картотека игр по конструированию
картотека по конструированию, ручному труду

Кузмичева Ольга Александровна

картотека игр по конструированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_konstruirovaniyu.docx168.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

по конструированию

для детей старшего дошкольного возраста

Отсканировано 10.11.2012 15-09.jpg

Карточка № 1 «Дострой дом»

Дидактическая задача:

Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях.

Материал: 

Карточки с изображением половинок домов разной архитектуры и цвета, стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины, и половинки крыш. Карточки с контурным изображением целых домов и свободные карточки такой же величины, разделенные линией пополам.

Описание игры: 

Ведущий распределяет играющих на две команды и предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дают картинку с изображением одной половины дома, а другая изображена контурно (все дома разной архитектуры). Нужно самостоятельно собрать вторую половину дома. Затем поменяться "местами" друг с другом, и закончить "строительство" дома своего партера, так чтобы дом получился симметричным.

Карточка № 2 «Есть у тебя или нет?»

Дидактическая задача:

Учить детей узнавать знакомые по форме предметы наощупь.

Материал: 

Две муфточки; два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.

Описание игры:

 Первый играющий не называет деталь, а описывает ее. Например: «У меня деталь, в которой две стороны – треугольники, а три стороны – прямоугольники». Второй играющий называет деталь и ищет ее в своей муфточке. После этого оба игрока достают детали и проверяют правильность решения задачи.

Карточка № 3 «Обводилки»

Дидактическая задача:

Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы.

Развитие воображения. Развития словаря.

Подготовка руки к письму.

Материал: Геометрические фигуры. Цветные карандаши.

Описание игры:

Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет.

Примечании: 

Игра может быть использована во всех возрастных группах.

Карточка № 4 «Архитектор»

Дидактическая задача:

Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Материал: 

Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.

Описание игры:

Вариант 1

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой. Вариант 2

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.

Карточка № 5 «Узнай, что изменилось?»

Дидактическая задача:

Упражнять детей в правильном определении

пространственного расположения предметов: справа, слева,

впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать

наблюдательность, активное запоминание. Закреплять

название геометрических фигур или строительных деталей.

Материал:

Геометрические фигуры или детали деревянного

конструктора; Петрушка; ширма.

Содержание игры:

Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят

предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Усложнение:

Увеличивается количество деталей; меняется

местами более двух предметов.

Карточка № 6 «Узнай предмет»

Дидактическая игра:

Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей строителя; составлять из геометрических фигур.

Материал:

Схематичные изображения различных предметов; геометрические фигуры; строительные детали

Содержание игры:

Вариант 1

Ребенку показать картинку со схематично изображенным предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких геометрических фигур его можно составить и составляет .

Вариант 2

Ребенок узнает схематично изображенный предмет и строит его из деталей строителя, самостоятельно подбирая необходимые детали.

Карточка № 7

«Что такой длины? Ширины? Высоты?»

 Дидактическая задача:

 Учить детей обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.

Материал:

Полоски разной длины.

Содержание игры:

Взрослый загадывает какой – нибудь предмет (например: стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов в группе с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту и следующий, измерив его ширину.

Карточка № 8 «Горячо – холодно»

Дидактическая задача:

Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь.

Материал:

Детали конструктора; матрешка.

Содержание игры:

Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти. В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую – нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если совсем близко – «Горячо». Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени подготовленности детей.

Карточка № 9

«Найди постройку по описанию»

Дидактическая задача: 

Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку.

Материал: 

Готовые постройки (можно использовать объемные схемы); игрушка Буратино.

Содержание игры:

Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает постройки. При этом воспитатель обращает внимание,  из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.

– Сейчас мы с Буратино загадаем одну из построек, и Буратино вам про нее расскажет. Назовет загаданную постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает постройку – дети угадывают.

Карточка № 10 «Счастливый остров»

Дидактическая задача:

Развитие воображения. Умение работать в команде.

Закрепление названий геометрических фигур.

Материал: 

Разноцветные геометрические фигуры и их части.

Содержание игры:

Педагог определяет тему. Дети совместно создают

постройку. Постройка должна соответствовать характеру

темы.

Карточка № 11 «Отгадай что построено?»

Дидактическая задача:

Развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Карточка № 12 «Разные дома»

Дидактическая задача:

Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета. Материал:

Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др. Содержание игры:

Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им.

Карточка № 13 «Угадай - ка»

Дидактическая задача:

Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затее более конкретных – о частях предмета, их особенностях и строении.

Материал:

Набор рисунков, изображающих различные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.)

Содержание игры:

Картинки расположены перед детьми. Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет? – Нет. Это сказочный предмет? – Да. Он служит для передвижения? – Нет. В нем живут? – Да. Он на курьих ножках? – Да. Это изба бабы Яги? – Да».

Карточка № 14 «Построй по модели»

Дидактическая задача:

Учить детей строить конструкции по готовой модели. Материал:

объемные модели, строительный конструктор.

Содержание игры:

Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)

Карточка № 15 «Создай схему»

Дидактическая игра:

Развитие логического мышления дошкольников.

Материал:

плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

Содержание игры:

Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Карточка № 16«Моделирование по схеме»

Дидактическая задача:

Обучение детей моделированию по схеме.

Материал:

карточки с изображением геометрических

фигур и схем сооружений, строительные детали.

Содержание игры:

Детям предлагают две карты: на одной

изображены геометрические фигуры, на другой - схемы

сооружений. Дается задание - отобрать по схеме

необходимые фигуры и приступить к моделированию.

Задание можно усложнить, предложив вместо

геометрических фигур строительные детали.

Карточка № 17 «Ошибки в узоре»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал: 

Карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание игры:

На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур?»

Карточка № 18 «Составь из палочек»

Дидактическая задача:

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.  Материал: счетные палочки.

Содержание игры:

Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек. 1 «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек». 2 «Составь два равных треугольника из пяти палочек». …

Карточка № 19 «Найди ошибку»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал: 

карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание игры:

Детям предлагают карточку, на ней изображены геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении.

Карточка № 20«Роботы»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал: карты с изображением роботов.

Содержание игры:

На карте нарисованы роботы, собранные из

строительных деталей. Детям предлагают ответить на

вопросы воспитателя

Карточка № 21 «Меняясь местами»

Дидактическая задача:

Развитие памяти и логического мышления детей.

Материал:

листы бумаги, строительные детали, фломастеры.

Содержание игры:

Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

Карточка № 22«Что изменилось»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал:

строительные детали.

Содержание игры:

Перед ребенком расставляют строительные детали.

Просят запомнить, сколько их и как они стоят.

Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют  новые).

Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

Карточка № 23 «Разрежь и сложи»

Дидактическая задача:

Развитие воображения и логического мышления детей. Материал: 

плотная бумага, ножницы.

Содержание игры:

Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.

Карточка № 24 «Моделирование»

Дидактическая задача: 

Развитие воображения и логического мышления детей. Материал: 

плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.

Содержание игры:

Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Игры становятся интереснее и разнообразнее, дети приобретают много новых знаний и техническ...

Картотека игр по конструированию (средняя группа)

Картотека игр по конструированию (средняя группа)Ирина Янкевич Картотека игр по конструированию (средняя группа)1 Игры по конструированию(средний дошкольный возраст)«Постройка домика д...

Картотека игр по конструированию

Картотека игр по конструированию...

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста Лего

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам....

Картотека игр по конструированию 1 младшей группы

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление,...

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста...

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста.

Автором подобраны игры по конструированию с различным материалом  для работы с детьми старшего дошкольного возраста....