Развитие мелкой моторики рук
методическая разработка по конструированию, ручному труду

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_-_melkaya_motorika_ml_gr_1_1.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 84 «Алёнка»

План по самообразованию

 

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников

через дидактические игры»

 

2022-2023 учебный год

1 младшая группа

«Капитошки»

 Воспитатели: Гращенкова Елена Вячеславовна,

 Шорина Татьяна Ивановна

Г. Смоленск

2023 год

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                                                     «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

                                            От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

                                            которые питают источник творческой мысли.

                                            Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

                                            тем умнее ребёнок»

                                                                                               В.А. Сухомлинский

 

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.

     Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

      Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
   Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

    Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

     Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

      Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цели:

  • повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры
  • развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Задачи образовательной работы:

  • Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; мелкую моторику пальцев, кистей рук
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой  моторики.

Формы работы с детьми:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

  • В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры  во второй половине дня);
  • Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
  • Работа с родителями- консультации и беседы.

 

Методы и приёмы работы:

  • объяснение, показ, беседа, игра
  • массаж кистей рук;
  • пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
  • изготовление дидактических игр, шнуровок;
  • лепка из пластилина;
  • игры с кубиками, конструкторами;
  • рисование с использованием шаблонов, трафаретов
  • пальчиковый театр.

Использовались игры:

«Геометрические вкладыши»

«Крупная и мелкая мозаика»

«Пирамидка»

«Пазловые игры»

«Узнай что в мешочке?»

 «Разрезные картинки»

«Строим из конструктора»

«Пазлы деревянные и картонные»

«Шнуровка»

«Прищепки»

«Игры с массажными мячиками»

«Игры в сухом бассейне» (крупа, макароны)

Предполагаемый результат:

         Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

Этапы проведения дидактических игр

для развития мелкой моторики

в младшем дошкольном возрасте

 

                Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

 

I этап – Организационно-диагностический

         Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап – Теоретический

         На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

IIIэтап – Обобщающий

         Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно.

    На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

     Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

 

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы

С детьми

С родителями

Самообразование

I этап

Организационно-диагностический

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

.

   Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

   Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

II этап

Теоретический

октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра « Месим тесто».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6. Игра« Подари курочкам красивые хвостики»

7.Игра «Я катаю мой орех».

8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Участие родителей в создании развивающей среды.

Составление плана по самообразованию

Оформление картотеки пальчиковых игр.

.

III этап

Обобщающий

ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».

5.Настольная игра «Веселый паровоз».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

 Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Подбор и разработка дидактических игр.

Создание картотеки дидактических игр

 

 

декабрь

1.Учить детей одевать и раздевать кукол.

2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

7 Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»

8.Дидактические игры:«Найди вторую половинку» - разрезные картинки/,«Строим забор» из счётных палочек

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Подбор и разработка дидактических игр.

Пополнение картотеки пальчиковых игр.  Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупн 

6.Дидактические игры: «Сухой бассейн»,«Разрезные картинки», «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками).

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

Рекомендации для родителей  «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Пополнение картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Дидактические игры:«Пазлы»Выложи дом из цветных геометрических фигур»«Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне

 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

  Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

  Изготовление дидактических игр.

март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом»

8.Дидактические игры: «Пазлы»,«Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли,«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Пополнение картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр.

апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Оформление картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.  Изготовление дидактических игр.

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Родительское собрание с участием детей «Что мы умеем – мы не скажем, а покажем»

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Оформление работы в полном варианте.

Создание картотеки « Пальчиковая гимнастика»

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
  12. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
  13. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить
  14. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
  15. «Энциклопедия  развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

 

Приложение.

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку"«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 

«Замок».Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.- Кто его открыть бы мог?

- Постучали (На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

- Покрутили (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).

- Потянули (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью).

- И открыли! (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

«Капуста». Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим. (Руками показывать, как мы рубим капусту)

- Мы морковку трем, трем. (Руками показывать, как мы трем морковку)

- Мы капусту солим, солим. (Пальчики щепоткой – солим)

- Мы капусту мнем, мнем. (Руками "мнем" капусту)


«Орехи»

Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.


Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.


«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.


«Карандаш» 
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.


«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.


«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.


«Качели»
Ручку пальчиками взяли, 
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели 
Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («
бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик 
лег в кровать(загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, 
(загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, 
(загните указательный палец)
А другой давненько спит…
(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? 
(погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! 
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, 
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, 
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, 
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, 
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, 
(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. 
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! 
(Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! 
(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. 
(Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. 
(Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, 
(ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки 
(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).


Дом и ворота
- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (
изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (
ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (
изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА 
Вот моя черепаха, она живет в панцире. 
Она очень любит свой дом. 
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. 
(Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. 
(и спрятать их обратно. )

ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом 
Сидит Пахом, 
Книги читает,
А грамоты не знает.


ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок, 
Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик 
Лодочка плывет по речке, 
Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД I
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда, 
Есть четыре ноги, А не ходят и три. 
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился, 
В лесу вырос, 
В дом приходил, 
Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" 
Листья падают в саду, 
Я их граблями сгребу.

СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки, 
Две растопырки, 
Седьмой вертун, 
А сам ворчун.

КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки 
Зверь в атласной шубке, 
Возле печи греется, 
Без водички моется.


ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг, 
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан 
И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили, 
Три козы траву косили 
По лугам-лужочкам, 
По зеленым кочкам, 
Козушки молоденькие, 
Хвостики коротенькие.

Дом.

Я хочу построить дом,(Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл.(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...