Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Смолина Альбина Юрьевна

Авторская разработка по изготовлению русских народных тряпичных кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukly-oberegi.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре  через ознакомление с русской народной игрушкой» 

Автор: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №42»

                                                                                          Смолина Альбина Юрьевна

Вид проекта: Художественно-эстетический, исследовательский.

Участники проекта: дети, педагог, родители и социальные партнёры.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Аннотация проекта: данный проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре, формирование разносторонних знаний о русских народных игрушках, традициях и способах их изготовления

Актуальность проекта: 

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей, самодельные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую социализацию» ребенка, вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношение людей и природы.

Такие игрушки с внутренним смыслом  родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов. Исходя из идеи развития у ребёнка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан данный проект. Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

 Проблема: Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

 

 Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народной игрушкой. 

Задачи:

Формировать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию:

Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;

Научить работать с тканью при создании выразительных образов;

Продолжать формировать активную речь ребёнка, пополнять словарный запас;

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

Развивать эмоциональный и нравственно-эстетический отклик на прекрасное, уметь занимать позицию созидателя удовлетворенного результатами своего труда;

Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и её результату.

Ожидаемые результаты:

Формирование разносторонних знаний о русских народных игрушках Умение мастерить тряпичную куколку. Устойчивое желание играть с народной игрушкой Содержание проекта

Этапы реализации проекта 

Подготовительный этап:

 Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта; подбор наглядно – дидактического материала; организация развивающей среды в группе; перспективное планирование.

 Основной этап:

 Организация бесед, разучивание стихов, частушек по данной теме;

Проведение дидактических игр тематической направленности;

Изготовление игрушек  – забав (игрушек из соломы, тряпичных куколок);

Проведение мастер-классов с родителями;

Организация развивающей среды в группе.

 Заключительный этап: 

Анализ результатов проекта;

Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Куколка Бессонница»;

Предоставление опыта работы на методической площадке города мастер-класс «Кукла оберег»

Презентация проекта «Народная игрушки».

Перспективный план работы  

самостоятельной деятельности детей по теме

«Народная игрушка как средство коррекции речи детей с ЗПР»

Тема, цель, материал.

Основные методы работы.

1

Сентябрь

Экскурсия в  краеведческий музей

«Народные куклы и игрушки русского народа»

Цель:

 Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением в жизни ребенка. Вызвать интерес, эмоциональный подъём к народным игрушкам.

Кукла Пеленашка

Цель:Прививать интерес к народной кукле; развивать наглядно – действенное мышление, восприятие; побуждать детей к накоплению практических навыков изготовления игрушки (складывания, скручивания, наматывания нити)поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение. Вызвать у детей эмоциональный отклик на разучивание колыбельной песни.

Материал:образцы тряпичных кукол. Магнитофон. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №1) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Беседа экскурсовода.

Звучит русская народная музыка.

Сюрпризный момент

«Русская красавица»

«Волшебный сундучок» -  художественное слово

 (приложение 2 №1)

Рассказ об истории изготовления куклы «Пеленашки»

(приложение3 №1)

Объяснениеизготовления куклы сопровождаемое показом, выполнение действий с детьми с проговариванием. Разучивание колыбельной песни «Баю, баюшки, баю…» (приложение 2 № 2)

2

Октябрь

Кукла Лихоманка

Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения  обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям. Стимулировать творческое воображение. Развивать умение пользоваться алгоритмом, делая умозаключения. Развивать образное мышление, общую  и мелкую моторику, фантазию, творчество. Тренировать умение образовывать родственные  слова.

Материал:магнитофон. Образцы тряпичных кукол. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №2) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, сучок или ветка. Народные инструменты.

Звучит русская народная музыка.

Беседа «Обереговая кукла» (приложение 3 №2)

Рассматривание схемы изготовления куклы (приложение 1 №2).

Изготовление куклы последовательно вместе с детьми.

Игра – упражнение «Назови слова родственники» (тряпка – тряпочка –тряпичная)

Концерт для кукол:

Оркестр на народных инструментах

«Ой, летите птички»

(приложение 2 №3)

3

Ноябрь

Кукла Бессонница

Цель:Дать знания об обереговой кукле Бессоница. Развивать умение работать с тканью и нитью, продолжать развивать последовательное мышление при чтении схемам – алгоритмов. Совершенствовать навыки словообразования, активизировать монологическую речь детей. Развивать творческое воображение. Умение создавать аккуратный образ куклы. Развивать эстетический вкус.  

Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №3) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Звучит русская народная музыка.

Стих  «Топотушки» (приложение 2 №3)

«Сюрпризный момент»

Беседа (приложение 3 №3)

Объяснениеизготовления куклы сопровождаемое показом, выполнение действий с детьми с уточнением названий деталей.

Художественное слово педагога (приложение 2 №4)

Вопросы к детям.

Игра – упражнение «Какой, какая, какие»

Придумать соей куколке сказку или секретик.

Выставка кукол.

4

Декабрь

Кукла Купавка

Цель:Познакомить с обереговой куклой Купавка. Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Уточнить пространственное значение предлога ИЗ – ЗА. Продолжать знакомить со схемами – алгоритмами, развивать  внимание, воображение, умение делать анализ.

Вызвать у детей радость от куклы сделанной своими руками.

Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №4) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, 2 ветки или сучка.

Звучит русская народная музыка.

Загадка «Река» (приложение 2 №4)

Сюрпризный момент

« Волшебный сундучок»

Беседа. Показ приема изготовления куклы ( приложение 1№ 4) Подсказки  уточняющего характера при изготовлении куклы.

Игра – упражнение «Что из чего сделано». Выставка работ. Народная игра «Ручеёк»

5

Январь

Кукла – Закрутка

Цель: На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой. Стимулировать творческое воображение. Учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения. Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное.

Материал:

Магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №5) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Звучит русская народная музыка.

Сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная». Вызвать у детей радостные чувства в предвкушении изготовления новой куклы.

Показ куклы и чтение схемы – алгоритма (приложение 1 № 5)  Вопросы к детям.

Ига – упражнение «Подбери местоимение» (наш, наша, наши).

Коллективное панно «Хоровод кукол»

6

Февраль

Куклы - Неразлучники

Цель: Познакомитьс народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью (складывания, умение делить заготовку на три пропорциональные части) Развивать логическое мышление. Упражнять детей в образовании словосочетаний в именительном, родительном падеже и согласовывая при этом числительное и существительное между собой. Развивать художественное творчество при создании костюма.

Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №6) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Звучит «Свадебный вальс» Мендельсона.

Беседа.

Показ куклы и рассматривание куклы. Выбор детьми схемы – алгоритма для данной куклы. Стимулировать умение договариваться в выборе изготовления одной из кукол. Постановка творческой задачи. Давать детям подсказки уточняющего характера. Выставка работ. Игра – упражнение «Сколько получилось свадебных пар»

Народная игра «Плетень»

7

Март

Кукла – Барыня

Цель:  Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Дать понятие куклыкак  древнейшей игрушки. Познакомить с самой древней игровой

куклой – Барыня.

 Развивать конструктивное воображение, внимание. Закреплять навыки самостоятельного изготовления кукол. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Учить проявлять любовь и заботу к маме.

Материал:магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №7) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Звучит русская народная музыка.

Сюрпризный момент «Волшебный сундучок»

Вопросы к детям. Чтение схемы – алгоритма (приложение 1 № 6). Изготовление куклы вместе с детьми, помощь детям в процессе работы.

Игра – упражнение «Назови ласково».

Выставка кукол «Карусель»

Русская народная игра «Карусель»

8

8

Апрель

Кукла – Капустка

Цель:  Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Продолжать закреплять умение читать и осмысливать схемы – алгоритмы. Развивать умение решать поставленную задачу, аналитическое мышление.        

Учить самостоятельно создавать образ, наделяя его смысловым значением. Упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова, правильно оценивать свои работы и работы своих товарищей.

Материал:

Магнитофон. Образец куклы. Схемы алгоритма работы (приложение 1 №8) Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата.

                

Звучит русская народная музыка. Выставка кукол изготовленных детьми.

Беседа.

Потешка «Ты расти, расти сынок» (приложение 2 № 5).

Чтение и обсуждение схем – алгоритмов. Устные инструкции по выполнению работы. Выполнение работы с опорой на самостоятельный  опыт.

Игры – упражнения «Подбери слова родственники», «Придумай имя кукле и познакомь ее с другими»

9

Май

Кукла – Выхвалка

Цель: Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Создать эмоциональный настрой. Упражнять в  изготовлении полюбившейся куклы.
Развивать чувство пропорций и цвета. Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью, в процессе создания творческого образа. Активизировать диалогичную речь детей. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

Материал:

Магнитофон. Образец куклы. Схемы - алгоритма работы (приложение 1 все). Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, 2 ветки или сучка.

Звучит русская народная музыка. Загадка «Кукла»

Выбор по желанию схемы – алгоритма изготовления куклы.

Подбор материалов для работы.  Совместное творчество с детьми сопровождаемое словесными и действенными подсказками. Составить рассказ о своей кукле Выхвалке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной музыке через разные виды музыкальной деятельности»

Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного т...

Проект на тему: « Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре через натуральную игрушку».

laquo; Народная игрушка - духовный дар для стремящихся к добру, красоте, душевному теплу, радости творчества» К.Д.Ушинский...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...

Опыт работы "Виртуальное путешествие- эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»

Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения  новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного пом...

Проект"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры."

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...