Экспериментальная площадка на тему: «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ».
методическая разработка (подготовительная группа)

Видякина Ирина Ивановна

Экспериментальная площадка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная площадка на тему:

«Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий

в условиях ДОУ».

        

        На современном этапе в обществе происходит становление новой системы  дошкольного образования. В  273 Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации» определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования -  «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».  Отмечается значимость инновационной деятельности, которая  «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …». 

Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни.

Основные функции дошкольного образовательного учреждения по приобщению детей к национальной культуре: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через художественно-эстетическую направленность. Исходя из этого в детском саду назрела необходимость разработки программы совместной деятельности воспитателя и детей  дошкольного возраста с учётом национально-регионального компонента.

С 2014 г. детский сад работает в режиме муниципальной экспериментальной площадки «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ» которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности дошкольников и   предназначена для детей старшей и подготовительной группы детского сада. Руководителем которой являюсь я, Видякина И.И.

Новизна данной программы заключается в том что, в ней представлены материалы для экспериментальной работы по развитию национальной культуры детей,  посредством художественной обработки материалов, включающие в себя работу по изготовлению мотивов национального орнамента,  сочетания форм, элементов, цвета, расположения узора и технику выполнения, знание названий элементов одежды на мордовском языке в технике квиллинг (бумагокручение).   

        По данной программе для себя я разработала перспективный план по которому ведется работа. Занятия проходят два раза в месяц во второй половине дня. На первом занятии дети знакомятся и изготавливают элементы мордовского орнамента (круг, квадрат, ромб, крестик, треугольник, восьмиконечная звезда, С-образный элемент, звёздочки, крылышки, солнечный узелок, куриные лапки, квадрат с продленными сторонами и углами). На втором занятии дети учатся украшать и чередовать  мотивы национального орнамента. Для занятий этим видом требуется совсем немного материала: цветная двухсторонняя бумага, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, пустая гелевая паста, зубочистка. Материалы доступны и недорогие, а сувениры, картинки, поделки из них получаются очень красивые и оригинальные, и приносят много радости детям, потому что сделаны своими руками.

     Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Вот почему в процессе систематических занятий рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности  и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы мордовского орнамента, подобрать цвета и придумать композиционное решение.

    Техника заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки, пустой гелевой пасты), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. Занятия этим видом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности, включающие в себя работу по изготовлению мотивов национального орнамента,  сочетания форм, элементов, цвета, расположения узора и технику выполнения, знание названий элементов одежды на мордовском языке.  

Таким образом работая по данной программе дети  учатся различным приемам работы с бумагой, расширяют объем знаний об искусстве: формируют  умение отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности, развивают интерес к национальной культуре, учатся передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, учат названий элементов одежды на мордовском языке, художественные и творческие способности на основе ознакомления обучающихся с мордовской национальной культурой, формируют словарный запас, проявляют интерес к мордовской народной культуре, стремятся научиться сами создавать изделия, радующие окружающих.

Данный опыт работы постоянно распространяется на районных  методических объединениях. Лучшие детские работы принимают участие во  всероссийских и международных интернет конкурсах и занимают призовые места. С работами наших детей мы постоянно принимаем участие в районных, республиканских конкурсах этой зимой участвовали в конкурсе «Креативная елка», «Бабань парь».  Организовывали выставки на таких праздниках как: «Шумбрат, Мордовия», «День поля», «День сельского хозяйства», «День города», «Сабантуй», так в прошлое воскресенье   мы организовывали выставку на фестивале мордовской песни «Кайгоза шачем масторозень мороц!».

Таким образом, мы формируем у детей  интерес, любовь к Родному краю, национальной культуре и учим создавать национальный колорит  необычным способом используя современную технику бумагокручения квиллинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Всестороннее развитие детей посредством художественной литературы"

Уважаемые родители, ознакомившись с данной консультацией, каждый из вас сможет научиться эффективному использованию художественной литературы для всестороннего развития своего ребёнка....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Конспект НОД по области познания в подготовительной группе Тема: «Экологическое развитие детей посредством художественной деятельности. Техника кляксография.»

формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Расширение представлений о нетрадиционных видах художественной деятельно...

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»

Краткосрочный проект по лепке для детей  группы ДОО на тему:  «Лепка кота из пластилина»...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...