ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОББО» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Анциферова Людмила Михайловна

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «РОББО» разработана на основе методического пособия «ИКаРёнок» Н. В. Гаврилова, А. Г. Михуля.

Актуальность программы «РОББО» заключается в том, что в процессе ее реализации углубляются и расширяются представления ребенка об окружающем мире, их практического применения, развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей детей. Занятия конструированием помогают ребенку реализовать сои идеи и замыслы, а опыт, приобретаемый в процессе технического творчества, формирует навыки исследовательской деятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности, умения добиваться поставленного результата.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx60.42 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Муниципального образования города Братска

665781, Иркутская область, город Братск, ж.р.Порожский, ул.50 лет Октября, 108

Телефон (3953)40-42-17, e-mail:mdoy.dsov.1.gribkova@yandex.ru

Рассмотрено                                                                 Утверждаю:

На педагогическом совете                                          Заведующий МБДОУ «ДСОВ №1»

Протокол №     от «___»_______2021г                      __________С.В. Михайловская

                                                                                       Приказ №       от «___»______2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «РОББО»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Составил:

                                                    Анциферова Людмила Михайловна                                                         Педагог дополнительного образования

Братск, 2021г

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………...

3

2. Учебный план……………………………………………………………..

7

3. Календарно-учебный график…………………………………………….

7

4. Рабочая программа………………………………………………………..

8

4.1 Планируемые результаты……………………………………………….

8

4.2 Тематическое содержание………………………………………………

8

4.3 Календарно-тематическое планирование……………………………...

9

5. Педагогическая диагностика……………………………………………..

17

6. Методические материалы………………………………………………...

7. Заключение………………………………………………………………..    

19

22

8. Список литературы……………………………………………………….

23

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «РОББО» разработана на основе методического пособия «ИКаРёнок» Н. В. Гаврилова, А. Г. Михуля.

  1. Концепция программы. Дополнительная общеразвивающая программа «РОББО» способствует формированию в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, способствующих психологическому раскрепощению ребенка, а также стимулирует их интерес к изучению технологии и инженерии, развитию навыков проектирования с использованием LEGO конструктора.
  2. Новизна и оригинальность программы «РОББО» заключается в обогащении содержания деятельности детей 5-6 лет средствами конструктора «Roborobo Robo kids 1,2» и «LEGO-STEAM».
  3.  Актуальность программы «РОББО» заключается в том, что в процессе ее реализации углубляются и расширяются представления ребенка об окружающем мире, их практического применения, развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей детей. Занятия конструированием помогают ребенку реализовать сои идеи и замыслы, а опыт, приобретаемый в процессе технического творчества, формирует навыки исследовательской деятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности, умения добиваться поставленного результата.   
  4.  Цель: содействовать развитию у детей 5-6 лет способностей к техническому творчеству, первоначальных конструкторских умений, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.
  5.  Задачи:
  • Познакомить с деталями программируемого конструктора «Roborobo Robo kids 1,2»: разнообразными по форме и величине блоками, пластинами, осями, процессором, датчиками, светодиодным блоком и блоком зуммера, двигателем постоянного тока.
  • Создать условия для ознакомления с начальными принципами алгоритмизации, с особенностью визуального языка программирования.
  • Вырабатывать умение детей, конструировать по схеме, 3D – схеме и программировать «веселыми карточками».
  • Развитие умения анализировать конструктивную и графическую модели.
  • Развитие представлений, о способе пространственного расположения деталей и их соединения.
  • Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении языка программирования конструктора.
  • Развитие образного и пространственного мышления, фантазии, творческой активности, а также моторику рук.
  1. Содержание программы строиться на следующих принципах:
  • Системный и деятельностный подходы. Создание условий развития ребенка, которые открывают возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • Принцип целостности. Новые знания раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Принцип творчества. Обеспечение возможности для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности;
  • Принцип наглядности обучения. Использование образцов, схем, 3D-схем, чертежей;
  • Принцип систематичности и последовательности. Постановка и корректировка задач в логике «От простого - к сложному»;
  • Принцип доступности. Поэтапное изучение материала, преподнесение его последовательными блоками и частями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям;
  • Учет развития творческой активности и самостоятельности детей.
  • Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями (закрепление знаний и навыков в практической деятельности, систематическое повторение ранее изученного).
  1. Материально-техническое обеспечение программы включает:

  • кабинет Лего-конструирования, столы стулья;
  • ноутбук;
  • набор конструкторов «Roborobo Robo kids 1,2»;
  • набор конструкторов «Планета STEAM»;
  • кирпичики LEGO System систем для творческих занятий;
  • схемы: инструкционные карты-схемы сборки для построения модели из наборов «Roborobo Robo kids 1,2» для творческого конструирования; рабочей тетради.

  1. Срок освоения Дополнительной общеразвивающей программы «РОББО» - 7 месяцев.

Основной формой организации образовательной деятельности в студии по лего-конструированию является специально организованная образовательная деятельность, включающая пальчиковые игры, обследование конструктора LEGO, рассматривание иллюстраций, создание моделей по схеме, 3D-схеме, образцу, творческому замыслу. Занятия кружка проводятся в форме игры, через сказку, экспериментирование.

  1.  Режим работы студии «РОББО»

Возраст детей

5 - 6 лет

Количество занятий в неделю

2 раз

Длительность одного занятия

25 минут

День недели

в соответствии с расписанием

Время проведения

16:00

Количество детей, посещающих кружок

в подгруппе не более 10 человек

Продолжительность

с октября по апрель

Место проведения

музыкальный зал

  1.   Условия вхождения в программу:
  • Условием вхождения в программу является добровольное участие детей, согласие родителей (законных представителей) на занятия ребенка дополнительной специфической деятельностью в студии.
  • Занятия проводятся в эмоционально-комфортной обстановке, обеспечивающей детям положительный психологический настрой.
  • Развивающая предметно-пространственная среда и оформление кабинета Лего-конструирования должны соответствовать требованиям эстетики и обеспечивать рабочий настрой детей на предстоящую деятельность.
  • Создание, соответствующих нормам, санитарно-гигиенических условий в помещении (освещение, нормирование длительности и частоты занятий с учетом возрастных особенностей)

  1. Учебный план

Тема

Теория

Практика

Всего

«Давайте знакомиться», «Осень», «Горки»

2

6

8

«Я выросту здоровым», «Передвижение по воде»

-

8

8

«Зимушка-зима», «Новый год», «Вероятность», «Сценическое искусство» 

-

8

8

«Мир насекомых с Robo Kids», «Цепная реакция»

-

8

8

«Зима прошла», «День защитника»

 «Постройки сооружений»

-

8

8

«8 марта», «Животный мир с Robo Kids», «Постройки сооружений»

-

8

8

«Животный мир с Robo Kids», «День победы», «Транспорт»

-

7

7

Итоговое занятие «Путешествие на планету «LEGO- STEAM»

-

1

1

Итого

2

54

56

  1. Календарно-учебный график

IIX

IX

XXI

XXII

II

XII

IIII

IIV

IV

VVI

VVII

VIII

Продолжительность 7 месяцев

(с 01.10 до 30.04)

Сроки проведения первичной диагностики

Сроки проведения итоговой диагностики


  1. Рабочая программа

  1. Планируемые результаты

Дети:

  • Дети научаться правильно называть с детали программируемого конструктора «Roborobo Robo kids 1,2».
  • Познакомятся с начальными принципами алгоритмизации, с особенностью визуального языка программирования.
  • Научатся конструировать по схеме, 3D – схеме и программировать «веселыми карточками».
  • У детей разовьется понимание причинно-следственных связей, интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • Дети приобретут умения анализировать конструктивную и графическую модели.
  • Дети научатся планировать свою работу и доводить её до конца;
  • Научаться работать в коллективе, в малых группах, свободно общаться с взрослыми и сверстниками, договариваться в процессе коллективного взаимодействия.
  • Приобретут навыки общения при объяснении языка программирования конструктора.

  1. Тематическое содержание

Занятия по лего-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.

Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами, подгруппой детей. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

  1.  Календарно – тематическое планирование:

Месяц

Тема занятия

Содержание

Октябрь

1

Давайте знакомиться

Раскрыть понятие «конструирование», «робот», «робототехника». Особенности роботов, их место в нашей жизни. Познакомить с образовательным конструктором Robo Kids (название деталей, способы крепления), его возможностями. Правила техники безопасности на занятиях при работе с образовательным конструктором. Создать условия для элементарной поисковой деятельности, развития фантазии и творческого конструктивного воображения.

2

Знакомство с конструктором

Знакомство детей с особыми деталями из набора «Планета STEAM» и её персонажами

Физкультминутка «Лего» – умная игра». Определение функционала деталей набора. Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях по Лего-конструированию.

3

Основы программирования конструктора Robo Kids. «Осенняя страда»

Развивать наблюдательность, учить рассматривать разнообразные объекты, замечать и характерные особенности (устройство механизма), разнообразие форм, конструкций, деталей. Знакомить с сельскохозяйственной техникой и профессиями в сельском хозяйстве с учетом региональных особенностей территории. Познакомить с последовательностью выполнения действий при программировании моделей из конструктора Robo Kids.

4

Путешествие по Горкам

Продолжение знакомства с «Планета STEAM», обращаем внимание на комплект горок разной формы. Дети учатся строить горку. Дети наблюдают, что происходит, когда они ставят предметы на горку.  Узнают, как и почему предметы катятся. Физкультминутка «Лего» – умная игра». По окончанию совместное обыгрывание постройки.

5

«Осенняя пора». Тележка для сбора урожая. Программирование тележки

Подводить к пониманию зависимости конструкции от ее назначения. Развивать наблюдательность, учить рассматривать разнообразные объекты, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, деталей. Закрепить умение выделять, классифицировать разные Объемные геометрические предметы - детали, входящие в состав конструктора.

6

Мостик

Рассматривание иллюстрации с изображением мостов. Конструирование моста по образцу. Физкультминутка «Мы построим новый мост». По окончанию обыгрывание построек

7

«Листопад». Конструирование в технике мозаика

Содействовать созданию модели по схеме. Закрепление счета. Обучение правильному названию и расположению деталей в соответствии со схемой. Организация исследовательской деятельности.

8

Горка и светофор

Беседа о светофоре. Рассматривание иллюстрации о светофоре. Конструирование горки и светофора по образцу. Физкультминутка «Регулировщик». По окончанию обыгрывание построек.

Ноябрь

1

«ЗОЖ». Конструирование трехколесного велосипеда

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций. Знакомить со способами соединения деталей в конструкции (подвижное/неподвижное). Формировать привычки здорового образа жизни. Воспитывать любовь к спорту. Продолжать знакомить с основами программирования.

2

Подводная лодка

Конструирование подводной лодки по схеме, учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Физкультминутка «Подводная лодка!». Обыгрывание построек на воде

3

«Домашний адрес. Телефон»

Способствовать запоминанию домашнего адреса и телефона. Развивать наблюдательность, учить рассматривать разнообразные объекты окружающей жизни (различные модели телефонов), замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, деталей. Продолжать знакомить с основами программирования, составлению программы для звонка телефона.

4

Корабли

Беседа о кораблях (нос, корма, труба, палуба и т.д). Конструирование кораблика по схеме (сочетать в постройке детали по форме и цвету). Физкультминутка «Ты плыви, плыви кораблик». Обыгрывание построек на воде.

5

«Робот-Почтальон»

Познакомить с профессией почтальон. Повторить домашний адрес и телефон. Продолжать знакомить с основами программирования модели конструктора Robo Kids (направление движение). Развитие алгоритмического мышления, составление алгоритма движения робота.

6

Веселые утята

Конструирование утят по схеме из деталей набора «Планета STEAM». Физкультминутка «Весёлые утята».  Обыгрывание собранных утят.

7

«Быстрее ветра, выше облаков». Профессия — летчик. Конструирование самолета

Расширять знания детей о своей семье, о том, где работают родители, сак важен для общества их труд. Развивать наблюдательность, учить рассматривать разнообразные объекты, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, деталей. Продолжать знакомить с программированием модели конструктора Robo Kids (направление движение). Развитие алгоритмического мышления, составление алгоритма движения робота.

8

Красивые рыбки

Конструирование рыбок по схеме. Физкультминутка «Будем плавать мы как рыбки». Обыгрывание собранных рыбок на воде.

Декабрь

1

«Зима». Как зимуют звери. «Медведь»

Систематизировать знания детей о диких животных, их особенностях, повадках, поведении в разные времена года. Развивать навыки создания моделей по образцу, изображению, по собственному замыслу.

2

Колесо удачи

Конструирование колеса по схеме (карточки с конструкцией колеса, обращается внимание на флажок вверху, который служит указателем).

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Обыгрывание построек в парах. Фиксирование результатов вращения колеса детьми в графике.

3

«Зимняя сказка». Конструирование гнома и лесных зверей

Продолжать развивать творческое воображение детей на основе знакомых сказок, сказочных персонажей. Учить передавать характерные признаки лесных зверей посредством образовательного конструктора Robo Kids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

4

Сцена для жителей «Планета STEAM»

Конструирование сцены для представления жителями планеты по схеме. Физкультминутка «Строим, строим мы…вот». Обыгрывание построек в парах.

5

«Робо-сани для Деда Мороза»

Познакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций с изображениями. Формировать умение строить трехмерные модели из деталей конструктора Lego system и Robo Kids.

6

Новогодний робот

Конструирование робота по схеме. Совместное конструирование театра по памяти. Физкультминутка «Заморожу». Обыгрывание постройки.

7

«Новый год стучится в двери». Ёлка с огоньками

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате проведения эксперимента. Знакомить с новыми деталями конструктора Robo Kids: лампочки. Учить основам программирования модели.

8

Сани для Деда Мороза

Конструирование модели саней Деда Мороза по схеме. Конструирование колеса по памяти. Фиксирование результатов (чьи сани быстрее).

Физкультминутка «Заморожу». Обыгрывание постройки.

Январь

1

«Шмель»

Учить передавать характерные признаки насекомых посредством образовательного конструктора Ro bo Kids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

Изучить особенности жизнедеятельности шмеля. Продолжать обучать основам программирования моделей.

2

Мишка и ступеньки

Конструирование инвалидной коляски для Мишки (обсуждение как дети могли бы помочь Мишке подняться по ступенькам). Физкультминутка «Мишка, мишка не ленись…». Совместное обыгрывание постройки.

3

«Божья коровка»

Учить передавать характерные признаки насекомых посредством образовательного конструктора RoboKids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели. Изучить особенности жизнедеятельности божьей коровки. Способствовать развитию
алгоритмического мышления.

4

Шлагбаум

Конструирование железнодорожного переезда со шлагбаумом (создать опору шлагбаума, на которой он будет балансировать, найти способ, чтобы шлагбаум можно было легко открывать и закрывать). Физкультминутка «Регулировщик»

Обыгрывание постройки.

5

«Стрекоза»

Создавать условия для расширения знаний детей о характерных признаках насекомых посредством образовательного конструктора Robo Kids. Изучить особенности жизнедеятельности стрекозы.

6

Модель вертушка

Конструирование вертушки, (дать общее представление о вращении, трении, силе, порядок сборки деталей). Физкультминутка «Вертушка вам не пушка…». По окончанию обыгрывание построек.

7

«Бабочка»

Учить передавать характерные признаки насекомых посредством образовательного конструктора Robo Kids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

Изучить особенности жизнедеятельности бабочки. Продолжать обучать основам программирования моделей. Способствовать развитию алгоритмического мышления.

8

Перекидные качели

Конструирование перекидных качелей (дать понятие о равновесии, точке опоры, порядок сборки деталей). Физкультминутка «Качели».

По окончанию обыгрывание построек.

Февраль

1

Специальная техника. «Снегоуборочная машина»

Систематизировать знания детей о специальной технике и особенностях «борьбы» со снегом в городе. Способствовать развитию алгоритмического мышления.

2

Сортировка деталей по цвету (конструирование башни из деталей одного цвета)

Конструирование башни из деталей одного цвета.

  • Как вы думаете, что такое сортировка?
  • Для чего нужна сортировка?         
  • По каким признакам можно сортировать детали?
  • Как вы думаете, можно ли сортировать по нескольким признакам?

Физкультминутка «Вместе мы построим дом».

Обыгрывание постройки.

3

Спорт, спорт, спорт....

«Футболист»

Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с различными видами летних игр. Расширять представления о командной игре, прививать навыки работы а команде. Закреплять умение пользоваться пультом управления, строить по схемам. Развивать память.

4

Сортировка деталей по форме (конструирование постройки по замыслу из деталей одной формы)

Совместное конструирование постройки разнообразных моделей из получившихся групп кубиков.

-По каким признакам, кроме цвета, можно сортировать детали?

- Как вы думаете, сортировать детали по форме легче или тяжелее, чем по цвету? Почему?

 Обсудить с детьми, повлияла ли форма кубиков на построенные модели.

Физкультминутка «Вместе мы построим дом».

По окончанию обыгрывание построек.

5

Разные рода войск

Дать представление о российской армии, о ее назначении, познакомить с разными родами войск. Воспитывать патриотизм. Обучать конструированию в технике мозаика.

6

Магазин

Конструирование в парах разных моделей магазинов по схеме. Физкультминутка «Стройка шумная кипит…». По окончанию обыгрывание построек.

7

Боевая техника. «Танк»

Формировать представление о назначении различных видов боевой техники. Объяснить зависимость конструкции модели от ее назначения. Продолжать обучать основам программирования моделей.

8

Мой день в детском саду (конструирование модели любимого места в детском саду)

Коллективное конструирование детского сада (приемная, группа, спальня, обеденные столы, туалет, площадка).  Физкультминутка «Я по садику шагаю…». По окончанию обыгрывание построек.

Март

1

Умный робот в помощь маме. Выставка моделей.

Воспитывать уважение и любовь к маме, бабушке. Изучить особенности празднования 8 марта. Научить самостоятельно создавать подвижные модели с опорой на схему и программировать их в соответствии с условием при помощи считывающего устройства Robo Kids и карточек.

2

Цепная реакция.

Аттракцион "Свободное падение"

Конструирование модели цепной реакции по образцу (модель аттракциона под названием "Свободное падение", очередь событий, начатых неким пусковым действием). Физкультминутка «Девочки и мальчики». По окончанию обыгрывание построек.

3

«Крокодил»

Учить передавать характерные признаки животных посредством образовательного конструктора Robo Kids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

Изучить особенности поведения и жизнедеятельности крокодила. Учить основам программирования моделей. Способствовать развитию алгоритмического мышления.

4

Мельница

Конструирование в парах мельница (дать понятие о равновесии, точке опоры, порядок сборки деталей). Физкультминутка «Ветер».

По окончанию обыгрывание построек.

5

«Слон»

Учить передавать характерные признаки животных посредством образовательного конструктора Robo Kids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

Изучить особенности поведения и жизнедеятельности слона. Учить основам программирования моделей. Способствовать развитию алгоритмического мышления.

Изучить назначение и принцип работы инфракрасного датчика.

6

Подъемный кран

Конструирование   подъемного кран по образцу (в конструкции крана закрепленный шкив).

Физкультминутка «Движения».

По окончанию обыгрывание построек.

7

«Мышонок»

Учить передавать характерные признаки животных посредством образовательного конструктора RoboKids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

Изучить особенности поведения и жизнедеятельности мышей. Учить основам программирования моделей. Способствовать развитию алгоритмического мышления.

Изучить назначение и принцип работы датчика освещенности.

8

Машина с прицепом

Конструирование машины с прицепом.

Физкультминутка «Машина». По окончанию обыгрывание построек.

Апрель

1

«Собака»

Учить передавать характерные признаки животных посредством образовательного конструктора Robo Kids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

Изучить особенности поведения и жизнедеятельности собаки. Учить основам программирования моделей. Способствовать развитию алгоритмического мышления.

Изучить назначение и принцип работы датчика касания.

2

Автобус

Конструирование в парах автобуса и гараж по образцу. Физкультминутка «Автобус». По окончанию обыгрывание построек.

3

«Заяц»

Учить передавать характерные признаки животных посредством образовательного конструктора Robo Kids. Учить правильному подбору и расположению деталей в модели.

Изучить особенности поведения и жизнедеятельности зайца. Учить основам программирования моделей. Способствовать развитию алгоритмического мышления. Изучить назначение и принцип работы датчика звука.

4

Грузовик

Конструирование грузовика по схеме. Физкультминутка «Грузовик». По окончанию обыгрывание построек.

5

«Спасибо деду за победу!»

Прививать любовь к родине, чувство гордости и уважения за подвиги наших предков. Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

6

Нумерация вагонов

Конструирование поезда по схеме. Построенные вагоны дети должны расположить в правильном порядке (по возрастанию) за локомотивом.

Физкультминутка «Поезд». По окончанию обыгрывание построек.

7

Памятники ВОВ. Боевые награды

Знакомить с памятниками, посвященными победе наших предков в Великой Отечественной войне, с героями ВОВ, их подвигами и боевыми наградами.

8

Итоговое занятие «Путешествие на планету «LEGO- STEAM» (конструирование разных конструкций)

Рассказ детей о планете STEAM и ее персонажах. По одной из вложенных в коробку карточек с иллюстрациями возможных конструкций, предложить построить показанную модель. Физкультминутка «В понедельник». По окончанию работы совместно обыгрывать постройку.


  1. Педагогическая диагностика

Педагогическая оценка проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений педагога за дошкольниками и результатов их практической деятельности во время занятий. Оценочная карта заполняется два раза: в начале и конце года. Количественные результаты дополняются комментариями, в которых указываются проблемы и трудности. Данная работа проводится с целью определения перспектив  индивидуальной работы с детьми, а  также оценки педагогом эффективности собственных педагогических действий.

Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок

«РОББО»

ФИ ребенка

Называет детали

Называет форму

Умеет скреплять детали конструктора

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме

Называет детали, изображенные на карточке

Умение рассказать о постройке

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высоко формализованным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.


  1. Методические материалы

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. С помощью Лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. 

Основная форма проведения занятий – игра. Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы:

  • беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования, можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: поворотная платформа, опорная рама для качелей, шестерни, лебёдки со шнурком и крюком, шарнирно-сочленённых кирпичика и т.д. Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре;
  • работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
  • самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
  • коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Очень важно настраивать детей перед организацией деятельности, проявлять искренний интерес к их действиям.

Структура занятия кружка «РОББО»

Каждое занятие проводится по определенной схеме и состоит из нескольких частей:

1. Создание игровой, проблемной ситуации которую в дальнейшем предстоит решить, обсуждение способов решения.

2. Объяснение, конструирование.

3. Пальчиковые игры, массаж, гимнастика для рук.

4. Самостоятельная деятельность детей  (динамическая пауза).

5. Обыгрывание построек, выставка работ.  Анализ.

Формы и методы обучения

Используется групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.

Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра, развлечение.

Форма организации детей во время работы должна быть приближена к свободной. Можно предложить детям работать сидя, стоя, как им удобнее. Можно позволить детям отходить от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Организация фотовыставок детских работ (в течение учебного года);
  • Участие детей студии в городских конкурсах;
  • Совместные занятия с участием родителей (в течение учебного года).


  1. Заключение

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.  Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка.

Детскими психологами доказано, что, если в жизни ребенка не присутствует образная игра - он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. В ребенке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит Лего-конструирование, оно предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество, создавая различные постройки. В процессе работы дети приобретают такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, добиваться цели и сотрудничать. При развитии умения пользоваться инструкциями, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

  1. Список литературы
  1. Гаврилова Н.В., Михуля А.Г.//. Дошкольное образование– М.: учебно-методический центр инновационного образования 2020.
  2. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: «Сфера», 2012.
  3. Планета STEAM Книга учителя - LEGOeducation.ru2017.
  4. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
  7. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа по дополнительной образовательной услуге "Олимп" для детей старшего дошкольного возраста

Здо­ровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием ка­ких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родник» для детей старшего дошкольного возраста

Программа готовит детей к обучению в  школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "КРАЕВЕДЕНИЕ" для детей старшего дошкольного возраста

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...