Конспект НОД по ручному труду " Кукла - оберег"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Голованова Светлана Степановна

приобщение детей к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Кукла-оберег»

с участием детей подготовительной к школе группы № 2

                                                         

Подготовили  : Голованова Светлана Степановна

Мокрушина Нина Владимировна

ТЕМА«КУКЛА – ОБЕРЕГ»

ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

ЗАДАЧИ:

- продолжать знакомить с историей и традициями русского народа;

- познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления;

- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани;

- развивать эстетический вкус;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Беседа «Культура и традиции русского народа»;

- Рассматривание экспонатов мини музея «Куклы из бабушкиного сундука»

- Рисование «Русский народный костюм»

- Посещение «Русской избы»

- Разучивание хороводных игр, песен, потешек.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Русский народный костюм, сундучок, тряпичные куклы, проектор, ноутбук, презентации «русские народные – тряпичные куклы»«Делаем куклу сами». Музыкальное сопровождение «русские народные песни».

Раздаточный материал: лоскутки ткани: белая, цветная, вата, две атласных ленты, конфеты.

Методы и приёмы:

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ;

Приёмы: худ. слово, рассматривание, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: посиделки, оберег, обряд.

Сценарий  в подготовительной группе «КУКЛА - ОБЕРЕГ»

Этапы занятия

                                                                Ход ОД

     Деятельность педагога

  Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент.

Дети входят в группу под русскую народную музыку их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Вос –ль: Здравствуйте гости дорогие! (кланяется) Проходите в мою избу!

- У русского народа всегда рады гостям!

- Посмотрите, сегодня я вас встречаю в необычном наряде (кружится демонстрирует наряд)

- Нравиться? 

-А сейчас носят такие наряды 

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую. одежду

Слушают педагога.

(Да)

(Нет)

Слушают педагога

1.5мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)и постановка и принятие детьми цели занятия.

- Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в прошлое во времена наших прабабушек и прадедушек, когда ещё не было телевизоров, различных конструкторов и современных игрушек. Я познакомлю вас с одной интересной игрушкой, а вот с какой вам нужно отгадать.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? 

(Показывает тряпичную куклу)

-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Сегодня я хочу познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Моя кукла называется Берегиня.

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах

Тогда, я хочу пригласить вас в мою мастерскую.

(Кукла)

(Да)

3,5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД.

-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

Вот моё жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.

Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.

А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? 

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

(Открыть сундук)

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

А вы знаете, что куклы бывают разные(Показать кукол)

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.

Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ»

- Русский народ всегда умел хорошо работать, славился усердием и трудолюбием.

После трудового дня на Руси любили устраивать вечерние посиделки. Дом чисто убирался, одевались чистые одежды и каждый находил себе занятия: кто вышивал, кто лепил, а кто мастерил игрушки, заняты были все от мала до велика. Всё проходило в уютной доброй атмосфере под пение русских народных песен.

- Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. В печи брали золу, смешивали с водой, скатывали шарик и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба- женское божество. Эта кукла была оберегом женщины. Она передавалась по наследству от матери к дочери в день свадьбы.

- Как вы понимаете: была оберегом? 

- Да, куклы обереги охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Таких кукол любили и берегли.

- Когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была мастерить кукол сама. Лицо кукле не рисовали, считали что в неё может вселиться злой дух.

Первая кукла появлялась с рождением малыша и называлась «пеленашка». Её клали в колыбельную, она охраняла малыша от всего плохого.

Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Ребёнок играл с такой куклой и излечивался от болезней.

Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил.

Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?

Давайте поиграем!

Игра «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Утешницу».

Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

А знаете, почему её называют Утешницей? 

С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ)

Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белую ткань. Какой формы лоскуток? 

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

2. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!

3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? 

Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? 

Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.

5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы.

Какой формы косынка?

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? 

7. Заглянем в сундучок, что там лежит? 

Привяжите конфеты к ленточке.

-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

(да)

Слушают педагога

Смотрят презентаию

( оберегала, защищала)

Выполняют действия по тексту

 

(утешает)

(Квадрат)

(Прямоугольник).

(Одна ленточка длинная, а другая короткая).

(Треугольник).

(Нет конфет)

(Конфеты)

20мин.

4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

Рефлексия.

-Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Подвижная игра «Карусель».

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. знакомство детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (опускаете ленту, бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на «карусель» (взять ленту в руки)

-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

А что вам понравилось больше всего?

- А что вам показалось самым трудным?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол.

Ну, а нам пора прощаться в путь дорогу собираться. Всего доброго гости дорогие, буду ждать вас в гости!

Произносят слова

Произносят слова

Ответы детей

5мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе "Кукла из глубины веков"

Развивать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов....

Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»

Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;2. Вызвать интерес к русской народн...

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....

Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка» в подготовительной группе

Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;2. Вызвать интерес к русской народной кукле. ...

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группеНаталья Поддерегина Конспект НОД по ручному труду «Знакомство...

конспект НОД по ручному труду "Кукла веснянка"

Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка»...

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Кукла-оберег Филипповка»

Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие....