Игра-путешествие "Спасатели" по формированию основ инженерного мышления у дошкольников
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Наталья Александровна Король

Игра-путешествие "Спасатели" по формированию основ инженерного мышления у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inzhener.igra_spasateli.docx124.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара

_______________________________________________________

Россия, 443028, г. Самара, мкр. Крутые Ключи. д.34

тел.: (846) 213-15-71, e-mail:

«Авторская, нетрадиционная

игра-путешествие «Спасатели»

для развития основ инженерного мышления дошкольников"

Номинация: Игра на конструкторах

Король Наталья Александровна,

воспитатель, группа № 48

Самара, 2023год

Тема недели: «Транспорт. Правила дорожного движения»

Игра-путешествие «Спасатели»

Участники: дети дошкольного старшего возраста.

Материалы для игры: герой Ежик из конструктора, конструктор LEGO, Фанкластик, пластины для конструирования, фото-образец «Корабль», модели транспорта, выполненные из разных образовательных конструкторов

Цель : Создание условий для развития основ инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста через LEGO-конструирование.

Задачи:

#1054;бразовательные

Способствовать:

-Формирование у детей познавательной, исследовательской, творческой активности; интерес к конструированию из разных образовательных конструкторов.

- формированию закреплению у детей представлений о транспорте, о ПДД.

2. Воспитательные

Способствовать:

-воспитанию целеустремленности, ответственности за результаты своей работы, уважительного отношения к профессии спасателя.

-воспитанию доброжелательности, готовности выручить друга, взаимопомощи и взаимоподдержки, дисциплинированности и ответственности за всю команду.

3. Развивающие.

Способствовать:

- развитию интереса к конструированию, развитию конструктивных умений и навыков.

- формированию умений отвечать на вопросы полным ответом, умений договариваться и обсуждать действия всех играющих.

-формированию умений выполнять правила игры.

- развитию мелкой моторики рук и координации движений рук при конструировании по замыслу, фото-образцу и схеме.

- развитию образного, логического, творческого мышления, пространственного творческого воображения, фантазии, внимания и творческой активности дошкольников, коммуникативных способностей через игровую деятельность; развитию способности совместно развертывать игру.

- развитию самостоятельности в организации игры, выполнении правил и норм поведения.

- формированию у дошкольников опыта самостоятельной творческой конструктивной деятельности.

Предварительная работа: беседа о видах транспорта, О ПДД, конструирование с детьми моделей разных видов транспорта из разных образовательных конструкторов, герой Ежик Пик (из конструктора Фанкластик)

Актуальность

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Г. И. Малых и В. Е. Осипова определяют инженерное мышление, как «вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высоко - производительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».

Инженерное мышление –это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.:

Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое.

Все они начинают формироваться еще в раннем детстве

Дошкольное образование – это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.

Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу. Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

Основная часть

Организация детской деятельности

Воспитатель: «Дорогие дети! Случилась беда- маленький ежик Пик попал в беду- он гулял возле реки Волга, вдруг подул сильный ветер, закружил его и поднял высоко-высоко, а когда ветер стих, то ежик Пик очутился на необитаемом острове, добраться до которого очень сложно. Да и на чем можно добраться до острова? (ответы детей).

Кто хочет помочь маленькому ежику? Как мы все доберемся до острова и на чем?»

Воспитатель показывает модели разного вида транспорта ( машина легковая, вертолет, велосипед и т.д.), показывает фото-образец Корабля, выполненный из конструктора LEGO, рассказывает о его особенностях и назначении.

Воспитатель предлагает всем детям отправиться на корабле спасать маленького ежика. Но для этого его нужно сконструировать по фото-образцу.

Практическая работа по LEGO -конструированию «Корабль» (дети конструируют Корабль, подбирают детали по цвету, форме, опираясь на фото-образец. Готовую модель сравнивают с фото-образцом.)

Воспитатель:

А чтоб до острова доплыть

Нужно препятствия переплыть!

Все готовы? Да, готовы!

Все мы дружные ребята

Ёжика спасем как брата!

Друга мы в беде не бросим,

Мы всегда ему поможем!

На пароходе поплывем

Все препятствия пройдем!

Дети «заходят» (имитируют) на Корабль и «плывут» от одного острова к другому.

1 остров: Загадка с вопросом.

Отгадай загадку и найди к ней ответ-модель транспорта, выполненную из конструкторов. Ответь на вопрос:

-На какую геометрическую фигуру похож данный вид транспорта?

-Сосчитай количество деталей ….. цвета.

-Покажи на модели деталь, которая называется…..(название деталей LEGO-конструктора).

#1069;тот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)

#1053;е летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька. (Машина)

#1059;дивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

#1052;имо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (Электричка)

#1063;удесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...(Автобус)

#1055;о волнам дворец плывет,
На себе людей везет.(Корабль)

#1055;аровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел? —
Прямо по морю пошел! (Пароход)

#1071; зашел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом! (Поезд)

2 остров «Посмотри-запомни-исправь»

Посмотрите на постройку из деталей LEGO в течение несколько секунд. Обратите внимание на цвет и чередование деталей. Отвернитесь, закройте глаза (воспитатель убирает одну деталь или меняет несколько деталей местами). А теперь угадайте, что изменилось.

3 остров: «Найди ошибки»

В моделях из конструкторов разных видов транспорта перепутаны некоторые части, нужно найти ошибки.

4 остров «Симметричная половинка»

Дострой симметричную половинку (LEGO-мозайка).

5 остров «Дострой Мост» (по замыслу)

Строители начали конструировать мост, но не закончили работу. Нужно ее завершить. Сконструируй из конструктора Мост, по которому мы пройдем на остров к ёжику Пику.

6 остров: На острове нас ждет ежик Пик.

Мы до острова доплыли,

Ёжика спасли, на корабль его мы посадили.

Не страшны нам ветер, гром,

Поплывем назад домой.

F:\Инна\Конструкторы Fanclastic для образовательного процесса | Заказать у официального дистрибьютора

Самолет из конструктора Полесье 92 эл - Родные игрушки

Лист в клетку - шаблоны а4 - распечатать, скачать Листы в клеточку формата А4 для печати.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость применения Метода проектов в формировании основ инженерного мышления у детей.

Современное дошкольное образование детей является пространством раннего развития детей, которое позволяет с использованием игровой деятельности обеспечить оптимальное психологическое и физиологическое...

Статья "Формирование основ инженерного мышления в дошкольном возрасте"

В данной статье рссматривается формирование конструкторского мышления у дошкольников...

Консультация "Формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток»

В нашей     жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можн...

Формирование основ инженерного мышления дошкольников

Формирование основ инженерного мышления дошкольников...

Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынж...

Выступление на педсовете. Формирование основ инженерного мышления.

Воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству....

Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через овладение Тико-конструированием.

В современном мире будущее определяет наука, техника, инженерия, математика. Главная цель педагогической деятельности в детском саду – научить ребенка быть успешным. Развитие образного мышления,...