РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «LEGO- конструирование» для детей 3-4 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Ворохобина Алена Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружковой работы «Легоконструирование» для детей второй младшей группы (3 - 4 года)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_legokonstruirovaniya_d-s_no16.docx97.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой работы

«Легоконструирование»

Для детей второй младшей группы (3 - 4 года)

на 2022-2023 учебный год

Разработчики: воспитатель Русских Галина Михайловна

                               воспитатель Ворохобина Алёна Викторовна

Ачинск, 2022 г.

                         

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………..………..3
  2. Содержание образовательной программы………………………………....10
  3. Учебно-тематический план…………………………………………………39
  4. Методическое обеспечение рабочей программы……….............................50
  5. Условия реализации рабочей программы………………………………….52
  6. Список используемой литературы………………………………….............53
  7. Приложения……………………………………………………………...…..54

Приложение 1. Диагностические карты…………………...............................54

Приложение 2.Календарный учебный график……………………………….62

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа   «Легоконструирование» разработана в соответствии с ФГОС  дошкольного образования    на основе примерной, программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой и рассчитана на год обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (второй младшей группы).

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 года.

2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый  приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений  СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. № 26.

Дополнительная общеразвивающая программа «Легоконструирование» отнесена  к  программам  технической  направленности  и ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Ее  цель  и  задачи  направлены на формирование научного мировоззрения, освоение  методов  научного  познания  мира,  развитие  исследовательских,  конструкторских способностей обучающихся.

В Красноярском крае принято и работает постановление правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 года N 588-п, об утверждении долгосрочной целевой программы «Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодёжи».

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Программа «Легоконструирование» позволяет ребенку с самого раннего возраста открыть для себя удивительный мир конструирования, пошагово изучая его от сборки маленьких фигур по образцу до изготовления постройки по собственному замыслу.

ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения ЛЕГО - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО - технологий формируются учебные задания разного уровня - своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для ЛЕГО - педагогики. Каждый ребенок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.  

Совместная деятельность педагога и детей по Легоконструированию направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

Актуальность введения легоконструирования в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора  дошкольников.  Актуальность  лего-технологии значима в свете внедрения   ФГОС ДО, так как:

- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с  исследовательской и экспериментально - проектной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна программы.  Новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков детей через такие формы с ЛЕГО конструктором.  

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическую деятельность. Целый ряд специальных практических заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для развития творческих способностей детей.

Принципы  Легоконструирования:

- личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- от простого – к сложному (одна тема подается с возрастанием степени сложности);

  - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении  конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой, проектной;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Цель программы: Создание благоприятных условий  для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей  на основе LEGO– конструирования.

Задачи:

Образовательные:

1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.

2.Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

3. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.

Развивающие:

1.Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей.

3. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

4. Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.

Воспитательные:

1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость, организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.

2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Отличительные особенности программы. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Конструирование - созидательная деятельность являющаяся идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель.

Возраст детей: Дополнительная общеразвивающая программа адресована для детей 3-4 лет. Воспитанники проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к данной деятельности.

На период обучения запланировано 9 учебных часов в год.

.

Срок реализации программы рассчитан на один год обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей второй младшей группы.

На период обучения запланировано 36 занятий в год.

Формы  проведения занятий: вводные, традиционные, практические,  занятия ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комплексные, интегрированные, диагностические,  нетрадиционные (занятия, сюжетно-ролевые игры, театрализованные занятия, занятия-путешествия, занятия-диалоги и др.).

Режим  занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, возрастом воспитанников, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, утверждённых руководителем образовательной организации.

- Вторая младшая группа - 15 минут (дети 3-4 лет).

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.

Ожидаемые результаты.

1. Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

2. Сформированы конструкторские умения и навыки различать  виды конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

3. Ребенок  проявляет инициативу и самостоятельность в  познавательно-исследовательской и технической деятельности.

4. Развита  мелкая моторика рук, эстетический вкус.

5. Выражена активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

 

                              2.Содержание  программы «Легоконструирование»

(вторая младшая группа 3-4 года)

Календарно - тематический план

   

№п/п

Месяц, раздел

           Тема

 Задачи

 Содержание

Сентябрь

1

Вводные занятия.Правила ТБ.Знакомство с деталями, LecoDuplo, умение соединять и разъединять детали

Формировать у детей правила поведения во время занятий. Знакомство с наборами LECODUPLO.

 Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера, расположения при постройке

Теоретическая часть: беседа, знакомство детей   с наборами, рассматривание деталей, картинок - схем. Беседа и показ схем и наборов LECODUPLO. Наблюдение, как правильно располагать детали на столе. Ознакомление с правилами ТБ.

Практическая часть: соединение деталей по образцу. Д/и «Назови цвет, форму»

2

 Знакомство с  простыми блоками, создание простейших блоков. Сборка изгибающейся  змейки

Познакомить  детей с основными деталями конструктора LECODUPLO, с креплением деталей

Теоретическая часть: беседа и показ  деталей из наборов.Компьютерная презентация «Кто такие змеи».Закрепление правил ТБ.

Практическая часть: работа с крупными  деталями.  

Д/и «Запомни сборку»

3

 Семейство Змеек

Продолжать знакомить с деталями конструктора, закрепить умение соединять кирпичики

Теоретическая часть:беседа и показ способов работы,  закрепление последовательности  работы. Закрепление правил ТБ.

Практическая часть: Соединение простейших блоков. Сборка Змеек

4

Корзинки  разной величины

Формировать у детей представление о величине предмета  (высокий - низкий). Учить называть детали по цвету. Развивать мелкую моторику рук. Познакомить со способами соединения деталей при постройке широких деталей

Теоретическая часть: беседа и показ   последовательности работы. Закрепление правил ТБ.

Практическая часть: Соединение простейших блоков. Сборка корзинок

Д/и «Разложи по цвету», «Найди кирпичики, как у меня»

Октябрь

Зоопарк - животные

5

Сборка животного – Заяц

Учить детей составлять фигурку зайца из конструктора LECODUPLO, скреплять   детали

(кирпичики), развивать умение работать в коллективе

Теоретическая часть: беседа по теме  и рассматривание иллюстраций  животного, сравнение и различие между иллюстрацией и картинкой. Художественное слово загадки о зайце.

Практическая часть: работа с  деталями по картинке

6

Сборка животного  - Медведя

Формировать у детей представление о протяжении предметов путем построения фигуры Медведя. Закреплять размер и цвета

Теоретическая часть: беседа по сборке  персонажа  и закрепление плана работы.

Практическая часть: работа с  деталями по картинке. Д/и «Животный мир».

Индивидуальная работа, помощь при сборке

7

Сборка животного – Крокодила

Учить составлять фигурки из конструктора LECODUPLO  - крокодила, скреплять,  соединять детали (кирпичики), развивать умение работать в коллективе. Воспитывать усидчивость

Теоретическая часть: Компьютерная презентация « Дикие животные Африки», беседа по сборке героев сказки.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с мелкими деталями.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

8

Сборка животных по замыслу

Закрепить полученные знания в постройках,  развивать фантазию, умение воплощать задуманное в постройках. Воспитывать

аккуратность в постройках

Теоретическая часть: беседа теме.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  деталями.Индивидуальная работа, помощь при сборке

9.

Моё любимое животное

Закрепить полученные знания в постройках,  развивать фантазию, умение воплощать задуманное в постройках. Воспитывать

аккуратность в постройках

Теоретическая часть: беседа теме.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  деталями.Индивидуальная работа, помощь при сборке

Ноябрь

Вольеры –заборы для зоопарка

10

 Заборы  разной ширины

Формироватьу детей представления о величине предметов «широкий»- «узкий»,  о способах соединения деталей при постройке  разных заборов

Теоретическая часть:  беседа по теме. Закрепление понятий «широкий-узкий».  Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть:Д/и «собирай как я».

Работа с различными  деталями.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

11

Комбинированный заборчик

Закрепить  у детей представления о высоте  предметов «высокий» - «низкий», о способах соединений деталей при постройке высоких и низких заборчиков

Теоретическая часть: рассматривание постройки,беседа по сборке.Изучение последовательности соединений деталей при использовании деталей разной высоты.

Практическая часть:сборка и обыгрывание своих  построек

12

Вольеры  для животных  Севера

 Дать понятие о животном мире Севера.  Учить соединять, называть детали по признакам:

высокий - низкий, узкий – широкий. Воспитывать любовь к родному краю  

Теоретическая часть: беседа о животных северного края, умение выделять характерные признаки постройки. Закрепить  последовательность постройки.

Практическая часть:  Д/и « Какое животное лишнее».

Выбор животного по своему усмотрению, индивидуальная работа

13

Строим заборчики по  замыслу

Закрепить  у детей представления о высоте  предметов «высокий»- «низкий», « широкий» - «узкий», оспособах соединений деталей при постройке высоких и низких  заборчиков

Теоретическая часть: беседа о замысле постройки. Закрепить  последовательность постройки.

Практическая часть: обыгрываниепо своему сюжету

Декабрь

Ворота для зоопарка

14

Строительство простых ворот

Обучать  детей построению простого перекрытия, состоящего из опор(полукирпичиков) и перекладины(длинный кирпичик),  согласно словесной инструкции.  Развивать навыки конструирования прочной постройки

Теоретическая часть:компьютернаяпрезентация «Ворота большие и маленькие»,беседа о предстоящей постройке  и последовательности  выполнения.

Практическая часть:самостоятельное выполнение построек, рассказ о своей постройке

15

Конструирование красивых ворот

Закрепить  навыки  прочной постройки соединения кирпичиков, сравнения перекрытий по длине, перекладин

(овальная  деталь, горка).

Развивать  умения анализировать образец- выделять в нем функциональные значимые части

(опоры, перекладины)

Теоретическая часть:  чтение истории «Воротики» и рассмотрение разнообразных ворот. Объяснение подготовки материала для изготовления  поделок. Разбор картинок.  Закрепление последовательности работы.

Практическая часть: выполнение последовательности работы. Оказание индивидуальной помощи при постройке

16

Строим зоопарк с воротами для всех животных

Отработать  навыки точного соединения кирпичиков друг с другом, соединения в замкнутое пространство, построения загородки по простейшему плану, отражающему ее пространственныеособенности  (форму, месторасположение дверей)

Теоретическая часть: рассматриваниеживотных, словарная работа. Знакомство с животными, его повадками.  Беседа и обсуждение по сборке героев.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  деталями. Д/и « Кто в зоопарке живет».

Индивидуальная работа, помощь при сборке

17

Игра в зоопарк

Закреплять  навыки соединению разных частей постройки (ворот и ограды).Закрепить  навык точного соединения кирпичиков друг с другом, соединения в замкнутое пространство. Развиватьумения работать сообща, развивать  фантазию, творчество

Теоретическая часть: рассматривание картинок зверей  в зоопарке, словарная работа. Беседа о животных, их повадках.  Закрепление последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  деталями по плану.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

Январь

Деревья в зоопарке

18

 Ёлочка в зоопарке

Познакомить  с постройкой елочки,  соединению частей постройки в одно целое. Учить строить постройки, уметь выслушивать до конца словесный рассказ – объяснение. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности

Теоретическая часть:  показ поделки ёлка, беседа, обсуждение,  предыдущих построек, правил постройки.

Практическая часть: работа   в создании постройки. Д/и «Назови форму».Индивидуальная помощь в постройках

19

Новогодняя ёлка

Продолжать  обучать  соединению деталей,  расположению деталей в рядах в порядке убывания

Теоретическая часть: рассматривание ёлки, словарная работа.  Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  деталями.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

20

Сборка   дерева с кроной

Познакомить  с  постройкой  дерева,  соединению частей постройки в одно целое. Учить строить постройки, уметь выслушивать до конца словесный рассказ – объяснение.

Теоретическая часть:  показ поделки  дерева, беседа, обсуждение,  предыдущих построек, правил постройки. Д/и « назови детали».

Практическая часть: практическаяработа   в создании  постройки. Индивидуальная помощь  детям в  строительстве  постройки

21

Деревья  на детской  игровой площадке в зоопарке

Закрепить  навыки  построения  деревьев на  игровой  площадке.  Обучать соединению разных частей постройки.    Развивать способность работать сообща

Теоретическая часть:  показ картины «Детская площадка», беседа, обсуждение  предыдущих построек, правил  постройки.

Практическая часть: работа   в создании постройки. Индивидуальная помощь в создании постройки

Февраль

Мостики в зоопарке

22

Сборка мостиков для пешеходов

Познакомить детей с различными способами построения мостиков из лего - конструктора

Теоретическая часть: компьютерная  презентация « Прогулка в зоопарке», рассматривание мостиков различных конструкций, словарная работа.  Беседа и обсуждение по сборке.Изучение последовательности соединений.

Практическая часть: работа с  деталями.Сборка мостиков из деталей.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

23

Сборка тропинок с мостиками

Продолжать знакомить детей с постройками. Закрепить умение, крепить мостики и тропинки, умение договариваться между собой, определять план постройки, последовательность работы

Теоретическая часть: рассматриваниепарка с тропинками и мостиками, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть:  сборка тропинок с мостиками из деталей.

Индивидуальная работа, помощь присборке

24

Мостики  для животных в зоопарке

Закреплять умение строить  мостики,  соединять ирасполагать детали, определять последовательность работы

Теоретическая часть: беседа и обсуждение по сборке.  Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  деталями по сборке.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

25

Коллективная работа (зоопарк)

Познакомить  детей с зависимостью конструкции предмета от его назначения(мостик для пешеходов должен иметь ступеньки, перила), выделять  в образце основные

функционально  значимые части предмета- лесенки, опоры, перекрытия, перил. Развивать  способность работать сообща, коллективно

Теоретическая часть: рассматриваниепарка с  элементами тропинок и мостиками, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с деталями по плану  построек. Д/и «Назови геометрические фигуры».

Индивидуальная работа, помощь при сборке

Март

Город

26

Сборка домика по картинке

Учить анализировать образец, изображенный на карточке, выделять главные детали постройки, подбирать необходимые детали   постройки.

Воспитывать усидчивость.

Теоретическая часть: беседа, обсуждение  последовательности постройки  домика.

Практическая часть: работа   по

созданиюпостройки. Д/и  «Что лишнее».Индивидуальная помощь

27

Сборка домика и лесенки

Познакомить  детей с зависимостью конструкции предмета от его назначения(лесенка  для домика  должна иметь ступеньки, перила), выделение  в образце основных функционально  значимых частей предмета- лесенки, опоры, перекрытия, крыши, окон, дверей

Теоретическая часть: рассматриваниекартинок  домика с лесенкой, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с

деталями по плану работы.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

28

Сборка многоэтажного домика

Учить использовать  блоки- перекрытия для создания многоэтажного дома. Закрепить понятие многоэтажный дом

Теоретическая часть: компьютерная презентация

«Городские дома»,рассматриваниепостройки многоэтажного домика, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с деталями по схеме.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

29

Коллективная работа «Город»

Закрепить полученные навыки при построении  домиков и улиц. Познакомить с основными этапами конструктивного замысла, развивать воображение детей, умение работать совместно. Развивать воображение, творчество

Теоретическая часть: рассматриваниекартины города с улицами и домами, словарная работа. Беседа и обсуждение по сборке.Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с деталями.Индивидуальная работа, помощь при сборке

Апрель

Транспорт

30

Сборка машинки по образцу

Закреплять  умения анализировать образец на карточке,  подбирать соответствующие детали, развивать речь, анализировать свою постройку

Теоретическая часть: беседа, обсуждение, закрепление транспорта, правил постройки.

Практическая часть: работа  парами в создании постройки.  Д/и  «Что лишнее»

31

Сборка легковой машинки

Учить анализировать строение предмета, выделять основные части, определять их назначение. Закрепить название транспорта

Теоретическая часть: беседа, словарная работа. Знакомство с транспортом (легковых машин). Беседа и обсуждение по сборке машины. Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  деталями конструктора. Д/и «Поставим машину в свой гараж».

Индивидуальная работа, помощь при сборке

32

Сборка грузовой машинки, фургона

Учить анализировать строение предмета, выделять основные части, определять их назначение. Закрепить название транспорта.

Воспитывать усидчивость, желание заниматься конструктивной  деятельностью

Теоретическая часть: рассматривание  машин, словарная работа.  Беседа  по сборке машин. Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с  конструктором. Д/и «Поставим машины в свои гаражи».

Индивидуальная работа, помощь при сборке

33

Сборка  пассажиров мальчика и  девочки для машин

Учить строить фигуры мальчика, основные части тела  человека

(голова, тело, руки, ноги).  Закрепить умение создавать простейшие модели реальных объектов, активизировать  навыки,

строение предмета, выявить основные его части, обучать отбору деталей, из которых могут быть построены части фигур человека

Теоретическая часть:рассматривание образцов, словарная работа. Знакомство с частями тела человека. Беседа и обсуждение по сборке мальчика и девочки. Изучение последовательности соединений деталей.

Практическая часть: работа с

различными  деталями конструктора.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

Май

Путешествие  в сказочную страну

34

Избушка для трёх медведей

Развивать конструктивные навыки детей. Упражнять в создании прочных построек. Закрепить названия  геометрических фигур. Развивать фантазию и творчество

Теоретическая часть:просмотр мультфильма «Три медведя»,беседа, просмотр иллюстраций к сказке, рассматривание деталей будущей постройки, обсуждение  предыдущих построек, ознакомление с правилами построек.  Словарная  работа.

Практическая часть:работа с

различными  деталями конструктора.

Индивидуальная работа, помощь при сборке

35

Моя любимая сказка

Закрепить навыки прочного соединения деталей, ознакомление детей с конструктивными возможностями разных деталей.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость

Теоретическая часть:беседа о любимых сказках, обсуждение  последовательности работы, ознакомление с правилами построек.

Практическая часть: работа сразличными  деталями конструктора.Индивидуальная работа, помощь при сборке

36

Коллективная работа

по замыслу

 Закрепить навыки прочного соединения деталей,  конструктивные навыки детей с  возможностями разных деталей

( кирпичик, овальная деталь, горка). Закрепить правила чередования деталей,  соотношение  действий с образцом постройки. Развивать навыки коллективной работы

Теоретическая часть: беседа,рассматривание картинок, составных частей  построек, словарная работа. Закрепление  последовательности работы.

Практическая часть:работа сразличными  деталями конструктора.Индивидуальная работа, помощь при сборке.

    3.  Учебно - тематический план

(вторая младшая группа 3-4 года)

№п/п

Месяц

Наименование раздела и темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего часов

Теория

Практика

Сентябрь

Вводные занятия.

Правила ТБ.

1 час

20 мин

40 мин

1

Знакомство с деталями, LecoDuplo, умение соединять и разъединять детали

15 мин

5 мин

10 мин

Наблюдение

2

Знакомство с  простыми блоками, создание простейших блоков. Сборка изгибающейся змейки

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

3

Семейство Змеек

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

4

Корзинки  разной величины

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

Октябрь

Зоопарк  «Животные»

1 час 15 мин.

25 мин

50 мин

5

Сборка животного - Зайца

15 мин

5 мин

10 мин

Наблюдение

6

Сборка животного - Медведя

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

7

Сборка животного -Крокодила

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

8

Сборка животного по замыслу

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

9

Моё  любимое животное

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка      поделок

Ноябрь

Вольеры –заборы для зоопарка

1 час

20 мин

40 мин

10

Заборы разной ширины

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

11

Комбинированные заборчики

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

12

Вольеры для животных Севера

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

13

Строим заборчики по замыслу

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

Декабрь

Ворота для зоопарка

1 час

20 мин

40 мин

14

Строительство простых ворот

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

15

Конструирование красивых ворот

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

16

Строим зоопарк для всех животных

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

17

Игра в зоопарк

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

Январь

Деревья в зоопарке

1 час

20 мин

40 мин

18

Ёлочка в зоопарке

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

19

Новогодняя елка

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

20

Сборка  дерева с кроной

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

21

Деревья  на  игровой площадке в зоопарке

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

Февраль

Мостики в зоопарке

1 час

20 мин

40 мин

22

Сборка мостиков для пешеходов

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

23

Сборка тропинок с мостиками

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

24

Мостики для животных в зоопарке

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

25

Коллективная работа  «Зоопарк»

15 мин

5 мин

10 мин

Презентация для родителей

Март

Город

1 час

20 мин

40 мин

26

Сборка домика по картинке

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

27

Сборка домика и лесенки

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

28

Сборка многоэтажного домика

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

29

Коллективная работа «Город»

15 мин

5 мин

10 мин

Презентация для родителей

Апрель

Транспорт

1 час

20 мин

40 мин

30

Сборка машинки по образцу

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

31

Сборка легковой машинки

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

32

Сборка грузовой машинки, фургона

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

33

Сборка пассажиров   мальчика и  девочки для машин

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

Май

Путешествие  в сказочную страну

45 мин

15мин

30 мин

34

Избушка для трёх медведей

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

35

Моя любимая сказка

15 мин

5 мин

10 мин

Выставка поделок

36

Коллективная работа по замыслу

15 мин

5 мин

10 мин

Итоговая выставка

поделок

Всего часов

9 часов

2 часа

7 часов

                   4. Методическое обеспечение  программы

Методы и приёмы обучения

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, по схеме, по условиям, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Программное обеспечение программы  включает в себя 2 вида конструкторов:  «LEGODACTA», «LEGODUPLO», как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается  ребенок, используются следующие виды конструирования:

1. Конструированиепо образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показываются способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании.  Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3.Конструирование по условиям: детям определяют условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности. Дети сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования и очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Техническая оснащенность:

- магнитофон, аудио колонки;

- фотоаппарат;

- диски (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

Дидактические материалы:

- схемы построек;

- модели;

- технологические таблицы;

- альбомы с фотографиями объектов архитектуры;

- альбомы с фотографиями построек;

- картотека  игр;

- цветные иллюстрации, картинки;

- фотографии;

- образцы;

-  игрушки;

- материалыдля оформления родительских уголков (в соответствии с комплексно-тематическим планированием);

- лего- конструкторы.        

5.Условия реализации программы

5.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Важную роль в реализации программы «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения.

   Создание  развивающей  предметно-пространственной  среды  происходит  с  учетом  принципа интеграцииобразовательных  областей и является:

- содержательно-насыщенной;

- развивающей;

 - трансформируемой;

 - полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически-привлекательной.

Материалы  и  оборудование  для одной  образовательной  области  могут  использоваться  в  ходе  реализации   других областей. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления   развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.

                                    5.2. Взаимодействие  с родителями.

  • Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
  • Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами».
  • Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
  • Фотовыставки.
  • Памятки.

6.  Список литературы

1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.

2. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3.  Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.

4. ФешинаЕ.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

Список сайтов

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

Приложение 1

Диагностическая карта для детей 3-4 года кружка «Легоконструирование»

Методика Е.В. Фешиной

Ф.И. ребенка

Называет цвет деталей

Называет детали

Скрепляет детали конструктора «Дупло»

Строит по образцу

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Точность скрепления и скорость выполнения

Уровень усвоения программы

с

и

С

и

с

и

с

и

С

И

с

и

с

и

Итого: низкий уровень________%;  средний уровень_________% ;              высокий уровень_________%

        

Воспитатели:

Критерии оценки

Н (низкий уровень)- выполняет задание с трудом, не называет цвета, не  называет детали, затрудняется  строить по образцу.

С (средний уровень)- выполняет задание (постройки) с помощью взрослого, скрепляет детали конструктора «Дупло», строит элементарные постройки по творческому замыслу.

В (высокий уровень) - называет детали и их цвет, самостоятельно скрепляет детали конструктора «Дупло», строит постройки по творческому замыслу, обладает фантазией, строит по образцу с точностью.

Календарный учебный график – вторая младшая группа (3-4 года) на 2022-2023 учебный год

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятий

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

4

16-00

Вводное занятие

15 мин

Правила ТБ.Знакомство с деталями LecoDuplo, умение соединять и разъединять детали

Младшая группа

Наблюдение

2

Сентябрь

11

16-00

Занятие- ознакомление

15 мин

Знакомство с  простыми блоками, создание простейших блоков. Сборка изгибающейся  змейки

Младшая группа

Выставка поделок

3

Сентябрь

18

16-00

Занятие- путешествие

15 мин

Семейство Змеек

Младшая группа

Выставка поделок

4

Сентябрь

25

16-00

Занятие -театрализация

15 мин

Корзинки  разной величины

Младшая группа

Выставка поделок

5

Октябрь

2

16-00

Занятие - сюжетное

15 мин

Сборка животного - Зайца

Младшая группа

Выставка поделок

6

Октябрь

9

16-00

Занятие - сюжетное

15 мин

Сборка животного - Медведя

Младшая группа

Выставка поделок

7

Октябрь

16

16-00

Занятие-  сюжетное

15 мин

Сборка животного - Крокодила

Младшая группа

Выставка поделок

8

Октябрь

23

16-00

Занятие контрольное

15 мин

Сборка животного по замыслу

Младшая группа

Выставка поделок

9

 Октябрь

30

16-00

Занятие -путешествие

15 мин

Моё любимое животное

Младшая группа

Выставка поделок

10

Ноябрь

6

16-00

Комплексное

15 мин

Заборы  из деталей прямоугольной формы

Младшая группа

Выставка поделок

11

Ноябрь

13

16-00

Занятие- игра

15 мин

Комбинированный заборчик

Младшая группа

Выставка поделок

12

Ноябрь

20

16-00

Традиционное

15 мин

Вольеры для животных Севера

Младшая группа

Выставка поделок

13

Ноябрь

27

16-00

Занятие - контрольное

15 мин

Строим заборчики по  замыслу

Младшая группа

Выставка поделок

14

Декабрь

4

16-00

Занятие- игра

15 мин

Строительство простых ворот

Младшая группа

Выставка поделок

15

Декабрь

11

16-00

Занятие - комплексное

15 мин

Конструирование красивых ворот

Младшая группа

Выставка поделок

16

Декабрь

18

16-00

Занятие -экскурсия

15 мин

Строим зоопарк для всех животных

Младшая группа

Выставка поделок

17

Декабрь

25

16-00

Занятие- театрализация

15 мин

Игра в зоопарк

Младшая группа

Выставка поделок

18

Январь

8

16-00

Занятие - путешествие

15 мин

Ёлочка в зоопарке

Младшая группа

Выставка поделок

19

Январь

15

16-00

Занятие- сюжетное

15 мин

Новогодняя елка

Младшая группа

Выставка поделок

20

Январь

22

16-00

Занятие- традиционное

15 мин

Сборка   дерева с кроной

Младшая группа

Выставка поделок

21

Январь

29

16-00

Занятие- сюжетное

15 мин

Деревья на игровой площадке  в

зоопарке

Младшая группа

Выставка поделок

22

Февраль

5

16-00

Занятие- интегрированное

15 мин

Сборка мостиков для пешеходов

Младшая группа

Выставка поделок

23

Февраль

12

16-00

Занятие- практическое

15 мин

Сборка тропинок с мостиками

Младшая группа

Выставка поделок

24

Февраль

19

16-00

Занятие- путешествие

15 мин

Мостики для животных в зоопарке

Младшая группа

Выставка поделок

25

Февраль

26

16-00

Занятие- контрольное

15 мин

Коллективная работа «Зоопарк»

Младшая группа

Презентация для родителей

26

Март

5

16-00

Занятие - ознакомления

15 мин

Сборка домика по картинке

Младшая группа

Выставка поделок

27

Март

12

16-00

Занятие- игра

15 мин

Сборка домика и лесенки

Младшая группа

Выставка поделок

28

Март

19

16-00

Занятие- сюжетное

15 мин

Сборка многоэтажного домика

Младшая группа

Выставка поделок

29

Март

26

16-00

Занятие- контрольное

15 мин

Коллективная работа «Город»

Младшая группа

Презентация для родителей

30

Апрель

2

16-00

Занятие- ознакомления

15 мин

Сборка машинки по образцу

Младшая группа

Выставка поделок

31

Апрель

9

16-00

Занятие-сюжетное

15 мин

Сборка легковой машинки

Младшая группа

Выставка поделок

32

Апрель

16

16-00

Занятие - консультация

15 мин

Сборка грузовой машинки, фургона

Младшая группа

Выставка поделок

33

Апрель

23

16-00

Занятие–сюжетно-ролевая игра

15 мин

Сборка пассажиров мальчика и  девочки для машин

Младшая группа

Выставка поделок

34

Май

7

16-00

Занятие- сюжетное

15 мин

Избушка для трёх медведей

Младшая группа

Выставка поделок

35

Май

14

16-00

Занятие -путешествие

15 мин

Моя любимая сказка

Младшая группа

Выставка поделок

36

Май

21

16-00

Занятие- диагностическое

15 мин

Коллективная работа  по замыслу

Младшая группа

Итоговая выставка

поделок

Количество учебных недель - 36

Количество учебных дней -  36

Продолжительность каникул –  08.01.2018г. по 12.01.2018 г.

Начало учебного года - 01.09.2017г.

Окончание учебного года - 31.05.2018г.

Сроки проведения мониторинга -  с 25.09.2017 г. по  29.09.2017г.;    с 23.04.2018г. по 04.05.2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста

Рабочая программа       дополнительного образования        по «LEGO – конструированию»      для детей дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по "Lego конструированию" для детей 3-7 лет.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним...

Игры по LEGO-конструирования для детей с ОВЗ

В этой статье мы хотим поделиться своим опытом работы,  как влияет использованиеLEGO- конструирования детей с ОВЗ.LEGOпозволяет детям играть и проявлять инициативу,самостоятельность,внимательност...

Рабочая программа по кружковой работе "LEGO-конструирование и робототехника"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...

1. Рабочая программа кружка Lego-конструирования.

LEGO» - умная игра,Увлекательна, хитраИнтересно здесь играть,Строить, составлять, искать!               Приглашаю всех друзей        ...

Презентация из опыта работы "LEGO – конструирование с детьми раннего возраста"

Детское конструирование – это создание разных конструкций из строительных материалов и детских конструкторов. Игры с использованием конструкторов можно проводить и с детьми раннего возраста, нач...

"Водный транспорт" (катер, пароход) кружковая работа LEGO - конструирования

Закреплять знание о водном транспорте, учить выделять в постройке ее функциональные части ( борт, карму,нос, капитанский мостик , трубу) Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изоб...