сундучок» Беседа. Показ приема изготовления куклы ( приложение 1№ 4) Подсказки уточняющего характера при изготовлении куклы. Игра – упражнение «Что из чего сделано». Выставка работ. Народная игра «Ручеёк» |
5 | Январь Кукла – Закрутка Цель: На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой. Стимулировать творческое воображение. Учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения. Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное. Материал: Магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №5) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты. | Звучит русская народная музыка. Сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная». Вызвать у детей радостные чувства в предвкушении изготовления новой куклы. Показ куклы и чтение схемы – алгоритма (приложение 1 № 5) Вопросы к детям. Ига – упражнение «Подбери местоимение» (наш, наша, наши). Коллективное панно «Хоровод кукол» |
6 | Февраль Куклы - Неразлучники Цель: Познакомитьс народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью (складывания, умение делить заготовку на три пропорциональные части) Развивать логическое мышление. Упражнять детей в образовании словосочетаний в именительном, родительном падеже и согласовывая при этом числительное и существительное между собой. Развивать художественное творчество при создании костюма. Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №6) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты. | Звучит «Свадебный вальс» Мендельсона. Беседа. Показ куклы и рассматривание куклы. Выбор детьми схемы – алгоритма для данной куклы. Стимулировать умение договариваться в выборе изготовления одной из кукол. Постановка творческой задачи. Давать детям подсказки уточняющего характера. Выставка работ. Игра – упражнение «Сколько получилось свадебных пар» Народная игра «Плетень» |
7 | Март Кукла – Барыня Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Дать понятие куклыкак древнейшей игрушки. Познакомить с самой древней игровой куклой – Барыня. Развивать конструктивное воображение, внимание. Закреплять навыки самостоятельного изготовления кукол. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Учить проявлять любовь и заботу к маме. Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №7) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты. | Звучит русская народная музыка. Сюрпризный момент «Волшебный сундучок» Вопросы к детям. Чтение схемы – алгоритма (приложение 1 № 6). Изготовление куклы вместе с детьми, помощь детям в процессе работы. Игра – упражнение «Назови ласково». Выставка кукол «Карусель» Русская народная игра «Карусель» |
8 8 | Апрель Кукла – Капустка Цель: Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Продолжать закреплять умение читать и осмысливать схемы – алгоритмы. Развивать умение решать поставленную задачу, аналитическое мышление. Учить самостоятельно создавать образ, наделяя его смысловым значением. Упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова, правильно оценивать свои работы и работы своих товарищей. Материал: Магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №8) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата. |
Звучит русская народная музыка. Выставка кукол изготовленных детьми. Беседа. Потешка «Ты расти, расти сынок» (приложение 2 № 5). Чтение и обсуждение схем – алгоритмов. Устные инструкции по выполнению работы. Выполнение работы с опорой на самостоятельный опыт. Игры – упражнения «Подбери слова родственники», «Придумай имя кукле и познакомь ее с другими» |
9 | Май Кукла – Выхвалка Цель: Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Создать эмоциональный настрой. Упражнять в изготовлении полюбившейся куклы. Материал: Магнитофон. Образец куклы. Схемы - алгоритма работы (приложение 1 все). Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, 2 ветки или сучка. | Звучит русская народная музыка. Загадка «Кукла» Выбор по желанию схемы – алгоритма изготовления куклы. Подбор материалов для работы. Совместное творчество с детьми сопровождаемое словесными и действенными подсказками. Составить рассказ о своей кукле Выхвалке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной музыке через разные виды музыкальной деятельности»
Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного т...
Проект на тему: « Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре через натуральную игрушку».
laquo; Народная игрушка - духовный дар для стремящихся к добру, красоте, душевному теплу, радости творчества» К.Д.Ушинский...
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...
Опыт работы "Виртуальное путешествие- эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»
Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного пом...
Проект"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры."
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...