Органиация и проведение: «Строительно-конструктивных игр с детьми младшего возраста»
картотека по конструированию, ручному труду

 

 

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя — организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroitelnye_igry.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

Организация и проведение:

«Строительно-конструктивных игр с детьми младшего возраста»

Материал подготовила:

Баймурзаева А.В

В младших группах детского сада у детей формируются простейшие, но четкие строительно-конструктивные умения, складывается первый опыт игры . В ходе игры осуществляются важные педагогические задачи:

  • воспитание устойчивого интереса к играм и занятиям со строительным материалом;
  • обучение ребят умению воспроизводить элементарные постройки по показу и слову воспитателя, пользоваться строительным материалом для сооружения несложных построек в игре;
  • находить сходство между постройками из игрового строительного материала и знакомыми предметами окружающей жизни,
  • называть постройки, сделанные воспитателем;
  • сознательно выбирать те детали, которые больше подходят для данного образца;
  • воспитание общительности, доброжелательного отношения к детям.

Сейчас я работаю с детьми раннего возраста. В играх детей 2–3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Предлагаю ребятишкам заняться конструированием по образцу. Изучаем самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка), накладывание (башня, лестница), замкнутые сооружения (забор, домик), элементарные перекрытия (мост, гараж). Особенностью этого возраста является то, что дети играют рядом, но не вместе. Надо учить малышей не мешать друг другу. В начале года занятия проводятся в небольших подгруппах из 4-8 детей, и только со второго полугодия можно задействовать всех воспитанников. Возведенные постройки обязательно обыгрываются с помощью игрушек.

Дети учатся различать и называть детали: кубик, кирпичик, понимать такие слова, как большой — маленький, широкий — узкий, правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и др., называть свои элементарно выполненные постройки, постройки не разрушать, а разбирать, складывать строительный материал (с моей помощью) в постоянное место хранения.

Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшее развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно-ролевых играх , воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной детьми теме, обучение более сложным приёмам работы.

Следует отметить близость сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных игр. Особенностью и тех, и других является наличие игрового замысла, позаимствованного из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности. Ребятишки осознают условность происходящего, но при этом полностью включены в процесс. Оба вида игр направлены на изучение окружающего мира и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра исследует взаимоотношения между людьми. Творческое конструирование воспроизводит окружающую действительность через разнообразные постройки. Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.

Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в детском саду и дома.

Различают следующие виды строительного материала:

  • искусственный (всевозможные виды конструкторов, напольные модульные блоки, настольный строительный материал, мозаика, бумага, картон);
  • природный (песок, камешки, глина, веточки, шишки, снег, листья);
  • подсобный (коробки, доски, ящики).

Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными. Поэтому родителям я рекомендую наборы крупных, пластмассовых модулей, предлагаемых современными производителями – это идеальный, и что очень важно, безопасный вариант для начальной стадии формирования конструктивных навыков.

Долгое время считалось, что задача взрослых - обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию.

Поэтому необходимо знакомить детей с различными способами конструирования, развивать содержание самостоятельных игр и формировать дружеские отношения среди малышей, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Строительно-конструктивные игры способствуют всестороннему развитию личности ребенка - творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, а так же умственному, сенсорному, нравственному, трудовому, творческому и эстетическому воспитанию.

«Накладываем детали»

Цель игры: учить детей выкладывать изображения

способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками,

строительный набор или плоскостные геометрические

фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения

способом накладывания объемных деталей одной из

граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите

создать красивые картинки (покажите на примере

установки одной детали).

«Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

«Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

«Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

«Ворота для машины Айболита»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше, нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

«У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

«Городок для кукол»

Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Ход игры. - Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам, создадим свои дома, придумаем свои постройки.

«Придумываем фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Ход: Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

«Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки»

Цель: Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из четырех кирпичиков и двух пластин.

Ход игры. В гости к детям приходят веселые игрушки, которые рассказывают детям о том, что в лесу нет даже скамеечек. Воспитатель предлагает детям построить для зайки узкую скамейку, а для мишки- широкую скамейку. Дети сами подбирают материал для строительства.

«Собери круги»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше, меньше, еще меньше, маленькие, подбирая их в определенной последовательности; учить обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины, познавая их физические свойства.

Материал: плоскостные круги разного размера и цвета.

Ход игры. Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру, по цвету, по вашему настроению.

«Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Ход игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

«Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

«Разложи по цвету»

Материал: кирпичики Лего всех цветов.

Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

«Флажки и гирлянды»

Цель игры: развивать логическое мышление детей,

упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из

флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую

фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести

фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в

любой цвет. После чего попросите ребенка показать и

назвать фигуры, а также сказать их цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для проведения в зимний период с детьми младшего возраста.

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...

Подвижные игры для проведения в зимний период с детьми младшего возраста.

Подвижные игры для детей, для веселого времяпрепровождения на свежем воздухе в зимний период....

Подвижные игры для проведения в зимний период с детьми младшего возраста.

Карточка №1: «Снежная баба» Цель: развивать двигательную активность. Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая, Баба Снежная стоит,...

Подвижные игры для проведения в зимний период с детьми младшего возраста.

Подвижные игры для проведения в зимний период с детьми младшего возраста....

Картотека "Подвижные игры для проведения в зимний период с детьми младшего возраста"

Движение - это жизнь!Ребятишки двигаются везде и всегда. Холодное время года не помеха для прогулок на свежем воздухе!...