Основы конструирования в ДОУ.
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Вебер Марина Александровна

Современные дошкольные образовательные учреждения располагают множеством средств, которые способствуют личностному развитию детей дошкольного возраста и обеспечивают качество дошкольного образования. Одно из них – конструирование. Л. В. Куцакова определяет конструирование как «практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы конструирования в ДОУ.16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Основы конструирования в ДОУ

Современные дошкольные образовательные учреждения располагают множеством средств, которые способствуют личностному развитию детей дошкольного возраста и обеспечивают качество дошкольного образования. Одно из них – конструирование. Л. В. Куцакова определяет конструирование как «практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению» [1, с. 27].

 И. А. Лыкова уточняет, что детское конструирование – это «деятельность по созданию различных построек из строительного материала или изготовлению поделок и игрушек из разных материалов» [3, с. 10]. Это продуктивный вид деятельности, его продуктами являются постройки, поделки, изделия.

Дадим краткую характеристику каждому из этих видов конструирования.

Традиционным и самым распространенным видом конструирования в детском саду является конструирование из строительного материала: мелко-, средне- и крупногабаритного. Обычно это конструкторы, детали которых изготовлены из дерева (окрашенного или неокрашенного) или пластмассы, имеют разные способы крепления (столбиком (без креплений, как обычные кубики); пазовые, ступенчатые, болтовые и др.) [2, с. 19].

ЛЕГО-конструирование относится к моделирующей творческо-продуктивной деятельности. В настоящее время «Лего» – компания, конструкторы которой пользуются известностью во всем мире. В комплекты Лего входят пластмассовые детали самой разной формы и расцветок, их называют «лего-кирпичиками».

Еще один вид конструирования в детском саду – конструирование из крупного и плотного картона. Из него с помощью клея или клейкой ленты дошкольники могут собирать автомобили (или их элементы) спецтранспорта для сюжетно-ролевых игр – пожарной машины, машины скорой помощи, автомобиля инспекторов ГИБДД, автокран для строительства зданий и т. д.

Конструирование из бумаги относится к художественному виду конструирования. В ходе этого вида конструирования детей обучают выполнять объемные поделки из тонкой или плотной бумаги, складывая эту бумагу определенным образом. Его разновидность – оригами – искусство, которое пришло в нашу страну из Японии.

Традиционное для дошкольной системы образования конструирование из природного материала основано на изготовлении поделок и игрушек, в которых используются шишки, веточки, скорлупа орехов, солома, желуди, ракушки и другие материалы, подаренные нам самой природой. Особенность этого вида конструирования состоит в том, чтобы подобрать природный материал, который бы своей формой соответствовал задуманному образу, делал его более выразительным.

В системе дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении могут быть организована работа кружков, в которых детей обучают конструированию из нетрадиционных материалов. Это может быть конструирование из нута (турецкого, или бараньего, гороха) и зубочисток. Это экологически чистые и приятные на ощупь материалы. Из них можно собирать плоские и объемные геометрические фигуры – треугольники, прямоугольники, призмы, квадраты, сферы со многими гранями, целые пирамиды. Так дети могут построить целый город, заселить его жителями и играть с ними. Также этот вид конструирования хорошо использовать для ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, математическими понятиями формы, величины, объемности и плоскости.

В рамках работы кружка в детском саду может быть организовано обучение детей нетрадиционным видам конструирования из бумаги. Это торцевание из салфеток или гофрированной бумаги, изготовление объемных поделок из папье-маше (из специально приготовленной бумажной массы), квиллинг (бумагокручение) – плоскостные или объемные композиции из спирально скрученных узких полосок бумаги [4, с. 59].

В разных возрастных группах детей дошкольного возраста обучают разным видам конструирования, по принципу – от легкого – к сложному.

Детей раннего возраста (2-3 года) знакомят с конструированием из кубиков, кирпичиков и других среднегабаритных строительных наборов. Дети из них собирают домики разной величины, мосты, поезда, автомобили и т. д. Другие виды материалов детям этого возраста не предлагают.

Дети 4-5 лет (средняя группа детского сада) способны работать с конструкторами из самых различных материалов. Дети увлеченно строят из них дома, большие города, космические станции, фигуры животных, птиц, людей, транспортные средства и т. д.

Старшие дошкольники (дети 6-7 лет) осваивают конструирование сложных моделей техники, архитектуры из разных материалов, в том числе и металлические конструкторы, детали которых крепятся между собой с помощью гаек и болтов. Они с увлечением длительное время способны изготавливать поделки из тематических конструкторов «Мосты», «Корабли», «Военная техника», «Загородный дом», «Ферма», «Подъемные краны», «Архитектор», «Аэропорт», «Железнодорожный вокзал» и др.

Конструирование из разных материалов в дошкольном образовательном учреждении – это систематический и целенаправленный процесс, связанный со всеми основными областями развития ребенка дошкольного возраста.

По познавательному развитию в ходе конструирования дети знакомятся с предметным миром, со свойствами разных материалов, овладевают сенсорными эталонами формы, величины и цвета, расширяются представления детей о плоскостных и объемных геометрических фигурах, формируется интерес к профессиям строителя, инженера, архитектора и др. При этом у детей развивается наглядно-образное мышление, произвольность восприятия, внимания, памяти, глазомер, умение ориентироваться в пространстве и т. д.

В социально-коммуникативном развитии благодаря конструированию происходят положительные сдвиги: дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, устанавливать с ними положительные взаимоотношения, учитывать интересы и потребности друг друга, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение и т. д. Обогащается словарь ребенка, формируются навыки связной диалогической и монологической речи.

Положительное влияние конструирования отмечается и в художественно-эстетическом развитии дошкольников. У детей наблюдается развитие художественного вкуса, творческой самостоятельности, которая проявляется в оригинальности замысла конструкций и поделок, изготовленных в процессе конструирования из разных материалов. Самостоятельное изготовление моделей зданий и других архитектурных конструкций, техники, поделок из бумаги и природного материала формирует у дошкольников эстетическое отношение к окружающему миру, благодаря чему дети начинают лучше видеть и чувствовать его красоту и гармонию.

При этом конструирование развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук, координацию движений руки и глаза, гибкость и точность в действиях, выполняемых обеими руками.

Чтобы конструирование действительно оказывало положительное влияние на развитие личности ребенка, педагоги дошкольных образовательных организаций должны уделять внимание не только методически грамотному проведению занятий по конструированию, но и создавать условия для того, чтобы постройкам, игрушкам и поделкам, изготовленным детьми, нашлось достойное применение. Часть из них можно подарить родственникам, инвалидам, детям младшего возраста, а другую часть можно использовать в конструктивных играх детей. Так, например, конструктивные игры с оригами можно провести по мотивам русских народных сказок в младшей и средних группах. Это будет способствовать развитию игровой деятельности детей.

Наш опыт работы по организации строительно-конструктивных игр с детьми средней, старшей и подготовительной групп показал следующее. Дети 4-5 лет в этих играх отражают свое видение предметного мира. В старшей группе дети строят более сложные конструкции, стараются передать в них особенности архитектуры, которыми отличаются, например, жилые дома от театров, музеев, цирка, супермаркетов. Их игры с этими постройками становятся продолжительнее по времени, интереснее по сюжету. В подготовительной группе постройки детей становятся еще более разнообразными и сложными. В играх с ними дети подражают профессиональной деятельности взрослых. Например, часть детей (шоферы) подвозят материалы на стройку, другая часть детей (строители) возводят стены, потолки, есть дети, которые занимаются благоустройством прилегающей к зданию территории, два-три ребенка (прораб, начальник) руководят строительством. Так строительно-конструктивная игра тесно смыкается с сюжетноролевой игрой – высшей формы игры детей дошкольного возраста.

С учетом вышесказанного отметим, что область конструирования является продуктивной, развивающей и значимой для развития ребенка дошкольного возраста.

Список литературы

1. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО / Л. В. Куцакова. – Москва : Сфера, 2019. – 240 с.

2. Литвинова, О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 5-6 лет. ФГОС ДО / О. Э. Литвинова. – Москва : Детство-пресс, 2021. – 128 с.

3. Лыкова, И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. ФГОС ДО : учеб.-метод. пособие / И. А. Лыкова. – Москва : Цветной мир, 2015. – 176 с.

4. Павлова, О. В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Подготовительная группа. Комплексные занятия / О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2018. – 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие» на основе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи образовательной деятельности:1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам других, желание помочь, порадовать ...

Конспект НОД по конструированию из бумаги (на основе цилиндра) в старшей группе и презентация к конспекту

План - конспект по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста....

Тема: Конструирование "Зимовье зверей" ( бумага на основе цилиндра,конуса,квадрата)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Конспект занятия по конструированию в старшей группе тема: «Зимовье зверей» (бумага на основе цилиндра, конуса, квадрата)Возрастная группа: старшая группаАлгоритм действийСо...

Основы Конструирования для дошкольников

Цель: научить методом оригами конструировать бабочку из бумаги, развивать способность работать руками,развивать мелкую моторику, глазо­мер, художественный вкус; продолжать знакомить с искусством ...

Основы конструирования на основе отечественного конструктора AVToys для детей в рамках дополнительного образования.

В 2017-2018 учебном году нам предоставили возможность проводить Основы конструирования на основе отечественного конструктора AVToys в рамках дополнительного образования "Технология"....