"Природные дары для поделок и игры"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Горжевская Ольга Владимировна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov2021g.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

 

«Природные дары для поделок и игры»

(мастер-класс для педагогов)

 

Воспитатель

Горжевская Ольга Владимировна

г. Лесосибирск, 2021г.

Природные дары для поделок и игры

1.Актуальность

    В современное время дети все больше отдаляются от природы, не замечая ее красоту и ценность, поэтому сейчас возникает необходимость позаботиться об укреплении связи детей с природой.

    Мир природы наполнен многообразием красок и совершенством форм. И этот мир находится рядом с нами. Надо лишь увидеть неповторимость каждого листочка на ветке, игру красок в ажурных крылышках бабочки, причудливые узоры морских раковин.

   Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но эти тайны могут и не открыться, и даже их можно не обнаружить…

    Мы, взрослые, иногда забываем об этом. Выйдя на прогулку с ребенком, нельзя забывать, что стоит только наклониться к земле и можно помочь детям открыть другой мир – мир необычных травинок, листьев причудливой формы.

    Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

   Природный материал – это кладовая для фантазии и игры воображения. Наиболее часто мы используем для  создания поделок шишки, орехи, семена, листья. Но и при выборе одного определенного природного материала можно создать разнообразные поделки, варьируя вспомогательные детали. В ходе мастер-класса мы увидим, какие оригинальные игрушки можно сделать, например, из сосновой шишки.

 2. Самомассаж пальцев рук

    Чтобы пальцы рук хорошо работали, для развития мелкой моторики детей я использую различные комплексы пальчиковой гимнастики, а также самомассаж рук грецким орехом. Предлагаю вам, уважаемые педагоги, взять в руки грецкий орех и покатать его между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

3. Игровые приемы

    Перед тем, как выполнить ту или иную поделку, необходимо познакомить детей со свойствами материала, из которого она будет изготовлена. Если мы исследуем орехи, шишки, кору деревьев, то можно пригласить  для интересного рассказа Лесовичка. Со свойствами листьев дошкольников познакомит персонаж Листопадничек.

    Почувствовать выразительные свойства природного материала помогут несложные игровые упражнения, дидактические игры. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»: дети рассматривают природный материал и подбирают прилагательные к нему. Шишка какая? (круглая, коричневая, колючая и т.п.). Дидактическая игра «На что похоже?»: дети передают по кругу природный материал и сравнивают его с другими предметами.

4. Дидактическая игра

    Предлагаю вам представить, на что похож колосок. Коллеги высказывают свои версии.

    В ходе предварительной беседы я создаю ситуации, заинтересовывающие воспитанников, используя при этом произведения устного народного творчества, загадки, стихотворения, а также различные игровые приемы. Один из приемов – появление сказочного персонажа (например, Незнайки, которого нужно научить делать игрушку или Лесовичка, которому нужно помочь расколдовать его друзей). Вот и нам с вами предстоит «расколдовать» образы.

5.Изготовление поделки из сосновых шишек

    Педагогам раздаются карточки с краткой инструкцией выполнения поделки, для того, чтобы образы не повторялись, а педагоги увидели, какие разнообразные поделки можно сделать из одного природного материала (сосновой шишки).

(Изготовление поделки педагогами и одновременно продолжение выступления)

      Для создания творческой атмосферы в процессе работы использую художественное слово (небольшие отрывки рассказов, стихотворения,  загадки). Очень часто для  мотивирования детей использую пословицы о труде:

Есть терпение – будет и умение.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Уважаемые коллеги, а какие пословицы о труде вспомните вы?

      Создание поделок необходимо сопровождать речью. Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно задавать вопросы: «Почему у твоей цапли клюв поднят? Может она ловит комаров или зовет кого-то? Расскажи, почему у зайчика уши прижаты». Если делаете Лесовичка, то предложите сделать шапочку, чтобы ему не было холодно, обязательно нужны руки  и ноги, чтобы он смог построить себе жилище, т.е. используйте прием « оживления» образа.

      Важно после изготовления поделки предложить ребенку рассказать о ней. Это позволяет включить созданные образы в более широкий контекст, что приводит к желанию изменить, дополнить свою поделку ( сделали лисичку, потом ребенку хочется сделать детенышей, жилище). Такая возможность предоставляется в свободной деятельности. Вечером мы рассматриваем поделки, разыгрываем сценки, воспитанники самостоятельно развивают диалоги с изготовленными игрушками. Это позволяет даже замкнутым, молчаливым детям включаться в совместную деятельность.

6. Демонстрация поделок.

     Коллеги демонстрируют изготовленные поделки, делятся впечатлениями о мастер-классе. Каждый педагог получает памятку-инструкцию по изготовлению поделок из сосновых шишек.

   

   

Памятка-инструкция «Поделки из сосновых шишек»

Лебедь

- из кусочка пластилина  сделать  колбаску, изогнуть ее в форме лебединой шеи, обозначить голову и клюв, глазки;

- взять раскрывшуюся сосновую шишку и прикрепить к ней шею;

- для крыльев можно использовать маленькие перышки или половинки небольшого березового листа;

- сделать подставку из синего пластилина (озеро).

Можно покрасить шишку  белой гуашью.

Дикобраз

- под чешуйки раскрывшейся сосновой шишки при помощи зубочистки и пластилина прилепить пучки сосновых иголок;

- мордочка из пластилина.

Поросенок

- взять слегка раскрывшуюся сосновую шишку;

- из пластилина слепить ушки, пятачок, хвостик;

- ножки из скорлупок фисташки;

- прикрепить детали к шишке.

Мышка

- взять нераскрывшуюся сосновую шишку;

- из пластилина слепить глазки, носик, ушки, лапки, хвостик;

- прикрепить детали к шишке;

Ушки могут быть из арбузных, кабачковых семечек.

Динозаврик

- из кусочка пластилина скатать голову, соединить с толстой колбаской – шеей;

- прикрепить  шею, слегка изогнув, к основанию раскрывшейся сосновой шишки;

- прикрепить к шишке длинный хвост;

 - украсить шею и хвост 3-4 «колючками» из арбузных семечек.

- придать игрушке устойчивую форму, сделав лапы.

Лапы могут быть из пластилина или скорлупок фисташки, крылья из половинок маленького осинового или березового листочка.

Страус

- скатать из пластилина круглую головку, клюв, глазки; соединить с длинной колбаской – шеей;

- прикрепить к раскрывшейся сосновой шишке;

 - сделать длинные ноги из пластилина, тонких палочек или спичек;

- придать фигурке устойчивую форму;

- дополнить маленькими перышками, сухими листочками (хвост, крылья).

Осьминог

- у основания раскрывшейся сосновой шишки прикрепить большие выразительные глаза из пластилина, маленький улыбающийся ротик;

- скатать восемь длинных колбасок – щупальц;

- прикрепить их к шишке, слегка изогнуть.

Шишку желательно покрасить зеленой гуашью.

Ежик

- под чешуйки сосновой шишки при помощи зубочистки и пластилина прилепить пучки сосновых иголок;

 - слегка подстричь иголки;

 - мордочка из пластилина;

- украсить спинку ежика сухим листочком, ягодами, грибочком из пластилина.

Сова

- к основанию слегка раскрывшейся сосновой шишки прикрепить большие глаза, крючковатый нос из пластилина;

- по бокам крылья из крылаток ясеня;

- лапы из скорлупок фисташки.

Бычок

- взять слегка раскрывшуюся сосновую шишку;

- глазки, нос, рога из пластилина;

- уши  - скорлупки фисташки, прикрепленные к шишке и расставленные в стороны.

Цветок

- покрасить раскрытую сосновую шишку густой гуашью, чтобы получился цветок;

- скатать из зеленого пластилина толстый устойчивый стебель;

- дополнить несколькими листочками;

Рыбка

- взять нераскрывшуюся или слегка раскрытую сосновую шишку;

- из пластилина слепить глазки; рот;

- хвост и плавники из крылаток ясеня, красивых травинок;

- прикрепить детали к шишке;

Петушок

- гребешок, бородка, глазки – из пластилина;

- лапы, крылья – скорлупки фисташек;

- хвост – из декоративных перышек, колосков, красивых травинок;

- прикрепить детали к слегка раскрывшейся шишке.

Павлин

- голову, шею слепить из пластилина;

- прикрепить к основанию раскрывшейся сосновой шишки;

- хвост сделать из цветных декоративных перьев (или пластилина, украшенного крупой, семенами);

- головку украсить хохолком (2-3 арбузных семечка или маленьких перышка);

- придать фигурке устойчивую форму, прикрепив лапы из фисташковых скорлупок.

Собака

- к основанию слегка раскрытой шишки прикрепить глазки, круглый носик;

- по бокам – опущенные ушки из фисташковых скорлупок;

- хвост из пластилина;

- лапы из фисташковых скорлупок.

Лесовичок

- к основанию раскрытой сосновой шишки прикрепить глазки, нос, рот из пластилина;

- из коротких веточек сделать руки и ноги;

- шляпу из пластилина украсить травинками, сухим листочком и т. п.

Зайчик

- к основанию слегка раскрытой шишки прикрепить глазки, круглый нос из пластилина;

- лапы – скорлупки фисташки;

- уши – скорлупки фисташки, прикрепленные вертикально;

- хвостик – шарик из пластилина.

Змей – Горыныч

- взять три сосновых шишки среднего размера – головы;

- прикрепить к головам глаза, рот;- из пластилина скатать три толстых колбаски – шеи;

- взять сосновую шишку большего размера (туловище), прикрепить детали;

- придать фигурке устойчивость, сделав из пластилина лапы и хвост;

 - шеи, хвост можно дополнить колючками из семян арбуза, подсолнуха.

Список литературы

1. Дубровская Н.В. Поделки из природных материалов. – М.: Астрель; 2010.

2. Э.К. Гульянс Э. К. Что можно сделать из природного материала: кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение 2007.

3.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природный материал для поделок

Не за горами зима и все покроется пушистым белым снегом.А мы с вами готовимся к зиме,собирая природный материал для поделок.Какой? Как его собрать и сохранить?Об этом я вам и расскажу....

Природный материал для поделок

Сейчас идет золотая осень и самое время собрать природный материал для поделок. Что мы собираем:Шишки: сосновые, еловые, кедровые, пихтовыеКамешкиЖелудиПесокРакушкиХвойные иголкиКрылатки клена и...

Познавательно - творческий проект «Природные дары для поделок и игры».

Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду....

Консультация для родителей «Природные дары для поделок и игры»

Консультация для родителей     «Природные дары для поделок и игры»...

Природные дары для экспериментирования, поделок и игры.

Природные материалы - это неиссякаемый источник вдохновения и познания ребенком окружающего мира. Вводя их в детскую игру, фантазируя и экспериментируя с ними, мы обогащаем процесс развития детей. К т...

Тема: “ Природные дары для поделок и игры".

Тема: “ Природные дары для поделок и игры".Программное содержание:Учить детей делать разнообразные фигуры людей, животных, птиц, бабочек из желудей, шишек, листьев, косточек и других дополн...

Познавательно - творческий проект «Природные дары для поделок и игры».

Цель  проекта: Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.Задачи:Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способн...