программа ОРИГАМИ в детском саду
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Петрова Надежда Анатольевна

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольной образовательной организации и  является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа оригами в детском саду75.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

      ПРИНЯТА

      решением Педагогического совета

      ГБДОУ детский сад № 5

      Протокол от 10.08.2020г. № 1

           УТВЕРЖДЕНА

            Приказом ГБДОУ детский сад № 5

            Красногвардейского района СПб

            от 10.08.2020 № 33-А

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования

(социально-гуманитарной  направленности)

«Волшебный мир оригами»

возраст обучающихся от 5 до 7 лет

срок реализации 1 год

СОГЛАСОВАНА

Советом родителей

(законных представителей)

Протокол от 10.08.2020г № 1

Разработчик:

Петрова Надежда Анатольевна

педагог дополнительного образования

                                                        Санкт-Петербург

                                                                      2021

п/п

                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

3

1.

Целевой раздел.

4

1.1.

Пояснительная записка.

4

1.2.

Направленность программы.

6

1.3.

Принципы и подходы к  реализации Программы.

6

1.4.

Цели, задачи программы.

8

1.5.

Планируемые результаты освоения  Программы.

8

1.6.

Развивающее оценивание качества деятельности по Программе.

11

2.

Содержательный раздел.

12

2.1.

Характеристика  детей старшего дошкольного возраста.

12

2.2.

Организация работы с родителями.

15

3.

Организационный раздел.

15

3.1.

Сроки и формы реализации Программы.

15

3.2.

Организация развивающей  предметно-пространственной среды.

17

3.3.

Материально-техническое обеспечение Программы.

18

3.4.

Учебно-тематический план.

18

3.5.

Содержание (планирование) дополнительной образовательной Программы.

18

3.6.

Перечень дидактических игр и заданий при реализации основной темы Программы.

27

3.7.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов.

27

3.8.

 Перечень литературных источников.

28

Приложения к Программе.

29

                   Введение

 Рабочая программа педагога дополнительного образования (социально – гуманитарной  направленности) «Волшебный мир оригами» (далее – Программа) рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет и составлена на основании  Дополнительной  образовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир оригами», реализуемой в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее ДОО) и направлена на обеспечение целостного развития личности ребенка.

Программа относится к дополнительным образовательным  общеразвивающим программам для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.  

 Обучение по Программе не может  быть оказано вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

              Обучение по Программе ведется на русском языке.

              Программа рассчитана на один учебный год с 1 октября 2021 года по 31 мая 2022 года.

              Программа включает в себя практическую часть.        

              Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольной образовательной организации и  является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

             Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования  его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность  мелких движений пальцев.

              Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук  является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и координации движений руки, можно решить  сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять  на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, подготовить его  к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. 

Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

            Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» (далее Программа) является программой, реализуемой в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 5 комбинированного вида   Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее ДОО) и направлена на реализацию комплекса задач речевого развития детей и обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Программа для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Рассчитана на 1 год обучения. Обучение ведётся на русском языке.

 1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

 Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного  возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», где  представлена в целевых ориентирах: «на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими». А целевые ориентиры  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Занимаясь  оригами, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся геометрическими формами, способами складывания квадрата, а также приучаются к аккуратности, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.

В Программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов.

 В Программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами с учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

 В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

-умение слушать воспитателя

-принимать умственную задачу и находить способ ее решения

-переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

-развитие самоконтроля и самооценки

-осознание собственных познавательных процессов.

Анализ литературы дает основания сделать выводы, важные для нашей опытной работы.

Оригами может быть средством познавательной активности, поскольку оно стимулирует развитие памяти детей, учит концентрации внимания, развивает исследовательские навыки дошкольников, учит совершать последовательные действия.

Технологические игры по типу оригами  развивают пространственные представления детей, воображение и творческую активность.

            Оригами предполагает самостоятельные действия по переносу приемов в том виде, в котором они были усвоены, на решении других познавательных задач и самостоятельное перестраивание приемов.

            Благодаря стандартной схеме получения одной из базовых форм и множеству ее комбинаторных вариантов, складывание укрепляет основы абстрактного мышления, способность видеть зрительную схему задачи, достаточно длинную цепочку достижения результата.

          Оригами сопряжено с сотворчеством педагога и детей, а не с инструктивным преподаванием.

На занятиях ребенок видит свой рост, ощущает успех.

          Методика оригами - хорошая стимуляция эмоций и образов. С помощью сказочной формы занятий, переключения от складывания к игре в готовую фигурку улучшается психоэмоциональное состояние дошкольников.

1.2. Направленность программы:

           Программа  «Волшебный мир оригами» – комплексная, включающая принципы и методы, которые направлены на восприятие  дошкольниками целостной картины мира через развитие художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Программа является дополнительной образовательной программой социально - гуманитарной направленности.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы.

Программа эффективна благодаря тому, что  она построена на двух взаимодополняющих друг друга педагогических технологиях: личностно-ориентированной  и игровой. Не смотря на интеллектуальные способности, дети остаются детьми, и чем они младше, тем больше нуждаются в игре. Для решения этих задач в нашей программе максимально были использованы игровые педагогические технологии (Эльконин Д.Б), позволяющие легко и эффективно решать большое количество задач, встающих перед педагогом в разновозрастной группе детей.

            Начальный курс по обучению искусству оригами максимально прост и доступен дошкольникам. Важное значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В Программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень дидактических игр, а также дидактических игрушек, которые можно использовать в образовательном процессе и сделать своими руками.

В Программе учитывается способ восприятия  работы с новым материалом. Конечно же, новый материал детям преподносит педагог. Но способ преподнесения информации может быть различен. Так можно преподать материал в готовом виде, но преподнесение готовых алгоритмов решения поставленных задач не приведет к развитию мышления. Преподнесение алгоритма в готовом виде дает возможность ребенку совершать заученные действия без достаточного их осознания. Преподнесение же материала в рамках педагогической технологии творчества, дает  возможность помочь развивать аналитические и синтетические формы мышления у детей. Так постепенное самостоятельное осознание детьми вариантов решения поставленных задач, эффективнее стимулирует развитие  межполушарных связи у детей, чем простое повторение и заучивание.

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

             Направления работы:

-развитие мелкой моторики;

-интеллектуальное развитие;

-развитие творческих способностей.

1.4. Цели и задачи реализации программы:

Цель: ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Развитие личности ребенка в процессе конструктивной деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

-Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

-Формировать  умения следовать устным инструкциям.

-Обучать  различным приемам работы с бумагой.

-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

-Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

-Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

-Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

-Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

-Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к искусству оригами.

-Расширять коммуникативные способностей детей.

-Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

-Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

1.5. Планируемые результаты освоения  программы.

 К старшему дошкольному возрасту

-дети овладевают различным приемам работы с бумагой;

-дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;

-дети знакомятся с искусством оригами;

-дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);

-дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;

-дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;

-дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний;

-дети проявляют ответственность за начатое дело;

-дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Оценка результативности программы

 В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.  

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

 Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Знакомство  с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «стрела», «двойной треугольник»; изготовление   простых поделок, доступных детям.

Задачи:

-учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.

-научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

-научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «стрела», «двойной треугольник»

-закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

-воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

-приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

-формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.

-помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

            К концу  года обучения дети должны уметь:

-самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами ««книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «стрела», «двойной треугольник»;

-по образцу изготавливать несложные поделки.

-знать и называть геометрические фигуры;

-ориентироваться на листе бумаги;

-уметь намечать линии;    

-тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

-уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);

-добиваться конечного результата;

-самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

-рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

-приобретение теоретических знаний и практических навыков в технике оригами.

-освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

-конечным результатом обучения считается умение сложить фигуру без схемы. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

1.6. Развивающее оценивание качества развивающей деятельности по Программе.

Способы определения  результативности усвоения программы:

Проводится несколько раз в год:

Входной - октябрь

Промежуточный - январь

Итоговый - май

 Мониторинг по усвоению темы проводится в 3 этапа:

Входной – до начала изучения темы

Текущий – при прохождении полностью теоретической части

Итоговый – после окончания изучения темы и перед освоение следующей темы.

 Формы подведения итогов реализации  дополнительной общеобразовательной программы

-Индивидуальная беседа;

-создание коллективных  композиций;

-проведение выставок детских работ;

-составление альбомов   детских работ;

-участие в конкурсах.

Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи учащихся  на каждом этапе обучения.

            2. Содержательный раздел

   2.1.Характеристика  детей старшего дошкольного возраста

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Главное, в развитии детей 5-7 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.

2.2. Организация работы с родителями

Организация совместных творческих работ.

Организация мастер-классов по обучению детей искусству оригами.

Организация итогового открытого занятия.

Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.

1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования детей из различных материалов с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности.

3. Организационный раздел.

3.1. Сроки реализации и формы организации Программы

Программа «Волшебный мир Оригами» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы  численность детей в группе кружка должна составлять 8-10 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с октября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  25 – 30  минут.

Год обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

Дети старшего возраста

4 в месяц

32 в год

8-10

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Форма занятия – групповая, совместная с педагогом деятельность.

             Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

Подготовка к занятию (установка на работу).

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

повторение правил складывания.

Практическая часть:

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

анализ  работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

             Общие правила при обучении технике оригами

Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

            После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

3.2. Организация развивающей предметно пространственной среды

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

-создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора.

-обеспечивается опор на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

-ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

-формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

-создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

-расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность;

-использование детского дизайна в оформлении;

-наличие игрового персонажа;

-оборудование (картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, технологические карты, пооперационные карты);

-участие семьи, как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

  Процесс обучения учитывает контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. Обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

             3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса Особенности организации РППС

Обеспеченность методическими материалами

и средствами обучения и воспитания

-Мультимедийное устройство;

-Аудиосистема;

-Принтер

-Дидактические материалы (пособия, схемы, образцы);

-Дидактические игры и упражнения;

-Раздаточный материал (цветная бумага, картон, фломастеры, клей, ножницы);

-Технические средства обучения (музыкальные диски, обучающие диски для просмотра);

-Материалы для продуктивной деятельности.

              3.4. Учебно-тематический план        

              Планирование построено по принципу - «от простого к сложному» и предполагает последовательное освоение базовых форм  оригами.

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Знакомство с оригами.

1

1

2

2

Диагностика

-

1

1

3

Обучающие занятия

1

25

26

4

Итоговое занятие

1

2

3

5

Итого

3

29

32

 

            3.5. Содержание (планирование) дополнительной  общеобразовательной Программы

Наименование разделов

Кол-во занятий

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Знакомство с оригами

  2

Рассказывание сказки

«В некотором царстве, в Бумажном государстве». Знакомство с историей искусства оригами.

Складывание

 квадратов на разное  количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или четыре квадрата.

60 мин

2

Диагностическое занятие

1

 Проводится как входной контроль до, во время прохождения тем. (Беседа, практические задания, соревнования внутри группы).    

Выявить умения детей по складыванию бумаги. Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали,  с помощью отреза получать квадрат.

30 мин

3

Базовая форма «Книжка»

1

Чтение худ. литературы.

Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Изготовление поделок (книжка, дом) на основе базовой  формы  «книжка»,  декоративное   украшение готовых   поделок.

30

мин

4

Базовая форма «Дверь»

1

Чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций. Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Изготовление грибов   на основе базовой  формы  «дверь».

30

мин

5

Базовая форма «Треугольник»

7

Чтение худ. литературы. Дид. игра «Чего не стало?»

Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Изготовление ёлочки, лягушки, бабочки. кошки, собаки и щенка и персонажей к сказке на основе базовой  формы  «треугольник»,  украшение поделок аппликацией.

1 час 30мин.

6

Базовая форма «Воздушный змей»

2

Беседа о зиме. Чтение худ. литературы Рассматривание фотографий, художественных открыток, картинок, поделок на тему «Снег. Снежинки».

 Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Изготовление снежинок и зайчика  на основе базовой  формы  «воздушный змей».

60 мин

7

Базовая форма «Стрела»

3

Чтение худ. литературы, беседы, рассматривание изображений. Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Знакомство детей с японской культурой.

Создание коллективной работы «Ветка рябины».

Изготовление гнома и деда Мороза на основе базовой  формы  «стрела» », украшение поделок аппликацией.

1час 30 мин.

8

Базовая форма «Двойной треугольник»

4

Беседы об аквариумных рыбках, бабочках, лягушках. Загадывание загадок, чтение худ. литературы.

Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Изготовление поделок (ёлочка, рыбка, бабочка, прыгающая лягушка) на основе базовой  формы  «двойной треугольник».

2часа.

9

Базовая форма «Воздушный змей»

3

Беседы о весне и перелётных  птицах. Слушание фонограммы

 «Голоса птиц».

Чтение худ. литературы.

Изготовление птиц (сказочная птица, сова, ворона)  на основе базовой  формы  «воздушный змей»

1час 30 мин.

10

Базовая форма «Воздушный змей»

6

Беседа о зиме, загадывание загадок о зимних месяцах, дидактические игры. Рассматривание картинок и фотографий с изображением природы жарких стран.

Рассматривание схемы складывания базовой формы.

Изготовление снежинок, звёздочек, снеговиков;

изготовление поделок на тему «Гости из жарких стран» (слон, попугай, лебедь) на основе базовой  формы  «воздушный змей».

2 часа

12

Закрепление знакомых базовых  форм  и приёмов

3

Чтение худ. литературы, беседы по содержанию.

Изготовление поделок

(цветов, игрушек, домашних птиц) по пооперационным картам и схемам.

1час 30 мин.

13

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

Дид. игра «Когда это бывает?». Беседа о временах года. Чтение худ. литературы. Рассматривание схемы складывания базовой формы.

Изготовление разноцветных корзинок на основе базовой  формы  «двойной треугольник».

30 мин

14

Базовая форма «Конверт»

3

Чтение худ. литературы.

Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Изготовление поделок(двухтрубный кораблик, петушок. лягушонок) на основе базовой  формы  «конверт»,  декоративное   украшение готовых   поделок.

1 час 30 мин

15

Закрепление знакомых базовых  форм  и приёмов

9

Отгадывание загадок о сказочных героях, рассматривание иллюстраций.

Беседа о новогоднем празднике.

Изготовление героев сказки «Колобок» для театрализованной игры.

Изготовление Деда Мороза и Снегурочки для оформления новогодних открыток.

4 часа 30 мин.

16

Закрепление знакомых базовых  форм  и приёмов

2

Беседы  о дне Защитника отечества и международном женском дне. Чтение худ. литературы Рассматривание фотографий и картинок.

Складывание корабликов, самолётов и цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

1 час

17

Базовая форма «Двойной квадрат»

2

Знакомство детей с японской культурой и историей. Рассматривание фотографий.

Знакомство со схемой  складывания базовой формы.

Складывание базовой формы «двойной квадрат» и преобразование её в парусник.

Изготовление японских журавликов на основе базовой  формы  «двойной квадрат»

Создание коллективной работы «Цветущая ветка сакуры»

1час.

18

Базовая форма «Конверт»

2

Беседа «День космонавтики».

Чтение худ. литературы. Рассматривание схемы складывания базовой формы.

Преобразование  одной  бумажной  фигурки  в другую, создание коллективной композиции.

1час

19

«В Бумажном царстве-государстве»

1

Беседа  о бумаге и её свойствах.

Изготовление поделок

по пооперационным картам и схемам.

30 мин

20

Итоговое занятие «Моя любимая игрушка»

1

Рассматривание базовых форм. Повторение изученных базовых форм.

Изготовление любимой игрушки.

30 мин

Итого  16 час 00мин.      

       

 

 Календарное планирование по Программе

Месяц

Наименование

Описание занятия

Кол-во минут

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Знакомство с оригами

Складывание

 квадратов на разное  количество равных частей: два прямоугольника, и четыре квадрата.

30 мин.

2

Знакомство с оригами

Складывание

 квадратов на разное  количество равных частей: четыре треугольника.

30 мин.

3

Диагностическое занятие

Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали,  с помощью отреза получать квадрат.

30 мин.

4

Базовая форма «Книжка»

Изготовление поделок (книжка, дом) на основе базовой  формы  «книжка»,  декоративное   украшение готовых   поделок.

30 мин.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

5

Базовая форма «Дверь»

Изготовление грибов   на основе базовой  формы  «дверь».

30 мин

6

Базовая форма «Треугольник»

Изготовление ёлочки,  на основе базовой  формы  «треугольник»,  украшение поделок аппликацией.

30 мин

7

Базовая форма «Треугольник»

Изготовление  кошки, котят на основе базовой  формы  «треугольник»,  украшение поделок аппликацией.

30 мин

8

Базовая форма «Треугольник»

Изготовление собаки и щенка на основе базовой  формы  «треугольник»,  украшение поделок аппликацией.

30 мин

Д

Е

К

А

Б

Р

ь

9

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление снежинок на основе базовой  формы  «воздушный змей».

30 мин

10

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление зайчика  на основе базовой  формы  «воздушный змей».

30 мин

11

Базовая форма «Стрела»

Создание коллективной работы «Ветка рябины».

 на основе базовой  формы  «стрела», украшение поделок аппликацией.

30 мин

12

Базовая форма «Стрела»

Изготовление деда Мороза на основе базовой  формы  «стрела» », украшение поделок аппликацией.

30 мин

Я

Н

В

А

Р

Ь

13

Базовая форма «Стрела»

Изготовление Гнома на основе базовой  формы  «стрела» », украшение поделок аппликацией.

30 мин

14

Базовая форма «Двойной треугольник»

Знакомство с новой базовой формой. Изготовление поделки Ёлочка, на основе базовой  формы  «двойной треугольник».

30 мин

15

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление поделки Сказочная птица  на основе базовой  формы  «воздушный змей»

30 мин

16

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление  снеговиков

на основе базовой  формы  «воздушный змей».

30 мин

Ф

Е

В

Р

А

Л

ь 

17

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление птиц ( сова, ворона)  на основе базовой  формы  «воздушный змей»

30 мин

18

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление поделок на тему «Гости из жарких стран» (слон и слоненок) на основе базовой  формы  «воздушный змей».

30 мин

19

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление поделок на тему «Гости из жарких стран» (попугай и жираф) на основе базовой  формы  «воздушный змей».

30 мин

20

Базовая форма «Воздушный змей»

Изготовление птиц Лебеди  на основе базовой  формы  «воздушный змей»

30 мин

М

А

Р

Т

21

Базовая форма «Двойной треугольник»

Изготовление поделок Рыбки на основе базовой  формы  «двойной треугольник».

30 мин

22

Базовая форма «Двойной треугольник»

Изготовление поделок Бабочки на основе базовой  формы  «двойной треугольник».

30 мин

23

Базовая форма «Двойной треугольник»

Изготовление поделок Прыгающая лягушка на основе базовой  формы  «двойной треугольник».

30 мин

24

Базовая форма «Конверт»

Изготовление поделок Петушок на основе базовой  формы  «конверт»,  декоративное   украшение готовых   поделок.

30 мин

А

П

Р

Е

Л

Ь

25

Базовая форма «Конверт»

Изготовление поделок Двухтрубный кораблик на основе базовой  формы  «конверт»,  декоративное   украшение готовых   поделок.

30 мин

26

Базовая форма «Двойной квадрат»

Складывание базовой формы «двойной квадрат» и преобразование её в Парусник.

30 мин

27

Базовая форма «Двойной квадрат»

Создание коллективной работы «Цветущая ветка сакуры» на основе базовой формы «двойной квадрат»

30 мин

28

Базовая форма «Двойной квадрат»

Изготовление японских журавликов на основе базовой  формы  «двойной квадрат»

30 мин

М

А

Й

29

Закрепление знакомых базовых  форм  и приёмов

 Складывание цветов, оформление композиций и поздравительных открыток на основе изученных базовых форм.

30 мин

30

Закрепление знакомых базовых  форм  и приёмов

Складывание корабликов, самолётов и цветов на основе изученных базовых форм.

30 мин

31

Диагностическое занятие «В бумажном царстве…»

Изготовление поделок

по пооперационным картам и схемам.

30 мин

32

Итоговое занятие «Моя любимая игрушка»

Рассматривание базовых форм. Повторение изученных базовых форм.

30 мин

                               

             3.6. Перечень дидактических игр и заданий используемых при реализации Программы

«Геометрическое лото»;

«Помоги подобрать окошко к домику»;

«Кто быстрее сделает из круга»;

«Кто быстрее узнает базовую форму»;

«Перепутанные тени»;

«Сделай базовую форму»

«Найди нужную базовую форму, которая изображена на доске».

              3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

              Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный законом "Об образовании в Российской Федерации" от29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;

-Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Постановление Главного санитарного врача РФ от  30.06.2020 № 16 об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19);

-Постановлением Главного санитарного врача РФ от  28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 30 октября 2013 года № 2524-р «Об утверждении методических рекомендаций «О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга».

             3.8. Перечень литературных источников

 Учебная литература:

Василенко М. Ю. Оригами для дошкольников: Дополнительные программы. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Методкнига. -95 с.

Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ С.И. Мусиенко, Г.В. Бутылкина.–М.:Обруч, 2010.–96 с.

Соколова, С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.–64 с.

Соколова, С.В. Оригами для самых маленьких: методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.–64 с.

Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.И. Тарабарина.– Ярославль: Академия развития, 1997.–224 с.

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка  «Волшебный мир Оригами»

п/п

Фамилия, имя

Ребенка

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение изготовить несложную  поделку, следя за  показом педагога и слушая устные пояснения

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы

Общее количество баллов

Процент усвоения программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка «Волшебный мир Оригами»

п/п

Фамилия, имя

Ребенка

Знание названий, умение различать  и применять  в работе условные обозначения оригами

Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы

Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

Общее количество баллов

Процент усвоения программы

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Оригами в детском саду"

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлят...

Презентация "Оригами в детском саду"

Орига́ми— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозн...

"Оригами в детском саду"

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага....

Оригами в детском саду

Статья для педагогов...

Дополнительная образовательная программа "Город оригами" в детском саду

Оригами - искусство складывания бумаги. Оригами может быть интересно людям любого возраста. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками кр...

презентация : " Оригами в детском саду"

презентация расскажет о использовании техники оригами в доу....

рабочая программа по оригами в детском саду по лексическим темам

оригами для развития мелкой моторики .мышления ,развития речи....