Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Бучинская Татьяна Васильевна

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное социально - экономическое развитие общества обозначило необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением, которое подразумевает  системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. 

Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования, усвоение которых ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление, у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу.  Жан Пиаже (Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития) говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

В процессе конструирования развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. И слова В.А.Сухомлинского подтверждают это: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В процессе развития инженерного мышления у детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Именно этот тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы.

Формированию предпосылок инженерного мышления способствует использование блоков Дьенеша, 3D ручки, LEGO WeDo, оригами, программируемый робот Bee - bot, Cuboro, электронный конструктор «Знаток» и др.

На базе нашего детского сада для развития инженерного мышления используется электронный конструктор «Знаток» - это игра, тесно соединяющая знания о физическом мире, удовольствие и практическую полезность. Собирая те или иные электрические цепи, можно быстро усвоить уйму знаний и практических навыков по электронным схемам.

Для удобства пользования все детали конструктора отличаются цветом, маркировкой, пронумерованы и легко узнаваемы на приведенных схемах. Сборка схемы осуществляется на монтажной плате. Она является аналогом печатной платы, используемой в электронном оборудовании, либо аналогом стены, на которой монтируется проводка в вашем доме. Синие жесткие провода используются для соединения деталей. Они используются для подачи электричества и не влияют на характеристики цепи. Провода различаются по длине для того, чтобы было удобно располагать детали на монтажной плате (провода с двумя и с тремя клемами). Есть такие детали, как батареи, элетродвигатель, пропеллер, лампа, выключатель, кнопка – пропускает ток только когда на нее нажимают – как в дверном звонке; геркон и магнит – геркон представляет собой стеклянный балон, внутри которого расположены два разомкнутых контакта, в таком состоянии геркон не проводит ток, но если к нему поднести магнит, то контакты замкнутся и через них потечет ток.

А сейчас давайте рассмотрим и соберем одну из схем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста

Слайд 2

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Слайд 4

«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Жан Пиаже

Слайд 5

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А.Сухомлинский

Слайд 7

Блоки Дьенеша Обучение основам математики в игровой форме Знакомство с цветами, понятиями форма и размер Овладение понятиями анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование – декодирование

Слайд 8

3 D ручка Развитие мелкой моторики Развитие творчества, фантазии, художественного вкуса, пространственного воображения Развитие умения анализировать пропорции и формы предметов

Слайд 9

LEGO WeDo Обучает проектированию, программированию, конструированию Развивает алгоритмическое и конструкторское мышление Формирует оперативную память

Слайд 10

ОРИГАМИ Формирование у детей представлений об элементах деятельности инженера Развитие логического мышления, речевых и коммуникативных навыков, памяти и внимания Формирование умения читать схемы, понимать и выполнять словесные инструкции

Слайд 11

Программируемый робот Bee – Bot Развивает логическое мышление Развивает речевые и коммуникативные навыки, память и внимание, способность к планированию деятельности и пространственному ориентированию

Слайд 12

Cuboro Развитие пространственного воображения, логического мышления, концентрации внимания и творческих способностей Знакомство с основами конструирования и моделирования Развитие креативности и умения работать в команде

Слайд 13

Электронный конструктор «Знаток» Знакомит с первыми сведениями о мире электричества и электроники Формирует пространственное мышление, творческое воображение, долгосрочную память Развивает мелкую моторику

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ПО ТЕМЕ: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Игра одно из действенных средств разностороннего физического и интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающих решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с:1....

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ» (старший дошкольный возраст)

Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет....

Инновационный проект: «CUBORO-конструирование как фактор развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Проект развития элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью  конструктора CUBORO...