Виды и приемы художественной обработки материалов.
консультация по конструированию, ручному труду

Лилия Райдовна Зарипова

    Виды и приемы художественной обработки материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_i_priemy_hudozhestvennoy_obrabotki_materialov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

      Ф.И.О. слушателя:  Зарипова Лилия Райдовна

 МДК 02.04.  Виды и приемы художественной обработки материалов.

        В настоящее время возрастает интерес к изучению декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественной обработке различных материалов.

       Изучение художественной обработки материалов формирует эстетический вкус учащихся, позволяет вооружать их техническими и технологическими знаниями, развивать трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду.

       Художественной обработке могут подвергаться самые разнообразные материалы - древесина, металл, ткань, кожа, бумага, глина и т.д. Существует большое разнообразие техник и технологий, с помощью которых выполняется данный вид обработки материалов - резьба, роспись, инкрустация, маркетри, чеканка, плетение, оригами, папье-маше.

      Художественная обработка бумаги осуществляется в технике оригами или папье-маше. 

Папье-маше (франц. - жеваная бумага) - пластическая масса из размельченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками - наполнителями (мел. глина, гипс. клей) 

Оригами - японское искусство складывания из бумаги.

Техники художественной обработки металла - ковка, чеканка, насечка.

Ковка - способ обработки металла давлением при котором в результате многократного прерывистого ударного воздействия инструмента на заготовку, преимущественно нагретую, она приобретает заданные форму и размеры; производится на прессах, молотах или ковочных машинах. Основные технологические операции ковки: осадка, высадка, протяжка, обкатка, раскатка, прошивка .

Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки листового металла с помощью чеканов- металлических стержней с разнообразными формами рабочей части.

Насечка - вид инкрустации металлом по металлу или «техника художественной обработки металла, дерева, кости, рога»

В современном прикладном творчестве находит широкое применение также художественная обработка других материалов: бисера , кожи , глины

 Бисер - «(от арабского бусра - стеклярус), мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на мелких предметах быта, женской одежде и т.п.». Бисер (бусины) - маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку; «небольшие стеклянные, металлические или пластмассовые шарики со сквозным отверстием», форма бисера может быть различной: овальной, круглой, цилиндрической, с гранями.

Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера.

Кожа - материал своеобразный. В своих весьма несхожих качествах, обработанная различными способами кожа может перевоплощаться. Кожа не сковывает процесс воплощения авторской идеи рамками какой-то определенной техники или жанра, не сопротивляется самовыражению, она как никакой другой материал позволяет применять уникально широкий спектр технологий.

     В изобразительном искусстве всегда было много направлений в живописи, разного рода течений, вносились новые, которые вносили и новую технику исполнения работы, т.к. пуантилизм, абстрагирование, авангардизм, гиперреализм и др. Художника зачастую сравнивают с ребенком и это не спроста. Ведь дети младшего возраста с легкостью, с огромной фантазией непринужденностью иногда сами придумывают все новые методы и приемы, которые помогают видеть мир их глазами.

    В настоящее время большое внимание уделяется как нестандартным приемам, так и новым технологиям.

Живопись нитками.

Лист бумаги складывается вдвое и разворачивается. На одной из внутренних сторон произвольно укладывается нитка, наполовину смоченная в туши, красках или гуаши. Чистый её конец выводится за пределы листа. Смоченная часть нитки придавливается другой частью листа, и в таком положении нитка потихоньку втискивается. Открыв листок, обнаруживаем замысловатое изображение, оставленное ниткой, в котором можно представить массу интересных вещей.

Набрызг.

Непростая техника. Её суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое нам заменяет зубная щётка и стека. Зубной щёткой в левой руке наберем немного краски или гуаши, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Эта техника существует уже давно, однако чаще применяется на уроках труда.

Живопись свечой.

На листе бумаги ученики лёгким нажимом карандаша составляют композицию рисунка. По тем линиям, которые нанесены карандашом, ученики проводят сильным нажимом свечи. От свечи на листе остаётся след. Затем весь лист раскрашивается красками. Рисунок получается очень необычным и интересным.

Тампонирование.

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочками поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное.

А вот теперь чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампон «закрасим» силуэт.

Живопись пальчиками.

Обмакнём пальчики, всю ладонь или часть в краску и оставим на бумаге отпечаток, а можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом всё смелей и смелей.

Кляксораздувание.

Обыкновенные кляксы можно превратить в забавных человечков, животных и другие предметы. Берём чистый лист бумаги и ставим на него кляксу краской или тушью. Затем берём соломинку для коктейля, направляем её конец на кляксу, а в другой - дуем. От кляксы побежали дорожки в разные стороны, ни одна из них не похожа на другую. Получилось замысловатая фигурка. Теперь возьмём краски кисть, дорисуем эту кляксу так, как подскажет нам наша фантазия.

Монотипия.

Нам понадобиться гуашь разных цветов, стекло и лист бумаги. На стекле можно изобразить любую геометрическую фигуру, или радугу, или рыбку, или крыло бабочки, используя гуашь разных цветов. Затем на стекло накладывается лист бумаги. Его нужно плотно прижать к стеклу и разгладить руками. Затем лист «стягивают» со стекла. Посмотрим, что же получилось? И вновь дети подключают свою фантазию, своё творчество. Они берут гуашь и кисть или фломастеры и додумывают, дорисовывают картину, получившуюся при выполнении техники - монотипия.

Граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании.

Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

Живопись на морском листе акварелью.

Для рисования в этой технике нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и поместим её на влажной салфетке (чтобы бумага высохла). Возьмём акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно.

Живопись на мокром листе тушью.

Растекающаяся тушь даёт интересные заплывы, фактуру. Можно изображать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дорисовать. Техника сложная, но очень эффективная.

Живопись на мятом листе. Это называют эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. Дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

Живопись тополиным пухом.

Применить на уроках ИЗО только в том случае, если летом дети заготовят тополиный пух. Эта техника интересна тем, что работы, выполненные в ней получаются объёмными.

Пух смачивается в краске частично или целиком и накладывается на бумагу, где уже сделаны наброски карандашом.

Ещё более интересные работы получаются в том случае, если лист бумаги будет закрашен каким-либо цветом.

Живопись марганцем.

На чистый лист наносят рисунок кистью, обмакнутой в чистую воду. На воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу -получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.

Гербарий.

Используется гербарий различных растительных форм. На покрытый краской линолеум накладываются растения, и делается оттиск. Получаем белое изображение на чёрном фоне. Листочки гербария снимают с линолеума и окрашенной стороной кладут на чистый лист, делают оттиск через станок или прокатывая сверху фотоваликом. Получаем чёрное изображение на белом фоне, которое можно дорисовать тушью.

Живопись углём.

Лист закрашивается углём. Ватой убирается всё лишнее. Затем с помощью ластика, стирая, что надо и где надо, получаются белые штрихи и линии. Из них штрихов и иллиний складывается задуманный рисунок.

Живопись мылом.

Как украшает эта техника морской пейзаж! Взбитое в пену мыло кисточкой укладывают на гребни волн, получая, белые воздушные барашки. Мыльную пену также можно смешивать с краской, получая воздушно - пузырьковый эффект. Мыльную пену обязательно получать с помощью рук, достаточно кисточки и воды, - так же как с краской.

Живопись под мрамор.

Представляет собой упражнение на нахождение изображения в пятнах, полученных путём переноса на лист бумаги красочного слоя, состоящего из скипидара и масляной краски, который плёнкой покрывает поверхность воды, налитой в фотованночку. Это изображение известно как текстура «под мрамор».

Живопись спичками.

Для выполнения этой техники учащиеся должны заготовить спички, на которые тонким слоем будет намотана вата. Обмакивая спички в краске, учащиеся выкладывают их на лист, получая таким образом изображение какого - либо рисунка. Спички убирают с листа до тех пор, как краска успевает высохнуть.

Абрис.

Предельно обобщенное, как правило, контурное, лаконичное изображение, общий вид, предварительный набросок

Мозаика.

Один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов

Литография (от греческого lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати. Литографию художник исполняет, рисуя на зернистой поверхности камня (плотном известняке) черным жирным литографским карандашом. После травления камня кислотой, воздействующей на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают. Взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают литографию на специальном станке.

Таким образом, на оттиске рисунок получается темным, а фон остается белым. Если необходимо сделать цветную литографию, то для трех основных цветов и черного цвета подготавливаются отдельные камни, и печать производится на один лист последовательно с каждого из них с учетом механического смешения цветов. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет другой человек - мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии - от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск имеют название автолитография.

   Таким образом, нетрадиционная техника рисования есть совокупность традиционной техники, в которой используются лист бумаги, краски, кисточки, и, новых средств рисования, которые не имеют прямого отношения к живописи - это свеча, нитки, марганец, гербарий, тополиный пух, спички, мыло, уголь, зубная щётка и т.д.

Виды аппликации: Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Например бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии и ассиметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.).

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.

Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

 Изготовление сюжетных аппликаций методом обрывания

Применение аппликационной работы является одним из мотивов к действию (подарок, украшение интерьера, конкурсная работа, выставка и т.п.).

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования:

· Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);

· тщательно промытыми и высушенными;

· доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);

Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:

· правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;

· продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;

· процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;

· дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы;

Поделки из яичной скорлупы

Новый природный материал, который вполне доступен для поделок, яичная скорлупа. Когда съедают яйцо, то скорлупу от него обычно выбрасывают, но ведь из нее можно смастерить немало оригинальных игрушек и даже настоящих украшений для дома. Многие полагают, что такая вещь, как яичная скорлупа, больше ни для чего не пригодна, разве только как удобрение для огородов и дачных грядок. Но,оказывается,природная необычность этого материала может стать основой интересной поделки своими руками.

В зависимости, что вы будете выполнять, скорлупа берется цельная или толченая. Отсюда меняется и техника работы с ней.

 Поделки из цельной скорлупы

Поделки из цельной скорлупы бывают разные. Игрушки на подвесках, например, для новогодней елки .Игрушки, которые стоят на пластилиновых, либо на других опорах. Для таких игрушек понадобится цельная скорлупа. Такая скорлупа у вас может остаться ,если вы едите яйцо всмятку, ведь при этом его не очищают полностью, а просто снимают верхушку, через которую ложкой съедают содержимое. Скорлупу можно сохранить, не разбивая его поперек, а аккуратно отбить у него один край, через который его выливают. При этом скорлупу желательно промыть водой изнутри, а затем слегка просушить при комнатной температуре.

Младшая группа

Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений.

Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека-мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Средняя группа. Представления и опыт восприятия произведений искусства

Декоративно-прикладное искусствознакомство с близкими опыту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность. Своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы. Декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).

Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста; украшение книги. Ценность книг и необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности. Художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.

Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира.

Скульптура: способы создания скульптуры: пластика, высекание. Особенности ее содержания - отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материал. Восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.

Архитектура: представления о том, что окружающие детей сооружения - дома - архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.

Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов. Понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник создает выразительный образ. Развитие умений обращать внимание и откликаться на интересные декоративно- оформительские решения: украшение группы, одежду, атрибуты игр, замечать новые красивые предметы в группе.

Проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, предметов народных промыслов, инициировать пояснение детьми выбора; проявление детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, начальный опыт коллекционирования.

Первое посещение музеяПредставления о музее, произведениях искусства в музее, правилах поведения (на примере музея игрушек). Интерес детей к посещению музея.

Старшая группа. Представления и опыт восприятия произведений искусства

Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации - сопровождение текста. Специфика труда художника- иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы.

Живопись: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Открытый урок "Народное искусство и художественная обработка материалов"

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»

Краткосрочный проект по лепке для детей  группы ДОО на тему:  «Лепка кота из пластилина»...

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству...