«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Шарипова Башорат Иброновна

 

 Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить интеграцию  разных образовательных областей. Одной из таких технологий является STEАM–технология. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stem-texnoloqiya32.55 КБ
Файл презентация стем-технологий.2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

здравоохранения «Детский санаторий «Солнечное»

Доклад

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности

дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

 Выполнила: Воспитатель  

                        СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

                Шарипова Башорат Иброновна              

 

Санкт-Петербург

2023 г.

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности

дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

 

В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Поэтому качественный образовательный процесс должен строится с использованием разнообразных методов и технологий, которые способствуют активному обучению в среде, которая расширяет возможности детей, позволяет развивать любознательность, самостоятельность, инициативность, интеллектуальные способности, творчество.

 Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить интеграцию  разных образовательных областей. Одной из таких технологий является STEАM–технология. «STEАM» включает в себя расшифровку первых букв слов:

- «science» - наука;

- «technology» -технология;

- «engineering» - инженерия;

- «math»- математика;

-  «arts»- искусство.

В программе «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» учитываются указанные выше составляющие качественного образования. Данная программа – парциальная, модульная, направлена на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Под интеллектуальными способностями понимается «способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем».

В основу STEM-ОБРАЗОВАНИЯ положены принципы развивающего обучения, деятельностный подход, активная познавательная позиция ребенка в обучении. «Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта». Нужны именно действия самого ребёнка, который мог бы активно и увлечённо (ему должно быть интересно!) манипулировать и экспериментировать с реальной современной развивающей предметно-пространственной средой.

Национальное исследование качества российского дошкольного образования показало необходимость изменения понимания математического развития детей и подхода к нему. Среди наиболее часто встречающихся проблем: однообразные пособия по математике, которые направлены на решение узкого круга задач, имеющие конкретные функции, концентрация внимания педагогов  на механическом закреплении счета у детей.

Встал вопрос, как построить занятия, которые бы способствовали овладению определенными математическими понятиями и не требовали бы механического запоминания математических действий/символов. Знать название чего-то – это не то же самое, что знать что-то или уметь использовать эти знания. Если мы просто знаем название, это не помогает нам решать проблемы и задачи.

Модуль программы «СТЭМ –образования» предлагает комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В нём объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки и др.

Знакомство детей с основными областями математической действительности происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различны.

Фундаментом математического развития является умение сравнивать различные предметы по величине, форме. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений предполагает обследование, сопоставление, группировку и т.д.

Таким образом, реализация модуля не только многоплановое, но и поэтапное, не сразу,  как говорится, шаг за шагом.

Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности. В своей работе в математическом модуле STEM образования мы выделили 5 направлений:

1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями;

2 направление - Знакомство с величинами;

3 направление - Знакомство  с числами в пределах 10 ;

4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием.

5 направление – Развивающие игры

1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями;

Пример практика: «Геометрические формы»  познакомить детей с понятием многоугольник как обобщением понятий треугольник, квадрат, прямоугольник. Прежде чем познакомить детей с многоугольником, педагог вносит модель новой фигуры - пятиугольника. И не называя ее, предлагает внимательно ее рассмотреть, сравнить с квадратом и прямоугольником, найти общее и отличное. Дети указывают, что обе фигуры имеют вершины, углы и стороны, но в новой фигуре пять вершин, углов, сторон, в отличие от квадрата и прямоугольника. Воспитатель предлагает подумать, как можно назвать эту новую фигуру. Дети называют ее пятиугольником. Далее детям предлагают расположить фигуры по порядку возрастания количества вершин, углов. Так выкладываются треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция и пятиугольник. Педагог предлагает новый принцип группировки фигур, объединяя в одну группу фигуры с равным количеством углов. В результате образуется три группы: треугольник, четырехугольник и пятиугольник. Педагог, обращая внимание детей на группы, выделенные по количеству углов, называет все это множество многоугольниками.

Таким образом, в результате занятия дети узнают, что одни формы оказываются подчиненными другим, понятие четырехугольник обобщает понятие квадрат, прямоугольник, трапеция, а понятие многоугольник обобщает все четырехугольники, все треугольники, пятиугольники, шестиугольники, независимо от размера и вида.

Материалы модуля позволяют накладывать фигуры друг на друга, комбинировать разные фигуры, обводить контуры фигур.

2 направление - Знакомство с величинами;

При знакомстве дошкольников с величинами можно выделить некоторые общие этапы, характеризующиеся общностью предметных действий ребенка, направленных на освоение понятия «величина».

1-й этап. Выделение и распознавание свойств и качеств предметов. Сравнение их без измерения.

Сравнивать без измерения можно длины (на глаз, приложением и наложением), массы (прикидкой на руке), емкости (на глаз), площади (на глаз и наложением), время (ориентируясь на субъективное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса — времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток — по движению солнца и т. п.). Сравнение величин с использованием промежуточной мерки. Данный этап очень важен для формирования представления о самой идее измерения посредством промежуточных мер. Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности (для емкости — стакан, для длины — кусочек шнурка, для площади — тетрадь и т. п.).

При использовании промежуточных мер целесообразно познакомить ребенка со способом счета мер через посредство меток. В качестве метки может быть использован любой предмет — палочки, фигурки, пуговицы, кубики и т. п. Отмечая каждую отложенную (отмеренную) мерку, например, кружком, ребенок получает условную предметную модель процесса измерения величины. Такую модель называют меточная форма числа, и она соответствует количеству мер, полученному при измерении данной величины. Таким образом, используя меточную форму числа, ребенок фактически устанавливает связь между числом как мерой величины и числом как характеристикой количества (в данном случае — количества мер) в наглядной форме. После завершения такого процесса достаточно сосчитать метки мерок, чтобы получить численное значение величины (например, 38 попугаев). Использование этих приемов позволяет обогатить систему заданий на измерение величин заданиями на сравнение, на уравнивание, на установление разницы (на сколько больше — меньше)

Пример практика: дать представления о длине. Научить сравнивать предметы по длине (на палочках). В занятии предлагаются правила измерения длины, которые понятны детям и доступны для повторения. Воспитатель заранее отбирает палочки, немного отличающиеся по длине и палочки, одинаковые по длине, раскладывает их перед детьми. Визуально дети попробуют определить, какая из палочек длинная, короткая, есть ли одинаковые по длине. Проверяют все высказанные варианты путем точного соизмерения, сравнения. Для того чтобы сравнить две палочки, необходимо приложить одну к другой. Концы обеих палочек совмещают или уравнивают слева. Затем надо определить, совместились ли, совпали два других конца (края) палочек справа. Если края полностью совпали, то палочки одинаковые, равные по длине. Если края полосок не совпали, то палочки разные, неодинаковые: одна длиннее, другая короче. Выстраивается лестница из палочек, определяется словами их длина.

3 направление - Знакомство  с числами в пределах 10;

Познание чисел и освоение действий с числами - важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности. Этапы формирования количественных представлений в дошкольном возрасте –  овладение счетной деятельностью.

Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности, необходимо, прежде всего, научить детей работать с множествами.:

-видеть и называть существенные признаки предметов;

-видеть множество целиком;

-выделять элементы множества;

-называть множество (обобщающее слово) и перечислять его элементы;

-составлять множества из отдельных элементов и из подмножеств;

-делить множество на классы;

-упорядочивать элементы множества;

-сравнивать множества по количеству путем соотнесения один к одному;

-создавать равночисленные множества;

-объединять и разъединять множества (целое и части).

Счетная деятельность

Владение счетом включает в себя:

-знание слов-числительных и называние их по порядку;

-умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно-однозначное соответствие);

-выделение итогового числа.

Владение понятием числа включает в себя:

-понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);

-понимание количественного и порядкового значения числа.

Представления о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:

-знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);

-знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);

-знание связей между соседними числами (больше, меньше).

Примеры игр на обучение счету:

Положи столько же

Покажи столько, сколько предметов

Отсчитай…

Сколько?

Необходимо научить детей различать понятия:

Количество (свойство конкретного множества, отражающее сколько в нем элементов).

Число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств).

Цифра (знак для записи чисел).

Учить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной необходимо после знакомства с образованием числа.

Для закрепления записи цифр мы  используем различные обследовательские действия:

· обведение пальцем,

· написание цифр пальцем в воздухе,

· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,

· лепка цифр из пластилина,

· написание цифр пальцем на крупе,

· штриховка контурных цифр и др.

4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием.

Сложения и вычитания целесообразно распределить на три этапа:

1-й этап — подготовка к правильному пониманию различных сюжетных ситуаций, соответствующих смыслу действий — организуется через систему заданий, требующих от ребенка адекватных предметных действий с различными совокупностями;

2-й этап — знакомство со знаком действия и обучение составлению соответствующего математического выражения;

3-й этап — формирование собственно вычислительной деятельности (обучение вычислительным приемам).

Пример: Ситуаций, моделирующих объединение двух множеств.

Задание. Возьмите три морковки и два яблока (наглядность). Положите их в корзину. Как узнать, сколько их вместе? (Надо сосчитать.)

Цель. Подготовка ребенка к пониманию необходимости выполнения дополнительных действий (в данном случае — пересчет) для определения общего количества предметов совокупности.

Задание. На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколько их вместе. Сосчитайте.

Цель. Подведение ребенка к пониманию смысла операции объединения, а также обучение переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель. Такая модель помогает ребенку абстрагироваться от конкретных признаков и свойств предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации.

Ситуаций, моделирующие вычитание. Подразделяется на три вида предметных действий:

а) уменьшение данной совокупности на несколько единиц;

б) уменьшение на несколько единиц совокупности, сравниваемой с данной;

в) разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь сломал Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления числа множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметной  наглядности и сосредоточиться только на изменении количественной  характеристики ситуации.

Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте и кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало  меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось,  почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажи | оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словами

Но по  заданной ситуации и соотносить словесную формулировку с удалением элементов.

Наша работа основана на принципах развития и усложнения. Предыдущий этап обучения предполагает формирование базовых знаний и умений для освоения последующего этапа.

5 направление – Развивающие игры

В этом направлении мы опишем несколько видов игр " Сложи узор",    "Уникуб".

Развивающие игры STEM образования математический модуль - это в первую очередь игры творческие. В работе с такими играми следует предоставлять детям больше самостоятельности. При выполнении заданий ребенок может допускать ошибки, поэтому лучше дать возможность отыскать их самостоятельно. При необходимости, воспитатель может помочь в исправлении ошибки. Начинать любую игру необходимо с посильных для ребенка задач. Ко всем играм прилагаются готовые узоры-задания.

В качестве первой игры можно выбрать «Сложи узор» и первые задания к нему. Далее следует вводить «Уникуб".

Данный порядок введения игр - один из возможных. Он может быть изменен в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка: его возраста, уровня развития мыслительных операций. Последовательность ознакомления с играми также во многом обусловлена заинтересованностью ребенка, направленной на выполнение тех или иных заданий.

Игра «Сложи узор» Развивает у детей способность к анализу и синтезу. Мы используем вариацию заданий в игре - срисовывание узоров с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические навыки. Рисование узора требует больше времени, чем его складывание из кубиков, поэтому количество заданий на срисовывание должно быть небольшим.

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, это составление новых узоров. Этот узор должен быть красивым, симметричным, напоминающим своим видом какой-либо предмет.

Наличие нескольких комплектов игры «Сложи узор» дает возможность организации соревновательной деятельности среди детей. Оптимальное количество участников: 3-5 человек.

Игра «Уникуб»  Развивает у ребенка пространственное представление, образное мышление, способность комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру. Воспитатель предлагает ребенку начать действия с кубиками с наиболее легких заданий.

 Задания в «Уникубе» от многих детей могут потребовать повышенной концентрации   внимания,   дополнительного   сосредоточения,   поэтому  их количество не должно быть большим. Непосредственно руководство педагога игрой направлено на развитие самостоятельности детей, их творческих способностей. Воспитатель наблюдает, как ребенок сначала осваивает складывание простых построек, затем свободно комбинирует форму и цвет с целью реализации своего замысла. Настоящая творческая работа у ребенка начинается с придумывания и складывания новых моделей. Признаком хорошего овладения «Уникубом» служит не только умение выполнить задание, но и затрачиваемое на это время.

Описанные игры развивают различные познавательные процессы: внимание, зрительную память, пространственное воображение; стимулируют способность к комбинированию, предвидению результатов своих действий.

Список литературы.

«Королевство игр: всестороннее развитие в дошкольном возрасте» Ермакова Т.Н., Кутузова А.Б., Маркина П.Н., Морозова Е.Н., Смирницкая А.В.. Коровкин С.Ю.

Методическая рекомендации к применению учебно – наглядных пособий к комплектам «Увлекательная математика».

Методическая рекомендации к применению учебно – наглядных пособий к комплектам «Первые шаги в математику».

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель СПБ ГБУЗ « Детский санаторий «Солнечное» 3 отд. 3 пост Шарипова Башорат Иброновна

Слайд 2

Образовательный модуль «Математическое развитие» - осуществляет комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям : величина; форма; пространство; время; количество и счет. Цель данного направления является использование STEAM – технологии для повышения формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи: знакомство с геометрическими понятиями; знакомство с величинами; знакомство с числами в пределах 10; знакомство со сложением и вычитанием; развивающие игры.

Слайд 3

В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Поэтому качественный образовательный процесс должен строится с использованием разнообразных методов и технологий, которые способствуют активному обучению в среде, которая расширяет возможности детей, позволяет развивать самостоятельность, инициативность, интеллектуальные способности, творчество . В программе «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА » учитываются указанные выше составляющие качественного образования. Данная программа – парциальная, модульная, направленна на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Под интеллектуальными способностями понимается «способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем». Актуальность темы:

Слайд 4

Модуль программы «СТЭМ – образования» предлагает комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В нём объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки и др. Знакомство детей с основными областями математической действительности происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различны. Фундаментом математического развития является умение сравнивать различные предметы по величине, форме. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений предполагает обследование, сопоставление, упорядочивание, группировку и т.д.

Слайд 5

Д/игра «Путешествие по геометрическим фигурам»

Слайд 6

Знакомство с величинами

Слайд 7

Д/игра «Путешествие по цифрам»

Слайд 8

Сложение и вычитание

Слайд 9

Игры со счетными палочками

Слайд 10

Развивающие игры

Слайд 11

S T E A M

Слайд 12

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в среднем дошкольном возрасте.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности  по познавательному развитию  предназначен для среднего дошкольного возраста. Конспект соединяет в себе знания о городе, Санкт- Петерб...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Информация об опытеУсловия возникновения и становления опыта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» ...

Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения  жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка.  Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить...