Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду
Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.17 КБ | |
| 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Современное социально - экономическое развитие общества обозначило необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением, которое подразумевает системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.
Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования, усвоение которых ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление, у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу. Жан Пиаже (Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития) говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
В процессе конструирования развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. И слова В.А.Сухомлинского подтверждают это: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В процессе развития инженерного мышления у детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Именно этот тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы.
Формированию предпосылок инженерного мышления способствует использование блоков Дьенеша, 3D ручки, LEGO WeDo, оригами, программируемый робот Bee - bot, Cuboro, электронный конструктор «Знаток» и др.
На базе нашего детского сада для развития инженерного мышления используется электронный конструктор «Знаток» - это игра, тесно соединяющая знания о физическом мире, удовольствие и практическую полезность. Собирая те или иные электрические цепи, можно быстро усвоить уйму знаний и практических навыков по электронным схемам.
Для удобства пользования все детали конструктора отличаются цветом, маркировкой, пронумерованы и легко узнаваемы на приведенных схемах. Сборка схемы осуществляется на монтажной плате. Она является аналогом печатной платы, используемой в электронном оборудовании, либо аналогом стены, на которой монтируется проводка в вашем доме. Синие жесткие провода используются для соединения деталей. Они используются для подачи электричества и не влияют на характеристики цепи. Провода различаются по длине для того, чтобы было удобно располагать детали на монтажной плате (провода с двумя и с тремя клемами). Есть такие детали, как батареи, элетродвигатель, пропеллер, лампа, выключатель, кнопка – пропускает ток только когда на нее нажимают – как в дверном звонке; геркон и магнит – геркон представляет собой стеклянный балон, внутри которого расположены два разомкнутых контакта, в таком состоянии геркон не проводит ток, но если к нему поднести магнит, то контакты замкнутся и через них потечет ток.
А сейчас давайте рассмотрим и соберем одну из схем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Жан Пиаже
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А.Сухомлинский
Блоки Дьенеша Обучение основам математики в игровой форме Знакомство с цветами, понятиями форма и размер Овладение понятиями анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование – декодирование
3 D ручка Развитие мелкой моторики Развитие творчества, фантазии, художественного вкуса, пространственного воображения Развитие умения анализировать пропорции и формы предметов
LEGO WeDo Обучает проектированию, программированию, конструированию Развивает алгоритмическое и конструкторское мышление Формирует оперативную память
ОРИГАМИ Формирование у детей представлений об элементах деятельности инженера Развитие логического мышления, речевых и коммуникативных навыков, памяти и внимания Формирование умения читать схемы, понимать и выполнять словесные инструкции
Программируемый робот Bee – Bot Развивает логическое мышление Развивает речевые и коммуникативные навыки, память и внимание, способность к планированию деятельности и пространственному ориентированию
Cuboro Развитие пространственного воображения, логического мышления, концентрации внимания и творческих способностей Знакомство с основами конструирования и моделирования Развитие креативности и умения работать в команде
Электронный конструктор «Знаток» Знакомит с первыми сведениями о мире электричества и электроники Формирует пространственное мышление, творческое воображение, долгосрочную память Развивает мелкую моторику
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к проведению круглого стола по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры»
Обобщение педагогического опыта...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через создание действующей модели робота ...

Доклад для педагогов «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Повышение педагогического опыта...
Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ» (старший дошкольный возраст)
Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет....

Инновационный проект: «CUBORO-конструирование как фактор развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Проект развития элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью конструктора CUBORO...
Статья "Значение художественного конструирования в развитии инженерного мышления детей дошкольного возраста."
В данной статье представлен педагогический опыт по художественно-техническому конструированию как направление дополнительного дошкольного образования по развитию инженерного мышления у детей....
