Рабочая программа доп. кружка «Юные волшебники» на 2021 – 2023 уч. г.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Банку Джамиля Габдульхаковна

Программа дополнительного образовательного кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  с учетом основных требований ФГОС ДО.

     Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud-programma_2021-23_g.docx543.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Снегурочка»

Рассмотрена:

на заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка»

Протокол № 1  от «    »  сентября  2021 г.    

УТВЕРЖДЕНА:

заведующий МБДОУ «Детский сад № 4

«Снегурочка»

__________  Идрисова И.Р.

Приказ  №    от «    »  сентября  2021 г.    

Рабочая программа

 доп. кружка «Юные волшебники»

на 2021 – 2023 уч. г.

Составитель: Банку Д.Г.

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

г. Салехард 2021 г.

Содержание

I. Целевой раздел………………………………………………………………………..3

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………3

Цели и задачи……………………………………………………………………………..4

1.2. Принципы…………………………………………………………………………….4

1.3. Форма проведения занятий…………………………………………………………5

1.4. Методы и приемы обучения……………………………………………………….. 5

1.5. Предполагаемый результат реализации программы……………………………..5

1.6. Механизм оценки и критерия……………………………………………………….6

II Содержательный раздел……………………………………………………………..7

2.1. Содержание программы кружка……………………………………………………7

2.2. Содержание деятельности педагога………………………………………………...7

2.3. Методическое обеспечение программы………………………………………….....8

III.Организационный раздел……………………………………………………….......9

3.1.Сроки реализации программы……………………………………………………….9

3.2. Этапы работы………………………………………………………………………… 9

3.3. Учебный – тематический план для детей 5-6 лет…………………………….…… 10

Перспективное планирование работы…………………………………………….……..10

3.4. Учебный – тематический план для детей 6-7 лет…………………………..………13

Перспективное планирование работы………………………………………….………..13

3.5. Методические рекомендации по проведению занятий  по художественному и ручному труду ……………………………………………………………………………………….16

3.6. План работы с родителями и педагогами…………………………….…………….17

3.7. Заключение……………………………………………………………..……………  17

3.8. Библиографический список литературы…………………………..………………..19

I Целевой раздел

Пояснительная записка

     Программа дополнительного образовательного кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  с учетом основных требований ФГОС ДО.

     Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

     Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у  детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Новизна и отличительная особенность программы

     Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

     Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Цель:

  • Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные природные материалы и техники.

Задачи:

     Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.

     Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

     Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
  • Самореализацию, доброе отношение к сверстникам.

Необходимые условия реализации программы:

  • Подобрать все необходимые материалы и инструменты.
  • Систематизировать литературный материал (стихи, загадки).
  • Подобрать пальчиковые игры и упражнения для подготовки руки к работе, развития мелких мышц руки.
  • Подобрать дидактические и подвижные игры, сюрпризы.

  1. Принципы, лежащие в основе программы
  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка)
  • Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
  • Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога,  воспитанников  и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
  • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,  ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

  1. Форма проведения занятий
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Коллективная
  1. Методы и приемы обучения

     Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения.

  • Занятие - путешествие предполагает познавательную деятельность детей, направленную на поиск, обработку и освоение информации. Так, путешествуя, дети отправляются в волшебный мир природы, где дети знакомятся со сказочными странами, знакомятся с их обитателями - с фруктами, овощами, природным материалом и учится различным способам их соединения. Для мотивации детей я использую «волшебный сундучок», каждый раз в котором появляются интересные предметы – шишки, желуди, грецкий орех, палочки и т.д..
  • Посиделки - это такая форма деятельности, когда беседа игрового персонажа сочетаются с творческой продуктивной деятельностью детей. На посиделках применяется метод индивидуального обучения и объяснительно-иллюстративный метод. По завершению работы оформляется выставка в групповой комнате, фойе.
  • Занятие - экскурсия - это такая форма проведения занятия, которая предусмотрена музейной педагогикой (знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства).
  • Метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, определенный образ который потом дети воплотят в своих рисунках, поделках.
  • Творческая мастерская - предполагает деятельность, направленную на совместную работу по изготовлению различных игрушек к праздникам.
  • Совместное творчество детей и родителей способствует взаимному обучению и взаимопониманию детей и родителей.
  • Презентация - представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Дети могут высказывать свое мнение, давать оценку работам.
  • Театрализация – использование детьми своих поделок в театрализованной деятельности в качестве персонажей.

1.5. Предполагаемый результат реализации программы

     К концу 1 года обучения дети могут:

Старшая группа (5-6 лет)

  • Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
  • Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
  • Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
  • Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
  • Усваивают способы практической работы с различными материалами;
  • Развивают мелкую моторику рук;
  • Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.

     К концу 2 года обучения дети могут:

Подготовительная группа (6-7 лет)

  • Имеют представление о материале, из которого сделана поделка;
  • Владеют приемами работы с различными материалами;
  • Самостоятельно определяют последовательность выполнения работ;
  • Умеют самостоятельно провести анализ поделки;
  • Используют свои конструктивные решения в процессе работы;
  • Учитывают яркость, оригинальность при выполнении поделки;
  • Выполняют работу по замыслу;
  • Показывают уровень воображения и фантазии.

1.6. Механизм оценки и критерия

     Участие в выставках разного уровня:

  • Внутриучережденческие
  • Городские
  • Региональные
  • Всероссийские

II Содержательный раздел

2.1. Содержание программы кружка

     Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями природных материалов, с разными инструментами, а также с приемами их применения.

     Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:

  • «Работа с бумагой и картоном»
  • « Работа с тканью и нитками»
  • « Работа с природным и бросовым материалом»
  • «Работа с пластилином»

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

     В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

  • Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений
  • Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности
  • Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений
  • Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения
  • Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры)

2.2. Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей

     Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

2.3. Методическое обеспечение программы

     Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.

Используемый материал для работы с детьми:

  • Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая)
  • Картон (цветной, белый)
  • Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки)
  • Фломастеры, маркеры, карандаши
  • Дощечки
  • Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.)
  • Клей, пластилин, ножницы
  • Линейка
  • Кисти
  • Степлер
  • Дырокол

Демонстрационный материал:

  • Наглядные пособия
  • Иллюстрации
  • Фотографии
  • Образцы работ
  • Художественная литература
  • Технические средства

III Организационный раздел

3.1. Сроки реализации программы

     Программа «Юные волшебники» адаптированная, долговременная, художественно-эстетической направленности. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, договора с  родителями. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся с детьми 5-7 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий за 2021-2022 год - 33, за 2022-2023 год – 36.

Время занятий составляет:

В старшей группе 25 мин. (дети 5-6 лет);

В подготовительной группе 30 мин. (дети 6-7 лет).

Дата.

Возраст детей

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество занятий в год

2021 – 2022 г.

Старшая группа

25 мин.

1 раз

33

2022 – 2023 г.

Подготовительная группа

30 мин.

1 раз

31

3.2. Этапы работы

     1 этап – Подготовительный:

Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка,  подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.;

     2 этап – Основной:

Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; мастер-класс, консультации для родителей и педагогов.

     3 этап – Заключительный:

Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайт.

     Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

3.3. Учебно тематический план

Учебно-тематический план 1 года обучения (5-6 лет)

Наименование

Раздела

Теория

Практика

Количество занятий

1

Работа  с бумагой и картоном

1

15

16

2

Работа с  бросовым материалом.

1

6

7

3

Работа с природным материалом

1

1

2

4

Работа с пластилином

1

4

5

5

Работа с тканью и нитками

1

2

3

Итого

5

28

33

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет

Сентябрь

5 неделя

Тема: «Осенние листья кружат»

Задачи: Развивать творчество.        

Материал: Образец, клей, тряпочка, листья.

Октябрь

1 – 2 недели

Тема: Композиция «Грибок на полянке»

Задачи: Познакомить детей с техникой выполнения работы из нарезанных шерстяных ниток.

Материал: Трафареты грибов, пластилин, шишки, шерстяные нитки, цветная бумага, клей ПВА.

3 – 4 недели

Тема: «Перелетная птица»
Задачи: Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Крупа, клей, кисточки, гуашь.

Ноябрь

1 – 2 недели

Тема: «Ветка рябины»

Задачи: Закреплять умение работать с пластилином. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Пластилин, ветки, цветной картон, стеки, дощечки.

3 – 4 недели

Тема:  «Цветок для мамы»

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага, клей, кисточка.

Декабрь

1 неделя

Тема: «Снеговик».

Задачи: Учить детей создавать изображение снеговика из бумаги и бросового материала.

Материалы: Цветная бумага, вата, клей ПВА.

2 - 3  недели

Тема: «Снежинка»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом (макароны).  Учить правилам безопасности работы с клеем. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Образец, макаронные изделия, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

4 - 5 неделя
Тема: «Зимующая птичка».
Задачи: Учить складывать гармошкой бумагу. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Трафарет, цветная бумага, картон, клей

Январь

2 – 3 недели

Тема: «Елочка пожеланий».
Задачи: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.

4 неделя

Тема: « Волшебный коврик»

Задачи:  Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Образец, картон, пластилин, ножницы, клей.

Февраль

1 неделя

Тема: Оригами «Собака»

Задачи: продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями

Материал: Цветная бумага, клей-карандаш.

2 - 3недели

Тема: «Подарок для папы».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пластилин, пуговицы разного размера и цвета.

4 неделя

Тема: «Флаг России».
Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Картон, клей ПВА, кисти, салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

Март

1 – 2 недели

Тема: «Подарок маме»
Задачи: Продолжать учить  детей выполнять поделку способом складывания бумаги. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, картон, клей.

3 неделя

Тема: «Котенок»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Образец, ватные диски, пуговицы, клей, кисточка.

4 - 5 недели

Тема: «Олень»

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку из рваной бумаги. Развивать творчество.

Материал: Трафарет с изображением животного, цветная бумага, клей.

Апрель

1 - 2  недели

Тема: «Национальная  рукавичка»

Задачи: Продолжать украшать изделие национальными узорами.

Материал: Трафареты национальных узоров, клей.

3 - 4 недели

Тема: Пасхальная открытка

Задачи:  продолжать учить делать  из рваной бумаги,  воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Цветная бумага, бисер, вата, нитки, трафарет, белый картон.

Май

1 - 2 недели

Тема: «Бабочка»
Задачи: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Пластилин,  доска, бисер, стека.

3 неделя

Тема: «Сверкающее солнышко»

Задачи: Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками

Материал: Трафарет, пластилин, стека, доска.

3.4 Учебно-тематический план

Учебно-тематический план 2 года обучения (6-7 лет)

№ п/п

Наименование

Раздела

Теория

Практика

Количество занятий

1

Работа  с бумагой и картоном

1

12

13

2

Работа с  бросовым материалом

1

8

9

3

Работа с природным материалом

1

1

2

4

Работа с пластилином

1

4

5

5

Работа с тканью и нитками

1

1

2

Итого

5

26

31

Перспективное планирование работы с детьми 6-7 лет

Октябрь

1 неделя

Тема: «Мухомор»        

Задачи: Закреплять умение детей работать с природным материалом, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Шишки, осенние листья, кисточка, клей.

2 – 3 недели

Тема: Обрывная аппликация «Осеннее дерево».
Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию, используя мелкие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, картон, веточки, осенние листья, клей.

4 неделя

Тема: «Птицы у кормушки».
Задачи: Продолжать учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Картон, трафарет, клей ПВА, кисть, крупа, клеенка.

Ноябрь

1 – 2 недели

Тема: «Рябиновое дерево»

Задачи: Закреплять умение работать с пластилином. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Пластилин, цветной картон, стеки, дощечки.

3 – 4 недели

Тема:  «Книжка - малышка»

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага, клей, кисточка.

Декабрь

1 – 2 недели

Тема: «Снежинка».

Задачи: Совершенствовать умение выполнять поделку из цветной бумаги способом оригами. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 и 0,7 см., клей ПВА, кисть, клеенка.3 – 4 недели

3 - 4 недели

Тема: «Снежная тундра»

Задачи:  Учить создавать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги и ваты.

Материал: Цветная бумага, вата, клей-карандаш.

5 неделя

Тема: «Новогодняя игрушка»

Задачи: Продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями.

Материал: Цветная бумага, простой карандаш, линейка.

Январь

3 неделя

Тема: Оригами «Елочка»        

Задачи: Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Материал: Цветная бумага, вата, клей, кисточка.

4 - 5 недели

Тема: «Светофор»

Задачи: С помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно.

Материал: Цветная бумага, клей.

Февраль

1 неделя

Тема: «Валентинка»

Задачи: Сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким.

Материал: Цветная бумага, бросовый материал, клей ПВА.

2 – 3 недели

Тема: «Открытка для пап».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Картон, трафарет, клей ПВА, пуговицы, крупы.

Март

1 – 2 недели

Тема: «Подарок для мамы».
Задачи: Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с бумагой, ножницами, крупами. Продолжать учить создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Бумага для квиллинга, клей.

3 - 4 недели
Тема: «Весенний ковер»

Задачи: Совершенствовать умение  детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.

Материал: Пластилин, картон.

5 неделя

Тема: Оригами «Котёнок»

Задачи: Продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями.

Материал: Цветная бумага, простой карандаш, линейка.

Апрель

1 – 2 недели
Тема: «Ласточка»
Задачи: Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Крупа, клей, кисточки, гуашь.

3 неделя

Тема: «Космос»
Задачи: Совершенствовать умение действовать сообща, выполняя коллективную работу. Формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу. Воспитывать художественный вкус.
Материал: Тонированный лист бумаги А3, гофробумага зеленого, белого цветов, цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого, зеленого, голубого цветов, клей ПВА, ножницы, кисть, клеенка.

4 неделя

Тема: Пасхальная открытка

Задачи:  закреплять умение детей работать с ватными дисками и палочками,  воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Цветная бумага, бисер, ватные диски и палочки, белый картон.

Май

1 – 2 недели

Тема: «Открытка для ветеранов»
Задачи: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, нитки шерстяные, салфетки.

3 неделя

Тема: « Закладка для книги»

Цель: Совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции воспитателя, проявлять творчество, фантазию в украшении закладки

Материал: Белая плотная бумага, нитки.

3.5. Методические рекомендации по проведению занятий  по художественному и ручному труду

     Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

     Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы детей.

     Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

     Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

     На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

     В программе указано количество занятий на изучение каждого раздела.  Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей и условия работы в данной группе.

      Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

     Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

     Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.

3.6. План работы с родителями, педагогами

     Работа с родителями:

Сбор материала для занятий;

Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;

Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;

Картотека игр на развитие творческого воображения детей;

Индивидуальное консультирование родителей;

Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;

Мастер-класс для родителей (изготовление новогодних поделок)

Создание презентации детских работ на сайт;

Участие в конкурсах различного уровня.

     Работа с педагогами:

Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у ребенка»; «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;

Картотека игр на развитие творческого воображения детей;

Индивидуальное консультирование педагогов;

Выставка детских работ.

3.7. Заключение

В процессе творческой деятельности, изменяется сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его творческому развитию, формированию гармонически развитой личности. А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития. В процессе работы обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки – сувениры.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Библиографический список литературы

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;

3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”  – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

5. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г.;

6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия  «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.;

7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;

8. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.,  ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

9. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

10. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;

11. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог"

Экологическое воспитание занимает значительное место в развитии ребенка. Формирование и развитие экологической компетентности детей является залогом гармоничного существования человека в природе....

Рабочая программа по кружку "Юные чтецы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет....

Программа работы кружка "Юные волшебники", группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 5 до 7 лет.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.Роль педагога — оказать всестороннюю помощь ребенку при реш...

Программа работы кружка " Юные волшебники ",группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 5-7 лет.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.Роль педагога — оказать всестороннюю помощь ребенку при реш...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...