Конструирование из бросового материала как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду

Лященко Марианна Ивановна

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом.

Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазииКонструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование из бросового материала как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом.

Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазииКонструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками.

Само слово конструирование обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

Конструирование – продуктивный вид деятельности. Основная его цель получение определенного продукта.

Мы взрослые стараемся побыстрее избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей.

Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладев навыками конструирования, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя вслух, а говорить - значит думать.

Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы.

От поделки до произведения искусства один шаг.

Цель:

· Развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей.

Задачи:

Обучающие:

· Познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д. )

· Формировать устойчивый интерес к конструированию из бросового материала.

· Обучать специальным технологиям работы с бросовым материалом, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

· Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы в работе.

· Учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

· Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

· Способствовать развитию познавательной и исследовательской деятельности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

· Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

· Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, изобретательность.

· Развивать мелкую моторику пальцев рук.

· Развивать коммуникабельность и умение устанавливать контакты с окружающими.

Воспитывающие:

·Воспитывать интерес к конструированию из бросового материала.

· Расширять коммуникативные способности детей.

·Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

·Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

·Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.

·Формировать представление о правилах безопасности при работе с ножницами, клеем и т. д.

· Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками.

· Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

· Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

· Воспитывать у детей интерес к конструктивной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Материалы:

· Пластиковые пищевые контейнеры: разного объема, цвета, необычной формы. Должны быть пустые и чистые.
· Цветной пластик. Должен быть промыт, высушен и заранее нарезан на кусочки.
· Контейнеры от шоколадных яиц – киндер сюрпризы. Используется как полный контейнер, так и его части (половинки).
· Проволока: медная, алюминиевая, покрытая цветной оболочкой.
· Пробки. Пробки-стандарт от пластиковых бутылок с газированной, минеральной водой и пробки малые меньшего диаметра от емкостей с подсолнечным маслом и соком.
· Колпачки. Малых размеров от тюбиков с зубной пастой, кремов.
· Крышки. Крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т.д.
· Бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус, резинок для волос.
·Пластилин. Используются ранее использованные в лепке кусочки.
· Фломастеры, которые отслужили срок использования в рисовании.
· Нитки, клей. Фольга. Употребляется для украшения поделок, переплетов.

· Картон, бумага. Цветные лоскуты — обрезки различных тканей — также пригодятся для оформления поделок.

Весь материал прост, дешев и доступен, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения.

· фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определённые требования.

Он должен быть:

• Безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

• Тщательно промытым и высушенным;

• Доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);

• Не вызывать чувство брезгливости у детей.

 

Занятие по конструированию проводится один раз в неделю, длительность занятия определяется в зависимости от возраста детей.

Практическое применение поделок

Поделки, изготовленные детьми из бросового материала, могут иметь разное назначение:

• можно использовать в качестве подарков, сувениров;

• участия в выставках;

• для украшения интерьера комнаты, кабинета;

• для игры;

• использования по назначению: карандашница, игольница, подставка под горячее и т.п.;

• коррекционно-развивающих упражнений.

Условия.

Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:

· Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах.

· Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, технологические карточки и таблицы.

· Взаимодействия детского сада и семьи.

· Организация и посещение выставок детьми и родителями.

· Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.

· Оформление выставки «Поделки из бросового материала».

· Составлены анкеты для родителей в целях определения творческого потенциала детей.

· Оформлены консультации на темы: «Значение конструктивной деятельности в развитии ребёнка», «Вторая жизнь не нужным вещам».

Педагогические средства используемые в опыте.

  1. Методы и приемы.

1. Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных средств. Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

Показ образца. Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).

Практические методы:

В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей- художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике выполнения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

Словесные методы:

Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

Формы.

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми.

Форма – способ организации, установленный порядок.

Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Группа состоит из 6-8 человек.

Каждое занятие содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.

Приёмы обучения конструированию из бросового материала имеют свои особенности на разных этапах:

Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:

в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;

- в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;

- в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:

- какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;

- какие варианты крепления деталей будут оптимальными;

- какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.

Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:

- в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;

-в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.

Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:

- в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;

- дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.

Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.

Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.

Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.

Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.

Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструирование - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструк...

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования"

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ин...

Лего конструирование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Мы все с детства знакомы с конструкторами: разные материалы, цвета и размеры позволяли нам создавать целые вселенные и могли увлечь на целый день. Современные родители уже застали эпоху Лего будучи де...

Конструирование из бросового материала как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. Конструирование из бросового материала очень интере...

"Конструирование из бросового материала как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».     И. П. Павлов...

Консультация для родителей «Конструирование из бросового материала как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом.Бросовый материал ...

Конструирование из бросового материала как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия,...