Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников.
статья по конструированию, ручному труду

Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников.

Новая система образования, ориентированная на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных организаций и включения в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием, является конструирование. Оно позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к детям - их игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если нет конструктора, дети создают игровое пространство из того, что есть под рукой. 

За последние годы развивающая среда значительно обновилась новыми разнообразными, современными конструкторами. Ассортимент конструкторов учитывает возрастные особенности воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными схемами – для старших.

Например:

  • Кубики.
  • Строительные наборы.
  • Напольные конструкторы.
  • Трансформеры.
  • Тематические наборы типа ЛЕГО.
  • Конструкторы с болтовым соединением.
  • Магнитные конструкторы.
  • Мягкие конструкторы.
  • Конструкторы-лабиринты.

и другие.

Использование конструктивной деятельности в группах раннего и младшего дошкольного возраста позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью конструктора у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках, представления о форме и величине, дети учатся ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.

В средней группе от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы ЛЕГО, крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, одна и та же постройка, в зависимости от материала, который используется, может быть различной.

Для решения задачи по формированию и развитию инженерного мышления у старших дошкольников можно использовать конструкторы ЛЕГО френдс, ЛЕГО сити, ЛЕГО техник.

У воспитанников подготовительной группы формируется интерес к техническим видам творчества, развивается конструкторское мышление.

По завершению конструктивной деятельности обязательно организуется игра с новыми постройками. Это ведет к тому, что дети становятся более мотивированы к дальнейшему экспериментированию, созданию новых конструкций и моделей. А это уже и есть работа инженерной мысли – когда проводится исследование и включается творчество. Следуя таким путем, закладывается «зерно» инженерного мышления в голову дошкольника.

Ожидаемые результаты системы работы по формированию инженерного мышления у дошкольников:

  • повышение у детей интереса к деятельности с разными видами конструкторов;
  • более успешное возведение постройки по образцу, схемам, словесной инструкции;
  • воспроизведение более развёрнутых рассказов воспитанников о постройках;
  • проявление навыков командного взаимодействия;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • формирование устойчивого интереса к конструкторской деятельности.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников

Слайд 2

Новая система образования, ориентированная на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных организаций и включения в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования .

Слайд 3

ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ логическое теоретическое наглядно-образное творческое практическое техническое

Слайд 4

За последние годы развивающая среда значительно обновилась новыми разнообразными, современными конструкторами. Ассортимент конструкторов учитывает возрастные особенности воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными схемами – для старших . Например: Кубики Строительные наборы

Слайд 5

Напольные конструкторы Трансформеры Тематические наборы типа ЛЕГО

Слайд 6

Конструкторы с болтовым соединением Магнитные конструкторы Мягкие конструкторы Конструкторы-лабиринты

Слайд 7

Для решения задачи по формированию и развитию инженерного мышления у старших дошкольников можно использовать конструкторы: LEGO TECHNIC LEGO FRIENDS LEGO CITY

Слайд 8

По завершению конструктивной деятельности обязательно организуется игра с новыми постройками. Это ведет к тому, что дети становятся более мотивированы к дальнейшему экспериментированию, созданию новых конструкций и моделей. А это уже и есть работа инженерной мысли – когда проводится исследование и включается творчество. Следуя таким путем, закладывается «зерно» инженерного мышления в голову дошкольника .

Слайд 9

Ожидаемые результаты системы работы по формированию инженерного мышления у дошкольников : повышение у детей интереса к деятельности с разными видами конструкторов; более успешное возведение постройки по образцу, схемам, словесной инструкции ; воспроизведение более развёрнутых рассказов воспитанников о постройках ; проявление навыков командного взаимодействия ; развитие крупной и мелкой моторики ; формирование устойчивого интереса к конструкторской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом».

Проект«Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом»....

Конструирование - первый этап формирования инженерного мышления

Инженерное мышление необходимо развивать еще на уровне дошкольника, ведь именно тогда формирются желание трудиться, учиться, познавать новое.Конструирование способствует развитию навыков инженерного м...

Доклад на педагогическом форуме в мае 2021г. "Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Наш детский сад, как и многие другие образовательные организации региона, принимает участие в выполнении комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», которая была ра...

«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе конструирования»

Развитие у дошкольников конструктивно-модельных умений и действий очень актуально в настоящее время по следующим причинам:• стремительное развитие науки и техники;• автоматизация промышленны...

«Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников»

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.«В современном мире инженер – высококвалифи...

Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через овладение Тико-конструированием.

В современном мире будущее определяет наука, техника, инженерия, математика. Главная цель педагогической деятельности в детском саду – научить ребенка быть успешным. Развитие образного мышления,...