Доклад на педагогическом форуме в мае 2021г. "Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста"
консультация по конструированию, ручному труду

Гребенкина Ирина Анатольевна

Наш детский сад, как и многие другие образовательные организации региона, принимает участие в выполнении комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», которая была разработана министерством образования в связи с тем, что в стране не хватает высоко квалифицированных технических специалистов. Ее девиз: «От старта возможностей к старту достижений!» На основе программы «Уральская инженерная школа» я разработала для нашего детского сада проект «Будущие инженеры». Его цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к миру науки, техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через различные виды продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст доклада24.65 КБ
Файл Презентация к докладу2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста

Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее.

В. А. Сухомлинский

3 слайд. Наш детский сад, как и многие другие образовательные организации региона, принимает участие в выполнении комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», которая была разработана министерством образования в связи с тем, что в стране не хватает высоко квалифицированных технических специалистов. Ее девиз: «От старта возможностей к старту достижений!» Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются в последнее время на самом высоком правительственном уровне. Соответственно, задачей дошкольного образования в данной программе является выявление, поддержка и дальнейшее развитие технических способностей детей, в частности инженерного мышления.

4 слайд.  На основе программы «Уральская инженерная школа» мы разработали для нашего детского сада проект «Будущие инженеры». Его цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к миру науки, техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через различные виды продуктивной деятельности.

5 слайд. Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями. Оно объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте. 

6 слайд. Инженерное мышление дошкольников может формироваться на основе научно-технической деятельности, такой как конструирование. Термин «конструирование» обозначает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Основная цель конструирования по ФГОС ДО:

•        развитие интереса к конструктивной деятельности;

•        знакомство с различными видами конструкторов;

•        воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;

•        развитие речи.

7 слайд. Наиболее оптимальный путь становления базовых потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста в рамках развития инженерного мышления называется «эволюционной цепочкой»: я – исследователь, я – конструктор, я – мастер, я – творец. Рассмотрим эволюционную цепочку наиболее подробно:

Я – исследователь. На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства.

Я – конструктор. В «Конструкторском бюро» кипит работа по усовершенствованию продукта, ребенок делает его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли.

Я – мастер. В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом (природным, бросовым или другим на выбор).  У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Лего, основ моделирования, макетирования.

Я – творец. Это созидатель, вершина мастерства: в его портфолио - навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, уникальный «почерк» мастера.

8 слайд. В детском конструировании выделяются два типа: техническое и художественное. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и природного материала.

9 слайд. Мыслительная и практическая деятельность при моделировании и техническом конструировании детей направлена на то, чтобы сделать определенный предмет. При моделировании он повторяет определенный объект, при техническом конструировании несет в себе элемент новизны. Моделирование – конструирование по образцу, условиям или схемам.

В основе конструирования по образцу лежит подражательная деятельность, что является важным обучающим этапом. При моделировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, построить через реку мост определенной ширины). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. Большую возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования дает конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В процессе моделирования у детей формируется умение анализировать образец, условия или чертеж и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Это способствует развитию у детей образного мышления – моделирующего познавательного действия, которое состоит из операций замещения, пространственного объединения заместителей в целостное образование, и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения. Создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы в этом возрасте неустойчивы и часто меняются. Чтобы содействовать раннему развитию технических способностей детей, необходимо создать в дошкольном учреждении соответствующую развивающую среду. Первостепенную роль в ней должны иметь различные конструктивные и строительные материалы.

10 слайд. Сегодня существует огромное количество конструкторов. Они отличаются материалами, из которых изготавливаются, и способами соединения.

11 слайд. В нашем детском саду мы стараемся обеспечить разнообразие детской конструктивной деятельности, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование. В данную систему включается работа, связанная с художественным трудом детей с применение бумаги, картона, природного и бросового материала.

12 слайд. Принимая решение заняться любым видом конструирования, важно соблюдать следующие правила:

  1. Мотивация.
  2. Проблемность обучения, установка на творческий подход к решению конкретной ситуации, задачи.
  3. Учет «зоны ближайшего развития» ребенка.
  4. Систематичность и последовательность в освоении новых знаний и умений.
  5. Доступность предлагаемого материала.
  6. Личностно-ориентированный подход к детям, предполагающий учет интересов, потребностей, потенциальных возможностей детей.
  7. Личное участие и личная заинтересованность.

Но, самое главное – это заниматься конструированием с удовольствием. Тогда ваши воспитанники с легкостью освоят даже самые сложные и трудоемкие виды конструирования.  Для этого из всего многообразия видов конструктивной деятельности необходимо то, что вам больше нравится или хотя бы меньше не нравится. И сделать это интересным для себя. Если не получается, то для начала…просто поиграть. Перебирая детали конструктора, различные образцы природного и бросового материала вы невольно сделаете нечто, чему тут же подберут название и применение ваши воспитанники. Более того, возможно, они тут же сделают гораздо более интересные и совершенные конструкции, особенно, если вы их об этом не будете просить.

13 слайд. Закончить свой доклад мне бы хотелось словами А. Эйнштейна о конструктивной инженерной деятельности: «Это гамма пропорций, мешающих делать плохо и помогающая делать хорошо».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование – как основа формирования инженерного мышления Доклад воспитателя вКК Гребенкиной ирины анатольевны Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский пос. Рефтинский 2021

Слайд 2

Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее. В. А. Сухомлинский

Слайд 4

Цель проекта «Будущие инженеры»: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к миру науки, техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через различные виды продуктивной деятельности.

Слайд 5

Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.

Слайд 6

Термин «конструирование» обозначает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Основная цель конструирования по ФГОС ДО: • развитие интереса к конструктивной деятельности; • знакомство с различными видами конструкторов; • воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; • развитие речи. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как конструирование

Слайд 7

Я – исследователь. На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Я – конструктор. В «Конструкторском бюро» кипит работа по усовершенствованию продукта, ребенок делает его креативным и уникальным. Я – мастер. В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом (природным, бросовым или другим на выбор). Я – творец. Это созидатель, вершина мастерства: в его портфолио - навыки конструирования, исследовательской деятельности, уникальный «почерк» мастера. « Эволюционная цепочка» в развитии инженерных способностей с помощью конструирования

Слайд 8

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТЕННОЕ К ОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ LEGO КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА БУМАГИ, КАРТОНА БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 9

При моделировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, построить через реку мост определенной ширины). В процессе моделирования у детей формируется умение анализировать образец, условия или чертеж и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Моделирование – конструирование по образцу, условиям или схемам

Слайд 10

Конструкторы без крепления: кубики, кирпичики и пр.; Строительные наборы для построек из «бревен»; Керамические (кирпичные) конструкторы; Конструкторы-лабиринты; Блочные конструкторы с деталями-соединителями; Конструкторы с болтовым соединением; Магнитные конструкторы; Гибкие криволинейные контурные конструкторы; Шарнирные конструкторы. Развивающая среда

Слайд 11

Разнообразие детской конструктивной деятельности по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, компьютерное каркасное; с помощью объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego ), мягких модулей и пр.; художественный труд с применением бумаги, картона, природного и бросового материала.

Слайд 12

Мотивация. Проблемность обучения, установка на творческий подход к решению конкретной ситуации, задачи. Учет «зоны ближайшего развития». Систематичность и последовательность в освоении новых знаний и умений. Доступность предлагаемого материала. Личностно-ориентированный подход к детям, предполагающий учет интересов, потребностей, потенциальных возможностей детей. Личное участие и личная заинтересованность. Правила формирования инженерного мышления на основе конструирования как вида детской деятельности

Слайд 13

«Это гамма пропорций, мешающих делать плохо и помогающая делать хорошо». А. Эйнштейн

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...

«Формирование инженерного мышления детей дошкольного возраста через программирование на основе LEGO WeDo»

žРобототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития д...

"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....

Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»

Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем  - от замысла к воплощению"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Инженеры будущего»

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.Эта тема на сегодняшний ден...