мастер класс для педагогов
материал по конструированию, ручному труду

Журбенко Галина Васильевна

"Счетные палочки"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края Мастер класс для педагогов «ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ» Педагог - психолог: ЖУРБЕНКО Г.В.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: создать условия для передачи педагогического опыта работы по использованию счетных палочек, как средства познавательно-речевого развития дошкольников.

Слайд 3

ВИДЫ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК ВИДЫ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК

Слайд 4

Счётные палочки помогают развивать самостоятельность ; воображение и творческое мышление; внимание; интерес к исследованиям и познанию; активность; целеустремленность; самостоятельность; способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности; сосредоточенность ; способствуют развитию мелкой моторики рук;

Слайд 5

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Слайд 7

СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ( по образцу, по памяти)

Слайд 8

Выкладывание букв, слов, цифр

Слайд 9

Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками

Слайд 10

СХЕМЫ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК

Слайд 13

Выкладывание силуэтов по контуру-шаблону

Слайд 14

Счетные палочки для изучения математики с детьми дошкольного возраста

Слайд 15

Задания на конструирование и трансформацию Упражнение 1 Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника. Упражнение 2 Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Слайд 16

Упражнение 3 В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата. Упражнение 4 Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

Слайд 17

Упражнение 5 Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону. Упражнение 6 В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

Слайд 18

Таким образом, счётные палочки играют большую роль в познавательно-речевом развитии дошкольника. Функция цветных счётных палочек — это не только обучение счёту. С мягкими счётными палочками начинать занятия можно с 1,5 лет. Регулярно занимаясь с этим материалом, дети смогут :

Слайд 19

- оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»; - научиться работе со схемами; - дифференцировать цвета; - изучить буквы, цифры ; - познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями; проявить свой творческий потенциал ; - развивать мелкую моторику рук; - научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас, грамматически правильно строить предложения.

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

ул. Советская,43

Мастер-класс для педагогов

«Игры со счётными палочками»

Составитель:

Педагог-психолог

Журбенко Г.В.

2023 год

Мастер-класс для педагогов

«Игры со счётными палочками»

Пояснительная записка.

     Всем известно, что дети в дошкольном возрасте очень любознательны. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям познать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются счётные палочки.

     Традиционно счётные палочки используются как счётный материал. Однако счётные палочки представляют собой многообразные конструктивные возможности. Именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления, речи, а также позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение у детей.

СЛАЙД 2

Цель мастер-класса: создать условия для передачи педагогического опыта работы по использованию счетных палочек, как средства познавательно - речевого развития дошкольников.

Дидактический материал: счётный материал, образцы - схемы.

Раздаточный материал: мягкие и твердые счётные палочки; счетный материал; разрезные картинки; картинки-образцы.

Ожидаемые результаты: у педагогов появится интерес в использовании счётных палочек не только для счёта, но и для развития внимания, воображения, речи, мышления, мелкой моторики рук и других.

Основные методы и приемы: наглядные: картинки-образцы; словесные: упражнения и задачи со счётным        материалом.

Ход

Вводная часть.

СЛАЙД 3

Знакомство с видами счётного материала, актуальность использования счётных палочек для познавательно-речевого развития дошкольников. Как всем известно, существует достаточно много разнообразного счётного материала. Это обычные счётные палочки, магнитная мозаика, разрезные картинки, геометрические фигуры, деревянный счётный материал и другое.

     Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно они используются для счета. Но задача счетных палочек этим не ограничивается. Счётные палочки помогают развивать самостоятельность; воображение и творческое мышление; внимание; интерес к исследованиям и познанию; активность; целеустремленность; самостоятельность; способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности; сосредоточенность.

СЛАЙД 4

Основная часть.

Представление педагогического опыта по использованию счетных палочек в познавательно-речевом развитии дошкольников.

В своей работе я использую пластмассовые  палочки (длина - 7см), так как они безопасные, приятные на ощупь, можно использовать с детьми с 1,5 лет.

Предлагаю следующие игры со счетными палочками.

СЛАЙД 5, 6

  • Перекладывание палочек из коробки для малышей: один, много, мало; для детей постарше - по одной, по две, три и т.д.
  • Сортируем по цвету: только красные, только синие.
  • Строим дорожки: широкие-узкие, длинные-короткие.

Выкладывание предметов из заданного количества палочек. Например, сложить предмет из 3х палочек, из 5 палочек.

Составление геометрических форм (по образцу, по памяти): квадрат, треугольник, прямоугольник. 

СЛАЙД  9

Выкладываем с детьми старшего дошкольного возраста буквы - слова - цифры - примеры, схемы предложений.

Помочь ребёнку сложить домик или дорогу из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

      Игра «Рисуем палочками». Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения. Например, сделать аквариум и запустить рыбок. Для детей старшего возраста - после составления сюжетной картинки - предложить составить задачу. Для данной игры можно использовать деревянный счетный материал - груши, кружочки, машинки, птички, рыбки и другие. Чем больше палочек — тем интереснее: можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка. Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.

СЛАЙД  10, 11, 12,13

     Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи - головоломки.

Задачки на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

СЛАЙД 14, 15

Задания на конструирование и трансформацию

Упражнение 1 Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.


СЛАЙД 16

Упражнение 3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Упражнение 4

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

СЛАЙД 17

Упражнение 5

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Упражнение 6

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника

А пока вы только учитесь, предлагаю вам отгадать задачу - головоломку:

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить,

В доме том не смогут жить,

Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать-

Надо палочку убрать

И переложить другую.

Так лопатку получу я!

А у вас она готова?

Передвинем палку снова

А внизу одну возьмем

И в коробку уберем.

Вышел стульчик!

Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали?

Их четыре!

Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить -

Будет стул столом служить!

СЛАЙД 18

Заключительная часть.

Обобщение по представленной теме.

Таким образом, счётные палочки играют большую роль в познавательноречевом развитии дошкольника. Функция цветных счётных палочек — это не только обучение счёту. С мягкими счётными палочками начинать занятия можно с 1,5 лет. Регулярно занимаясь с этим материалом, дети смогут:

СЛАЙД 19

  • оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;
  • научиться работе со схемами;
  • дифференцировать цвета;
  • изучить буквы, цифры;
  • познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями;
  • проявить свой творческий потенциал;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас, грамматически правильно строить предложения.

Рефлексия.

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём.

На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан - всё пригодится в дальнейшем.

Мясорубка - информацию переработаю.

Корзина - всё выброшу.

(Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.)

Список используемой литературы

  1. Глушакова О.А., Дедова Веселые счетные палочки С.И. Мозырь: Содействие, 2011. — 76 с.
  1. Митлина Мария Играем и учимся со счетными палочками, авторская статья

[Электронный        ресурс] https://www.7ya.ru/article/Igraem-i-uchimsya-so-

schetnymi-palochkami/        

  1. Янушко Е.А. Палочка за палочкой, Изд-во: Эксмо-Пресс, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....