«Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников»
статья по конструированию, ручному труду

 

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность», - В.В.Путин.

Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям, но и самим создавать их, модернизировать, улучшая тем самым качество жизни и неся пользу для общества. Зрелое инженерное мышление – один из факторов залога успеха в современном мире. Но данный вид мышления не формируется сам по себе. Могут быть предпосылки, а задача педагогов развивать эти предпосылки, формируя тем самым инженерное мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

   учреждение детский сад №67 «Аистёнок»

                       Старооскольского городского округа

«Конструирование как первый этап формирования

 инженерного мышления у дошкольников»

        

Подготовили: Долгих И.В.,

Котлярова Н.В.,

воспитатели

                                                   2023

Конструирование как первый этап формирования  инженерного мышления у дошкольников

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность», - В.В.Путин.

Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям, но и самим создавать их, модернизировать, улучшая тем самым качество жизни и неся пользу для общества. Зрелое инженерное мышление – один из факторов залога успеха в современном мире. Но данный вид мышления не формируется сам по себе. Могут быть предпосылки, а задача педагогов развивать эти предпосылки, формируя тем самым инженерное мышление.

Инженерное мышление — системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблемы целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование.

В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление.

Характерной особенностью процесса этой деятельности является воссоздание и преобразование пространственных представлений, образов, что способствует практическому познанию свойств и пространственных отношений.

Разнообразие выбора строительного материала для конструирования  в нынешнее время может утолить даже самые изысканные запросы ребенка. Деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал, магнитный конструктор, мягкие модули – все это позволит воплотить в жизнь любые замыслы детей.

Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция

одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.

Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. И наконец,

конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески

использовать знания и умения, полученные ранее. Дети экспериментируют,

изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.

Формирование интереса к техническому творчеству начинается с самого младшего возраста и уже в старших и подготовительных группах конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием. Старшие дошкольники с легкостью создают целые локации, воплощенные лишь из одной идеи. По завершению конструктивной деятельности обязательно организуется игра с новыми постройками и их элементами. Это ведет к тому, что дети становятся более мотивированы к дальнейшему экспериментированию, созданию новых конструкций и моделей. А это уже и есть работа инженерной мысли – когда проводится исследование и включается творчество. Следуя таким путем, закладывается «зерно» инженерного мышления в голову дошкольника.

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

 Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является началом  технического, а затем и инженерного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Консультация для воспитателей "Конструирование как средство развития логического мышления у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Конструирование как средство развития логического мышления у дошкольников"...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников.

Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производс...

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников.

Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производс...

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников...