МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАЖНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и нужные для повседневного обихода предметы (закладки, подставки и т.п.). Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. 

 В методической разработке представлен конспект занятия по конструированию из бумаги для детей 5-7 лет.

Цель занятия: заинтересовать детей конструктивной деятельностью, познакомить обучающихся с историей возникновения бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАЖНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ»

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)

Патрунова Яна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии»

Все дети любят заниматься с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т.д. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает детей. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и нужные для повседневного обихода предметы (закладки, подставки и т.п.). Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми изделиями из бумаги и с изготовлением более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных творческих работ. Кроме того, дети приобретают навыки конструктивной, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушать, воспринять чужую точку зрения.

Конструирование из бумаги развивает у детей  способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Конструирование из бумаги способствует концентрации внимания, т.к. заставляет сосредоточиться  на  процессе  изготовления, чтобы  получить желаемый результат. Это имеет огромное  значение в развитии конструктивного мышления  детей, их  творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, склеивания.  Конструирование из бумаги знакомит детей  с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами, активизирует мыслительные процессы.

 В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных  символов (показ приёмов складывания, вырезания) со словесными (объяснение приёмов складывания,  вырезание) и перевод их значения  в  практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Конструирование совершенствует трудовые  умения  ребёнка, формирует  культуру труда, способствует созданию  игровых ситуаций.

Содержание занятия

Цель занятия: заинтересовать детей конструктивной деятельностью, познакомить обучающихся с историей возникновения бумаги.

Задачи занятия:

Обучающие: познакомить детей с историей возникновения бумаги; с  правилами техники безопасности.

Развивающие: развивать у детей внимание,  творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение, умение слушать и слышать, доброжелательное отношение друг к другу.

Место занятия в системе программы: вводное.

Тип занятия: объяснение нового материала

Характеристика группы: 6 -7 лет , 1 год обучения.

Оборудование:

  • образцы поделок, цветные карандаши, фломастеры и ножницы,
  • дидактическая игра «На что похоже?», листы бумаги с изображением «петельки»;
  • мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Содержание занятия

  1. Подготовительный этап

Педагог здоровается с детьми,  настраивает их на восприятие нового материала.

Педагог: - Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)

  1. Рассказ педагога об истории бумаги

Рассказ сопровождается презентацией. В процессе рассказа детям задаются вопросы, на которые они должны ответить.

Педагог:

- Я сегодня очень торопилась к вам на занятие, но по дороге мне встретился почтальон. И вот что он мне передал  (педагог показывает конверт). Мне очень интересно от кого это

письмо, а вам? (Дети отвечают …)

Педагог:

- Я сейчас его открою и прочитаю (См. «Приложение1»).Вот какую увлекательную историю приготовил для нас кот Василий. (Дети слушают сказку).

Педагог:

 - Но это еще не все сюрпризы от кота Василия. Что же он еще нам приготовил? (педагог достает из конверта листы разной бумаги и  диск).

- Как вы думаете, для чего  он нам прислал эти листы бумаги и диск? Что же может быть на этом диске?  Давайте посмотрим.

(Дети слушают рассказ кота Василия о  путешествии. Рассказ сопровождается презентацией. Презентацию можно скачать по адресу:

- «Юный друг! Я расскажу тебе об истории бумаги. Шаг за шагом мы пройдем вместе по дорогам времени, открывая интересную и богатую событиями историю происхождения бумаги. В путь, мой юный друг, пол извилистым дорогам истории! Как все знаменитые путешественники, мы должны взять с собой карту, чтобы не затеряться в пути и наверняка знать, в каком уголке мира мы находимся.

(Слайд)

- Родиной бумаги по праву считается Китай.

(Слайд)

Там бумагу сделали во II веке.  - А какой сейчас век?

Дети отвечают …

- Правильно, вот как давно это было.

- Китай – страна с самым большим населением, находится в Азии.

- Теперь перенесемся в солнечную Италию, что находится на юге Европы, в центральной части Средиземноморья.

(Слайд)

- Но нас Италия интересует потому, что слово «БУМАГА» - итальянского происхождения, и хотя в Италии бумага появилась только в XII в.  – через тысячу лет после Китая, - тем не менее итальянцам мы обязаны происхождением этого слова. В переводе с итальянского слово означает «хлопок», потому что бумагу стали вырабатывать из отходов тряпичного сырья – хлопка.

- Мы не знаем, как бумага называлась в Китае: китайцы держали в строгом секрете рецепт изготовления бумаги. Зато мы знаем имя изобретателя бумаги – Цай Лунь. Изобретение бумаги – величайшее изобретение человечества наряду с изобретением огня и колеса.

- Бумагу часто называют «источником мудрости». - А как вы думаете, почему?

Дети отвечают …

- Бумага как эстафетная палочка, которая передает из поколения в поколение весь

накопившийся опыт человечества, всю мудрость, помогая сберечь это богатство для последующих поколений.

– Но как мы уже знаем, бумага появилась только во II в., а ведь человек живет на земле многие тысячелетия.

(Слайд)

- Первобытные люди не умели ни писать, ни читать, да и говорить научились не сразу, но им очень хотелось поведать о себе, рассказать о своей жизни, оставить о себе память. И стали они высекать загадочные знаки и рисунки на скалах, гранитных глыбах, на стенах пещер. Во многих странах археологи до сих пор обнаруживают подобные наскальные творения наших первобытных предков. Но скала остается скалой, ее не возьмешь с собой, не подаришь другу на память, да и высекать рисунки весьма сложно.

(Слайд)

- Постепенно на смену камню пришли глиняные таблички.

- Специальными палочками – стило – на сырой глине древние художники наносили рисунок. Такие плитки уже можно было пересылать из одного места в другое, обмениваться ими, рассказывать с их помощью о своей жизни и делиться новостями. Вот только беда: такие глиняные плитки хрупкие – упадет, расколется – и нет рисунка, да и работать с ними можно было только пока они сырые. Но прошло время, и на смену глиняным табличкам пришли деревянные дощечки. Их покрывали краской или воском и заостренными палочками делали записи или рисунок.

 (Слайд)

-  На Руси XI-XIV вв. вместо деревянных дощечек использовали бересту.

 - А что такое береста?

Дети отвечают…

 (Слайд)

- Знаменитые берестяные грамоты наших древних предков поведали нам о жизни людей, живших на Руси в ту пору.

-  А теперь перенесемся в Египет. Он находится в Северо-Восточной Африке. Так вот, в Древнем Египте – а это IV-III тысячелетия до нашей эры – для письма использовали папирус.

(Слайд)

- А кто-нибудь знает, что такое папирус?

Дети отвечают…

 (Слайд)

- Проходили тысячелетия, мелькали столетия, и вот уже появился новый материал – ПЕРГАМЕНТ, который сразу стал соперником папируса. Произошло это во II веке до нашей эры в городе Пергам – столице Пергамского царства. Город славился своим ремеслом, в частности, выделкой кожи. Производство кож и послужило началом изобретения пергамента. Это был очень прочный материал и в то же время эластичный и долговечный. На протяжении нескольких столетий он неизменно служил людям и уступил место только бумаге. Но пергамент был и очень дорогостоящим материалом, поэтому не каждый мог позволить себе иметь книги, написанные на пергаменте.

(Слайд)

-        Итак, постепенно наше путешествие подошло к концу. Но и на этом еще рассказ не закончился. А давайте вспомним, что мы узнали, а поможет нам в этом схема.

- С чего все начиналось? А что было дальше? Молодцы, как вы все замечательно рассказали. Какой долгий и сложный путь прошел человек, прежде, чем изобрести бумагу.

- А какая страна считается родиной бумаги? Правильно, Китай.

- В Европе производство бумаги началось лишь в XII веке, сначала в Италии, потом во Франции, Англии, Голландии, Германии.

11) - В России первая бумажная мельница (так назывались первые бумажные фабрики на Руси) была построена только в  XVI веке, но проработала недолго – сгорела. Потом построили другую, но она очень медленно работала. А бумагу продолжали ввозить из-за границы.

(Слайд)

В 1716 году по приказу Петра I под Петербургом, в Красном Селе, была построена большая бумажная мануфактура, а уже через год бумажная мельница была построена и в самом городе на Неве. Сырьем для производства бумаги служили старые, изношенные вещи, которые принимались от населения. За них платили из царской казны. По этому поводу был даже издан указ Петра I.

- А вот современное производство.

Вот какой интересный путь изобретения бумаги.

- А где мы с вами сейчас встречаемся с бумажной продукцией?

Дети отвечают.

(Слайды)

- Правильно, какие вы молодцы, а еще из бумаги делают одежду, мебель.

- Мы с вами много что узнали, давайте поблагодарим кота Василия за очень интересный рассказ о его путешествии в мир бумаги. И давайте вспомним, что нам рассказывал кот Василий об истории бумаги? А кот Василий послушает и увидит, внимательно мы его слушали или нет.

Дети рассказывают …

III. Физкультминутка

-  А теперь нам пора немножко отдохнуть, давайте немножко поиграем. Поднимайтесь со своих мест, выполняйте движения, повторяя их за мной:

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,

(круговые движения головой).

Вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали,

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

вот так, вот так, дружно дерево качали.

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
и из речки воду пили,
вот так, вот так, и из речки воду пили

(наклоны туловища вперед).

А потом они плясали

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо),
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху),
вот так, вот так, лапы выше поднимали.

Педагог:

- Молодцы, как хорошо у вас все получалось.

IV. Практический этап

1.  Знакомство с техникой безопасности при  работе с бумагой

- Для нас бумага является хорошим поделочным материалом.

 - Посмотрите, какие интересные изделия из бумаги сделали дети в прошлом году. (Педагог показывает детям творческие работы).

- А вы хотите научиться работать с бумагой? Как вы думаете, какие инструменты и материалы нам будут нужны при работе с бумагой?

Дети отвечают.

- Молодцы, вы назвали все, что необходимо при работе с бумагой. Но для того, чтобы безопасно работать, нам  надо запомнить определенные правила:

- все предметы надо аккуратно хранить и держать в порядке свое рабочее место;

- не размахивать ножницами, не играть ими, передавать ножницы нужно только кольцами вперед, аккуратно зажав лезвие в ладошке, не ходить с ножницами, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно;

- клеить надо на специальной салфетке, чтобы не пачкать стол;

- кисть во время работы надо класть на подставку;

- клей надо наносить на поверхность тонким ровным слоем;

- после работы убрать за собой свое рабочее место.

Педагог задает детям вопросы, проверяя, как они запомнили правила техники безопасности.

2.  Игра «На что похоже?»

Педагог:

– А давайте мы с вами еще поиграем. Игра называется «На что похоже?». Я показываю вам картинку с нарисованным изображением предмета, а вы отвечаете, на что эта фигура похожа. Хорошо, мы начинаем.

- Молодцы. Как много предметов вы вспомнили.

3. Самостоятельная работа над рисунком

- Ребята, прежде, чем что-то сделать из бумаги, нам нужно будет представить то, что мы с вами будем делать – нарисовать.

Педагог показывает лист бумаги с нарисованной петелькой.  

- А теперь вы станете волшебниками. У каждого из вас на столе лежит лист бумаги с такой нарисованной петелькой.  Постараетесь превратить эту нарисованную петельку в предмет, или она может стать частью вашей картины. Не забудьте придумать название своей картине. На столах у вас есть все необходимое для работы. И помните о технике безопасности

Дети работают над своими рисунками.

4. Обсуждение работ

Педагог:

 - Ваша работа над картинами завершается. Пора нам  подвести итоги. Закрепите свои работы на стенде, чтобы удобнее было рассматривать.

Дети закрепляют свои работы на доске, рассматривают их, обсуждают.

Педагог:

- Посмотрите на свою работу и работы своих товарищей. Есть ли похожие изображения. А какие работы вам особенно понравились? Что в них необычного?

Дети обсуждают работы.

V. Подведение итогов занятия

Наше творческое занятие  подходит к концу.

- Давайте вспомним, с чем вы сегодня познакомились? Что узнали?

Дети отвечают.

Педагог:

- Молодцы. Это было только первое знакомство. Мы с вами сделали только первый шаг  в волшебный мир бумажных превращений.  Занятие наше закончено. Уберите, пожалуйста, за собой рабочие места. Спасибо вам за вашу работу. До свидания.

Дети убирают свои рабочие места и прощаются с педагогом.

Приложение 1

Сказка о бумажном королевстве

Здравствуйте, ребята! Меня зовут кот – Василий! Я очень – очень люблю сказки, а вы? Я надеюсь, что вы тоже их любите. И вот одну такую сказку для вас я приготовил. Сказка это необычная, а называется она «Сказка о бумажном королевстве».

Итак, садитесь поудобнее… Я начинаю свой рассказ…

В некотором царстве, в некотором бумажном государстве жил-был бумажный король. И все у него было из бумаги: и бумажный дворец с многочисленными бумажными башенками, и бумажный сад, в котором росли бумажные цветы и бумажный пруд, а в нем плавали и плескались бумажные золотые рыбки. Аромат бумажных прекрасных роз и цветов разносился далеко за пределы этого необыкновенного бумажного царства. Бумажные деревья шелестели на легком ветру бумажными резными листочками, в их тени бумажный король наслаждался покоем и прохладой. В бумажных королевских покоях стояла изысканная красивая бумажная мебель, бумажные гирлянды украшали танцевальный зал, где бумажные придворные веселились и танцевали до упаду. А по вечерам бумажные фонари освещали бумажные узкие улочки королевства, заигрывая со звездами и освещая дорогу запоздалым бумажным путникам.

И жили в этом королевстве бумажные человечки. Они пекли бумажные вкусные пирожные, шили красивую бумажную одежду и ездили в гости в прекрасных бумажных каретах. Мир и любовь царили в бумажном королевстве, потому что король имел огромное доброе сердце и заботился о своих подданных. Мудрый бумажный ворон служил у короля секретарем и советником и зорко следил за тем, чтобы людям в королевстве жилось хорошо.

Бумажные детишки учились в бумажных школах, а по вечерам ходили в бумажные кукольные цирки и были в восторге от бумажных лицедеев, в которые развлекали и дарили им красивые бумажные игрушки. А когда наступала ночь и на небе зажигались серебристые звезды, бумажные жители бумажного королевства любовались игрой бумажного огня в бумажных каминах и светом бумажных свеч.

Но вот однажды бумажный злой дракон захотел спалить своим огнем это бумажное королевство, потому что его никто не любил, ему было холодно и одиноко на своей высокой горе. Когда жители бумажного королевства узнали о злых намерениях бумажного дракона, они сначала очень испугались, но мудрый ворон сказал им, что если дракона пригласить в гости, угостить вкусными бумажными пирожными, конфетами и шоколадом, подарить ему любовь и улыбки, дракон не станет сжигать королевство. Ведь дракон – это заколдованный принц, который очень страдает от одиночества.

Жители бумажного королевства послушались мудрого ворона и пригласили дракона в гости. Весь день и всю ночь дракон веселился вместе с жителями бумажного королевства, катал бумажных детишек на своей широкой бумажной спине и гладил их своим шершавым бумажным языком по головкам. А утром он ушел и проснулся прекрасным принцем.

А ведь у бумажного короля была прекрасная дочь-принцесса, которая влюбилась в принца, а принц полюбил принцессу. Король благословил их на счастливую жизнь, и все бумажное королевство гуляло на свадьбе. Королевство украсили бумажными гирляндами, цветами, фонарями и фонтанами, а жители надели свои самые красивые бумажные костюмы.

С тех пор прошло много – много лет, но память сохранила для нас эту прекрасную сказку о прекрасных людях. Вот и закончилась эта интересная сказочная история. Я надеюсь, что она вам понравилась.

Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада, 2007.– 240 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
  4. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования.– Ярославль: Академия развития, 2001.– 142 с.
  5. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.– СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
  6. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
  7. Щеблыкин И. К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе «Снегирь»

Материал расчитан на детей подготовительной к школе группы, воспитать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами....

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе «Ракета»

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе «Ракета»Целью занятия является отработка навыков складывания поделок из бум...

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в старшей группе «Грибок»

Цель: отрабатывать навыки складывания поделок из бумаги техникой оригами по схемам. Задачи: • учить конструировать из бумаги в технике оригами поделку, используя известные приемы складывания; • пр...

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в старшей группе «Морковь»

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в старшей группе «ОВОЩИ. МОРКОВЬ» Цель разработки отрабатывать навыки складывания поделок из бумаги техникой ори...

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в старшей группе «ГНОМИК»

Данная методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами разработана для детей старшей группе по теме скозочные персонажи «ГНОМИК» Цель разработки отрабатывать на...

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в старшей группе «НАСЕКОМЫЕ. БАБОЧКА»

Цель: отрабатывать навыки складывания поделок из бумаги техникой оригами по схемам. Задачи: • учить конструировать из бумаги в технике оригами поделку, используя известные приемы складывания; • пр...