«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе конструирования»
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Семенова Олеся Андреевна

Развитие у дошкольников конструктивно-модельных умений и действий очень актуально в настоящее время по следующим причинам:

• стремительное развитие науки и техники;

• автоматизация промышленных процесс

• технологичность повседневной жизни – это освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек; появление «роботов-помощников»;

• инновационные процессы развития и обучения в сфере образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г. Тамбов

МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеек»

2021г.

Доклад на тему:

«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе конструирования»

Подготовила:

Воспитатель Семенова О.А

Развитие у дошкольников конструктивно-модельных умений и действий очень актуально в настоящее время по следующим причинам:

• стремительное развитие науки и техники;

• автоматизация промышленных процесс

• технологичность повседневной жизни – это освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек; появление «роботов-помощников»;

• инновационные процессы развития и обучения в сфере образования.

За время своей работы, наблюдая за процессом конструирования детей как в совместной, так и в самостоятельной деятельности и затем оценивая их результаты,  я обратила внимание, что некоторые дети испытывают трудности, а именно: неумение устанавливать связь между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира; у них вызывает сложность постройка по схеме, рисунку, модели или условию; дети не могут спланировать создание усложненной постройки; их самостоятельные постройки по замыслу не отличаются оригинальностью конструктивных решений.

Таким образом, пришла к выводу, что возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно и необходимо уделять конструктивно-модельной деятельности с детьми больше внимания.

 Исходя из этой проблемы, поставила перед собой цель: расширение у детей опыта конструирования из различных видов конструкторов; апробирование современных образовательных конструкторов нового поколения.

Задачи:

• ознакомление детей с разными видами конструкторов и способами их соединения;

 • закрепление умения конструировать по схеме, рисунку, модели, условию или замыслу;

• развитие технических приемов и навыков;

• развитие познавательного интереса, творческого мышления, пространственного воображения;

• формирование желания у детей самостоятельно осуществлять свой творческий замысел;

• воспитание дружеских взаимоотношений, взаимопомощи и сотрудничества.

Для реализации этих задач у нас в группе сформирована развивающая предметно-пространственная среда.

Уголок «Юный конструктор» наполнен разными видами конструкторов: деревянные, магнитные плоскостные и объемные, пластмассовые настольные и напольные, с разными способами крепления, с крупными и мелкими деталями. Работу по конструированию с детьми проводили в совместной и в самостоятельной деятельности. При этом широко применяли игровые приемы:

• занимательные конструкторские игры («Построй одинаковые конструкции»);

• увлекательные задания («Закончи конструкцию»);

• игры по условию («Построй машину», «Зайка в лесу»);

• игры соревновательного характера («Дом моей мечты»);

• строительство «Детского сада»;

Дети с интересом стали заниматься конструктивной деятельностью, применять различные технические приемы, объединяться небольшими группами, создавать коллективные постройки.

Для обыгрывания построек дети активно используют мелкие игрушки: машинки, фигурки животных и людей. У них появились предпочтения в выборе вида конструктора. Особенно ценны игры с конструктором для застенчивых и нерешительных детей, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность.

Конструктивная деятельность значима тем, что

• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, а также для их эстетического и трудового воспитания;

• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

• позволяет воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;

• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

Данную деятельность можно начинать с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов.

Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.

Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали. Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения.

Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их.

И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Дети экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников

Использование  STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...

Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников на основе развития конструктивных навыков

Мы живем в век высоких технологий. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые ...

Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"

Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"...

Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем боль...

Мастер- класс «Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий»

Мастер - класс "Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий"...

«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников»

Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству....