Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»
рабочая программа на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повышать профессиональную компетентность педагогических работников в области формирования предпосылок инженерного мышления детей; 
  • внедрять в практику работы образовательных учреждений современные технологии создания развивающей  предметно-пространственной  среды;
  • установить профессиональные связи между педагогическими работниками образовательных учреждений города и округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_opornoy_ploshchadki.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к заявке на присвоение статуса

 городской опорной площадки

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

 

Программа городской опорной площадки

«Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Югорск

2017

1.        Актуальность, характеристика инновационного опыта

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в настоящее время находится на этапе реализации. Он направлен на построение развивающего вариативного образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является образовательная среда.  Образовательная среда – понятие обширное, которое включает в первую очередь развивающую предметно-пространственную среду (РППС), окружающих ребёнка взрослых и детей (социум), а также образовательные технологии. В данной программе образовательная среда рассматривается с точки зрения возможностей предметно–пространственной развивающей среды, а также использования соответствующих ей современных образовательных технологий.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой, развивающая  предметно-пространственная  среда  создается  педагогами  для  развития  индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для реализации этой задачи РППС должна быть: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

        Согласно ФГОС (п.3.3.5.), организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Также в настоящее время четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материально-техническую базу при выборе дошкольной организации.

На основании изложенного возникает проблема поиска путей создания современной, обновленной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Требования к предметно – пространственной среде, обозначенные в  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предлагают несколько путей её обновления. С целью реализации требований трансформируемости и вариативности пространства,  возможно использование его гибкого зонирования. С целью реализации требования насыщенности среды, возможно её насыщение средствами  информационно-образовательных технологий (ИОТ) и иным инновационным оборудованием.

Существует и иной вариант реализации требования насыщенности среды – это использование технологий, требующих определённого количества наглядного материала (схем, моделей, символов), которые при этом не требуют финансовых вложений и доступны к изготовлению своими силами. Реализация данного варианта представлена в настоящей программе.

На протяжении многих лет (с 2006 года) в нашем дошкольном учреждении используется технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (Общая теория сильного мышления – Н.Н.Хоменко (далее ОТСМ) и Теория решения изобретательских задач – Г.С. Альтшуллер (далее ТРИЗ), где в качестве наглядного материала используется большое количество моделей, схем, символов, знаков. Основателем данной технологии является учёный и инженер Г.С.Альтшуллер. Поэтому данная технология  нашла свое применение в первую очередь в инженерии с целью ускорения изобретательского процесса.  

Одной из  стратегических инициатив развития образования в автономном округе и в стране является освоение инженерно-технических компетенций и развитие научно-технического творчества учащимися образовательных организаций. Очевидно, что формировать предпосылки инженерного мышления возможно средствами конструирования и робототехники, при этом необходимы достаточно крупные финансовые вложения. Однако, нами была предпринята попытка осуществить это иными средствами. Если обратится к понятию инженерного мышления, то это – системное творческое мышление позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между её частями. Основой инженерного мышления являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранное системное творческое осмысление знаний.

Когда мы произносим слово «инженер», то в первую очередь, ассоциируем с такими понятиями, как чертёж, стройка, конструктор, проект, техника. Вообще слово «Инженер» происходит от латинского ingenium  -  способности, изобретательность. Таким образом, формировать у детей изобретательность, предпосылки инженерного мышления возможно через использование технологии ОТСМ – ТРИЗ. При этом данная технология позволяет применять различного рода наглядный материал, не требующий больших финансовых вложений.

        На протяжении 2016-2017 учебного года проблема формирования предпосылок инженерного мышления в нашей образовательной организации решалась посредством работы педагогической лаборатории «Формирование инженерного мышления детей через использование возможностей образовательной среды». Работа была организована по трем основным направлениям:

- Ознакомление с методическим комплексом технологии ОТСМ – ТРИЗ по формированию инженерного мышления детей «Я познаю мир».

- Разработка и апробация универсального наглядного пособия «Познавайкин мир».

- Разработка технологических карт по использованию методического комплекса «Познавайкин  мир».

        План педагогической лаборатории на 2016-2017 учебный год реализован в объеме 100%. Результатом работы коллектива педагогической лаборатории по трем направлениям стали методические рекомендации «Формирование инженерного мышления детей через использование  возможностей образовательной среды».

        Таким образом, реализация представленной программы позволит педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций города Югорска, работающим или желающим работать с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ, повысить свою профессиональную компетентность. Благодаря этому повысится качество предоставляемых образовательных услуг муниципальной системы образования.

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повышать профессиональную компетентность педагогических работников в области формирования предпосылок инженерного мышления детей;  
  • внедрять в практику работы образовательных учреждений современные технологии создания развивающей  предметно-пространственной  среды;
  • установить профессиональные связи между педагогическими работниками образовательных учреждений города и округа.

2. Объекты диссеминации (методический продукт, подлежащий распространению: программы, в том числе авторские; пакеты нормативных документов; теоретические и методические разработки: учебно-методические пособия, дидактические материалы и др.)

        Объектом диссеминации являются методические рекомендации «Формирование инженерного мышления детей через использование  возможностей образовательной среды». Данные методические рекомендации были представлены на Фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Эффективная образовательная среда: новые вызовы и современные решения» в декабре 2016 года.

        Методические рекомендации включают следующие материалы:  

- Подробное описание  универсального наглядного пособия «Познавайкин мир». Эскиз данного пособия был разработан педагогами МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». «Познавайкин мир» выполняет две функции. Первая - это объединение всех моделей и схем технологии ОТСМ – ТРИЗ в одном месте. Второе – это моделирование процесса познания человека. Пособие состоит из семи зон (анализаторы, признаки, формулировка вопросов, причинно-следственная связь, преобразование признаков, модель мира и модели мышления – отдельно в сундучке), объединенных в одну сюжетную линию. Детали являются съёмными на магнитах. Для представления данного пособия имеется описание в стихотворной форме, которым могут пользоваться воспитанники для презентации пособия родителям (законным представителям).

- Технологические карты реализации методов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ. В общей сложности 67 технологических карт по шести направлениям: анализаторы (6 карт), имена признаков объектов (17 карт), вопросы (7 карт), причинно – следственные связи (1 карта), преобразователи (12 карт), модели мышления (24 карты).

- Сценарии образовательной деятельности по всем образовательным областям дошкольного образования (42 подробных сценария).

- Игротека, состоящая из авторских дидактических игр. Данная игротека используется с целью реализации игротехнического подхода в дошкольном образовании для формирования самостоятельности воспитанников.

 Все схемы, значки, модели, а также дидактические игры, используемые для реализации методических рекомендаций, были разработаны и перенесены в электронный формат педагогами нашего учреждения для удобства использования.

3.  Потенциальные потребители (реципиенты) инновационного опыта (масштабы

трансляции)

        Целевая аудитория для трансляции инновационного опыта – это педагогические и руководящие работники  дошкольных образовательных организаций: заведующие ДОУ, заместители директора по дошкольному образованию, заместители заведующих по ВиМР, старшие воспитатели, воспитатели, музыкальные руководители, педагоги – психологи, учителя – логопеды, инструкторы по физической культуре, работающие или желающие работать с использованием технологии ОТСМ – ТРИЗ. В качестве участников опорной площадки планируется приглашать педагогических и руководящих работников  дошкольных образовательных организаций г.Советский, г.Нягани, г.Белоярский посредством очной и  дистанционной формы.

        

4. Формы диссеминации методического продукта (обеспечение образовательным

учреждениям доступа к методическому продукту)

        Диссеминация инновационного методического продукта планируется в очной и дистанционной форме. Очная форма предусматривает открытые просмотры образовательной деятельности, практико-ориентированные семинары, мастер-классы, конференцию. Дистанционная форма будет реализована посредством создания раздела «Опорная площадка» на сайте МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» для размещения материалов очной формы, заданий, организации обратной связи с участниками.

5.  Наличие ресурсного обеспечения (кадрового, информационно-методического,

материально-технического) для работы в статусе городской опорной площадки

Нормативно-правовое:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования»;

 -  Положение о городской опорной площадке, утвержденное приказом начальника Управления образования от 27.05.2014 № 306 «Об утверждении положения о городской опорной площадке» с изменениями, утверждёнными приказом начальника Управления образования от 06.05.2016г. № 282 «О внесении изменений в приказ начальника управления образования от 27.05.2014г. №306 «Об утверждении положения о городской опорной площадке».

Кадровое: 

Уровень образования и квалификации руководящих и педагогических работников МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» достаточен для реализации программы опорной площадки:

- 100% педагогов для реализации образовательной программы используют технологию ОТСМ – ТРИЗ;

- количество педагогов, имеющих квалификационную категорию – 21 чел (65%), в том числе I квалификационную категорию – 8 человек, высшую квалификационную категорию – 13 человек;

- по направлению опорной площадки 17% педагогических работников (5 человек) в 2016-2017 учебном году приняли участие в мероприятиях, организуемых общественной организацией «Волга – ТРИЗ»: XVI  Всероссийской конференции и стажировке «Модульное построение образовательного процесса: от идеи к воплощению», г.Ульяновск; региональном семинаре и стажировке «Современные технологии познавательно – речевого развития детей», г.Белоярский. На XVI  Всероссийской конференции и стажировке один педагогический работник представил опыт своей работы по теме «Система работы по формированию у дошкольников умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями».

Информационно-методическое: 

Методической основой данной программы является серия методической литературы «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ»  издательства «Ульяновский дом печати». В серию входят восемь  методических пособий, содержание которых в полном объеме реализуется в МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». Данные пособия имеются в учреждении в достаточном количестве, в том числе и электронном формате.

По результатам работы педагогической лаборатории «Формирование инженерного мышления детей через использование возможностей образовательной среды» в 2016-2017 учебном году созданы рекомендации по изготовлению и использованию универсального наглядного пособия «Познавайкин мир», технологические карты реализации методов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ, авторские дидактические игры, сценарии образовательной деятельности по всем образовательным областям дошкольного образования.

С целью обеспечения дистанционного общения участников опорной площадки в учреждении имеется официальный сайт ДОУ в сети интернет, веб-сайты педагогических работников.

В МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» имеется положительный опыт организации работы городских опорных площадок: в 2014-2015 учебном году по теме «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», в 2015-2016 учебном году по теме  «Математическое образование как средство познавательного развития детей».

Материально-техническое:

Наличие специализированных кабинетов: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет по изобразительной деятельности, логопедические кабинеты, кабинет педагога - психолога, методический кабинет, зимний сад.

В учреждении по направлению опорной площадки имеются методические и дидактические пособия, картотеки, мультимедийное оборудование, цифровая лаборатория «Наураша» и другое развивающее оборудование. В каждой группе расположено универсальное наглядное пособие «Познавайкин мир».

6. Мониторинг качества: периодичность и объекты измерений по

количественным и качественным критериям для оценки результативности работы.

С целью измерения количественных и качественных критериев планируется:

- ведение учёта посещаемости мероприятий;

- количественный и качественный анализ выполненных домашних заданий участниками;

- количественный и качественный анализ листов рефлексии (Приложение 1) после каждого мероприятия и в конце учебного года с целью определения уровня удовлетворённости участников;

- количественный и качественный анализ выступлений участников на итоговом мероприятии.

      Прогнозируемый результат:

- посещаемость мероприятий составит 60%;

- процент  выполнения домашних заданий составит 50%;

- уровень удовлетворённости участников опорной площадки составит не менее 90%;

- доля участников, представивших опыт работы на итоговом мероприятии составит 60%.

7. План мероприятий по реализации

Программы  городской опорной площадки

«Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

 на 2017-2018 учебный год

Тема заседания

Форма работы

Сроки

Ответственные

1

- Понятие инженерного мышления, особенности его формирования у дошкольников.

- Разработка универсального наглядного пособия «Познавайкин мир».

Дискуссия

Практикум

Октябрь

Шмидт М.М.

Малахова Э.Г.

Щелканова Л.К.

2

- Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека.

- Ознакомление детей с именами признаков.

Мастер - класс

Ноябрь

Осипова Н.В.

Кудряшова О.А.

3

- Освоение детьми способов формулировки вопросов.

- Освоение детьми способов установления причинно – следственных связей.

Практико-ориентирован-ный семинар

Декабрь

Петрова Т.В.

Хуснутдинова Ф.Х.

4

Освоение детьми способов преобразования объектов – типовые приёмы фантазирования.

Мастер –класс

Январь

Зюбина Н.И.

Волченко В.А.

5

Освоение детьми моделей мышления:

- дихотомия: классификационная «Да-нет»;

- «моделирование маленькими человечками»

Открытые просмотры

Февраль

Хроменкова А.А.

Андрюкова Т.В.

6

Освоение детьми моделей мышления:

- составление образного рассказа по натюрморту;

- системный оператор;

- освоение детьми способов наблюдения.

Мастер –класс

Март

Емельянова Н.Ф.

Рудова Г.Ю.

Черноморец И.С.

7

Конференция «Формирование предпосылок инженерного мышления детей».

Представление слушателями методических продуктов по темам. Подведение итогов работы опорной площадки за 2017-2018 учебный год.

Конференция

Апрель

Шмидт М.М.

Приложение 1

Лист рефлексии

«Оценка  степени удовлетворенности педагогических работников

качеством мероприятий, проводимых в рамках  городской опорной площадки»

 

Оцените предложенные показатели по 10-балльной системе: от 0 (очень плохо) до 10 (очень хорошо).

Показатель

Оценка

1

Актуальность темы опорной площадки

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Практическая значимость

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Инновационный характер мероприятий

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Соответствие представленного опыта требованиям ФГОС ДО

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Качество подготовки открытых просмотров

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Качество подготовки мастер – классов

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Качество методических материалов, представленных на сайте

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8

Удобство использования методических материалов

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9

Возможность применения представленного опыта в своём ДОУ (в случае оценки ниже 8 баллов, поясните причину)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Отметьте наиболее интересную для Вас тему или ФИО педагога

11

Ваше личное отношение к технологии ОТСМ – ТРИЗ

12

Особое мнение

Благодарим за сотрудничество!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста через конструирование мотивирующей образовательной среды ДОУ.

Правильно организованная система работы по художественно – эстетическому развитию детей, организация воспитательно - образовательного  процесса – позволят создать благоприятные условия для развит...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

«Формирование инженерного мышления детей дошкольного возраста через программирование на основе LEGO WeDo»

žРобототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития д...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...