Консультация для педагогов "Строительно-конструктивная игра, как один из элементов развития ребёнка"
консультация по конструированию, ручному труду

   Конструирование — это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов.
   Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_v_detskom_sadu.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 4" г. Аши Челябинской области

Консультация для педагогов

«Строительно-конструктивная игра, как один из элементов развития ребенка»

Выполнила: воспитатель

Яншаева И.Г.

2021 год

Строительно-конструктивная игра, как один из элементов развития ребенка.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

Цели:

1.Расширение знаний детей о труде строителей,

 используемой ими технике;

2.Воспитание художественного вкуса, интереса к архитектурным сооружениям;

3.Расширение словарного запаса;

4.Формирование разнообразных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет, размер и т. д.);

5.Развитие конструктивных и творческих способностей;

6.Совершенствование мелкой моторики;

7.Воспитание трудолюбия, самостоятельности, находчивости, инициативности;

8.Развитие пространственного воображения, мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез);

9.Формирование навыков совместной, дружной работы.

 Разработана следующая классификация, активно используемая воспитателями в детском саду:

Конструирование по образцу 

Дети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж.

Конструирование по модели 

Ребятам показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель.

 Конструирование по условиям.

 Детям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Ребята сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов.

 Конструирование по теме. 

Дошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобили будущего, город, животные.

Конструирование по замыслу.

Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача.

 Первая младшая группа

 Поставить кубики друг на друга может младенец приблизительно с 8-9 месяцев. Таким образом, уже к году дети знакомятся со строительно-конструктивными играми. В разных возрастных группах они имеют свои особенности. Так, малыши 2-3 лет играют с простыми строительными наборами из пластин, кубиков, призм и кирпичиков. Они учат их названия, тренируются различать формы, цвета, размеры. Воспитатель предлагает ребятишкам заняться конструированием по образцу. Изучаются самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка), накладывание (башня, лестница), замкнутые сооружения (забор, домик), элементарные перекрытия (мост, гараж). Особенностью этого возраста является то, что дети играют рядом, но не вместе. Надо учить малышей не мешать друг другу. В начале года занятия проводятся в небольших группах из 4-8 человек, и только со второго полугодия можно задействовать всех воспитанников. Возведенные постройки обязательно обыгрываются с помощью игрушек.  

Вторая младшая группа

   Организация строительно-конструктивных игр для малышей 3-4 лет предусматривает использование специальных наборов и конструкторов, а также природных материалов: снега, песка. Совершенствуются навыки, полученные на предыдущем этапе обучения. Педагог учит ребятишек работать в группах из 2-3 человек, согласовывать действия, вместе радоваться полученному результату. Вводятся элементы проблемного обучения, когда детям предлагается изменить первоначальную конструкцию: расширить дорожку для большого грузовика, сделать выше забор вокруг дома. Закрепляется представление о цветах, формах, размерах отдельных деталей и сооружений из них. Для воспитания интереса к конструированию педагог учит малышей играть с постройками, выдает красивые образные игрушки.

Средняя группа 

  Четырехлетние дети способны замечать красоту зданий, улиц, мостов и других сооружений родного города. Во время экскурсий им предлагают рассмотреть постройки, разбить их на отдельные части. В игре отображаются полученные впечатления. При этом используются разнообразные материалы: конструкторы, наборы для строительного творчества, бумага, картон, катушки, природные материалы, куски фанеры и т. д. Все чаще педагог просит ребят самостоятельно выбрать тему для игр, содержание которых существенно расширяется. Дети строят пароходы, автомобили, поезда, многоэтажные здания. Нужно учить их работать сообща, распределять задания. Лучший вариант - когда каждый конструирует один объект (мост, дорогу, заправку, светофор, дом), а в итоге получается пространство для общей игры (например, город). Из приемов используется демонстрация образца для воспроизведения, сотворчество, когда детям предлагается внести изменения в сооружение (сделать его выше, длиннее, добавить этаж, пристроить крыльцо или другие детали). В этом возрасте надо показать, как одну и ту же заготовку (к примеру, вагон) можно превратить в различные объекты (автобус, поезд, трамвай). Обязательно проводится анализ строительно-конструктивной игры, детей учат оценивать свой вклад в работу, замечать интересные находки товарищей.

Старшая группа

 Ребята 5-6 лет учатся самостоятельно планировать коллективную работу, согласовывать замысел, распределять роли. Строительно-конструктивные игры для детей этого возраста предусматривают использование фотографий вместо образца. Педагог показывает, как сложное здание можно разделить на более мелкие детали, учит замечать основные особенности конструкции. Активно применяются словесные методы (рассказ, объяснение). Каждая тема (город, школа, вокзал, кукольный дом, зоопарк, ферма) изучается в несколько этапов. На первом из них дети сооружают несложные постройки по образцу, полному или частичному. Воспитатель демонстрирует новые технологические способы (например, подвижное крепление). На втором этапе ребятам предлагается конструирование по условию (собрать дом с магазином на первом этаже или спальню для двух кукол). Впоследствии дети применяют приобретенные навыки в процессе сюжетно-ролевой игры, коллективно возводя комплексные постройки без помощи взрослых.

 Подготовительная группа

   Детей этого возраста активно готовят к школе. Они должны уметь самостоятельно планировать свои действия, анализировать проделанную работу. Большое внимание уделяется воспитанию ответственности, дисциплинированности, трудолюбия. Поощряется творческий подход к заданию. Образец педагогами используется редко. Его заменяют фотографиями и плоскостными чертежами. Дошкольников учат изображать на бумаге эскизы воображаемых построек, а затем сооружать объемные объекты, ориентируясь на них. Приемы изготовления игрушек и сооружений становятся сложнее. Дети работают с металлическим конструктором, делают по выкройкам различные изделия из бумаги, собирают персонажей с подвижными элементами (ногами, руками и т. д.). С большим воодушевлением встречают старшие дошкольники предложение воспитателя изготовить красивые игрушки для малышей или устроить выставку поделок.

Конструирование из природного материала

Дети любят копаться в песке, собирать красивые камешки и листочки. Однако без руководства взрослого такие строительно-конструктивные игры получаются однообразными. Воспитатель должен обучать малышей новым приемам. Песочница - отличное место для строительства. Младшие дошкольники играют в ней с формочками, совочками и ведерками. В старшей группе дети учатся выкапывать норы, тоннели, колодцы и водоемы. Утрамбовывая горку песка, они строят замки и дома. Рекомендуется создание целых комплексов (речная пристань, лес, город). Помимо песка, дети могут использовать ветки, камешки. Из них педагог учит выкладывать узоры по образцу. Из шишек получаются забавные обитатели песочной страны. Игры со снегом Зима - отличное время для строительства. Малыши учатся насыпать горки, лепить снежки и печенья для северного мишки. Вместе с воспитателем они делают снеговика.

 В средней и старших группах можно освоить лепку из комьев. Таким образом изготавливаются фигуры людей, животных. Для прочности их обливают водой. Из утрамбованного снега получаются великолепные кирпичи. Их используют для строительства крепости, моста, парохода. Дошкольникам нравится украшать участок цветными льдинками, помогать взрослым возводить снежные горки. Строительно-конструктивная игра помогает развивать воображение и мыслительные операции у детей, приучает их в целенаправленной деятельности. Задача взрослых - обеспечить ребенка разнообразными материалами и вовлечь в увлекательный творческий процесс

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры как один из способов развития сенсорики детей "

                   Консультация для родителей  «Пальчиковые игры, как один из способов развития...

"Ступенька здоровья" как один из элементов развития физических качеств детей"

Предмет исследования "Ступенька здоровья" как один из элементов развития физических качеств детей.Объект исследование физические качества детей и их изменения в процессе иследования "ст...

«Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как один из способов развития детей»

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук....