Технология макетирования в детском саду
статья по конструированию, ручному труду

Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Yаиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования.

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утверждённые ФГОС ДО:

  • индивидуализации дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнёрства с семьёй. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_maketirovanie_v_detskom_sadu_.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технология макетирования в детском саду

       С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследует окружающий мир - для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Дошкольный возраст признан уникальным по своей значимости, в этом возрасте маленький человек активно познает окружающего мир. Особую значимость обретает развитие эмоциональных и творческих способностей.

       Именно в детском саду различные виды деятельности способствуют этому, это - занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы. Но часто такие виды деятельности носят недостаточный развивающий эффект, они не имеют новизны и креатива. Поэтому все более актуальными становятся нетрадиционные технологии, они способствуют развитию фантазии, воображения, самостоятельности мышления, творчества и многому другому очень важному и необходимому, а главное - они интересны детям, ведь в основном такие методы основаны на игре, а она, как известно, является ведущей деятельностью дошкольников.

       Детскую игру вообще нельзя представить без конструирования. Конструирование в детском саду было, есть и будет. На его основе успешно развивается технология макетирования, которая все больше обращает на себя внимание.

Макеты - это модели, которые представляют собой уменьшенные объекты реальности. А сам процесс макетирования – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагога по созданию объектов для организации мобильного игрового пространства. Благодаря этому процессу, дети создают себе игру, которая является главным содержанием детской жизни.

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения, в игровой форме учась выстраивать их в реальности.

Поэтому макеты:

- способствуют развитию творческого мышления, поисковой деятельности и познавательной активности ребенка;

- формируют пространственное и логическое мышление, развивают элементарные представления.

Занятия макетированием способствуют освоению навыков общения в игре, формируют элементарные навыки планирования и проектирования. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно - ролевых игр, она востребована детьми и способствует их всестороннему развитию.

Используя макеты для организации предметно – игровой среды педагог имеет возможность решать задачи, связанные с интеллектуальным, эмоциональным, творческим развитием воспитанников. Дети учатся целеполаганию, применяют продуктивную деятельность дополняют макеты предметами по своему желанию. Задавая вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека) у них повышается уровень любознательности.

Макет, являясь результатом конструктивно - творческой деятельности, служит объектом описания и сравнения, на его основе дети повествуют о различных явлениях и объектах, тем самым пополняя словарный запас.

 Благодаря макетам дети находятся в игровой среде, где можно развернуть

множество игровых сюжетов, создавать воображаемые ситуации, а главное

ребенок может проиграть одну или несколько ролей, тем самым формируется

его личность.

Использование макетов в предметно – пространственной среде отвечает

принципу интеграции образовательных областей. Через любой

игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого

развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного

развития», «Художественно-эстетического развития».

В процессе макетирования развиваются интегративные качества

личности:

- Эмоциональная отзывчивость

- Любознательность

- Активность

- Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты,

направляющие воображение ребенка в основном на события,

происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с

закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим

фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение

этого здания.

Например «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара

стульев, кровать, диван).

Макеты-карты, это плоскости с планом – схемой и объектами-маркерами

пространства, отображающие определенную территорию, направляют

ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг

оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы

города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория

дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на

возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников

совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках

которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном

движении. Универсальные макеты служат основой для организации

сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность

вариативного использования игрушек и может быть дополнен

разнообразным предметным материалом.

В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая

инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они

меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета,

например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и

рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река - голубой цвет,

земля - коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами

пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть :

- Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

- Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

- Подиумным (это на специальных подставках-подиумах);

- Настенным (это макеты в виде объемных предметных картин с

передним предметным планом, а задний – картина).

Идея использования макетирования или непосредственно готовых макетов в

деятельности с детьми не является новой. Об эффективности использования

макетирования как средства развития сюжетной игры говорят психологи под

руководством Надежды Александровны Коротковой. В программе «Наш дом

- природа” Натальи Александровны Рыжовой рассматривает макетирование

как экологически ориентированный вид деятельности, отмечает важность

макетирования в формировании представлений детей о мире природы и

предлагает использовать макеты естественнонаучного содержания.

 Так в чем актуальность макетирования?

 В создании условий, в которых ребенок, проявляя и реализуя свою

«детскую любознательность» и желание будет узнавать новое, открывать для

себя отдельные представления об окружающей действительности и

применять «добытые знания» в общую картину мира.

 Этот вид деятельности привлекателен своим педагогически ценным

содержанием, он придает деятельности детей смысл, в интересной для них

форме.

 А отличительная особенность макетирования это - предметно

оформленный результат, поэтому дети ощущают себя «созидателями»,

«творцами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макетирование в детском саду

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребено...

Опыт работы по теме: «Макетирование в детском саду»

Игры на макетной основе способствуют развитию творческой режиссёрской игры. Макеты легко перемещать с места на место, и в любой момент они доступны дошкольникам для игры, поэтому макеты являются полиф...

презентация "Макетирование в детском саду"

Знакомство с окружающим миром на примере макетирования объектов природы, природных зон. Создание предметно-развивающей средыдля познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. ...

Консультация "Макетирование в детском саду"

Модели-макеты имеют огромное значение для интелектуального развития детей. В этой консультации я расскажу о видах макетирование....

Методическая разработка для педагогов "Макетирование в детском саду"

Сегодня наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях все чаще используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов р...

Консультация для воспитателей "Макетирование в детском саду"

Консультация для воспитателей "Макетировние в детском саду"...

Презентация - Методические рекомендации для педагогов "Технология макетирования в детском саду"

Методические рекомендации для педагогов"Технология макетирования в детском саду" - презентация....