Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"старшей группы
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_starshaya_gruppa.docx294.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки»https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Старшая группа

Пояснительная записка.

Актуальность. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе .

          Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

          Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание. Одним из универсальных средств является ручной труд.

           Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.

          Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям.

          Программа кружка «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели (2 раза в месяц).  

Продолжительность занятия: 25-30 минут

Категория обучаемых: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Развитие логического мышления, воспитание интереса к окружающему миру. 

Задачи программы:

Образовательные:

Формировать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

Развивающие:

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.

Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, совершенствовать воображение и творческие способности ребёнка.

Развивать нравственные и эстетические чувства.

Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма. Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников).

Принципы построения программы

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая среда.

7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

8. Активность и самостоятельность.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Время посещения кружка: четверг – 16.30 -17.00 ч.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12. Конструирование из коробок и втулок с элементами аппликации.

13. Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Печатание штампами на пластилиновой основе.

Материал для работы:

Бумага (цветная, гофрированная, самоклеящаяся).

Картон (однослойный и многослойный).

Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.

Нитки (простые, шерстяные, капроновые).

Леска, проволока.

Пуговицы.

Скотч.

Ткань.

 Цветной бисер, бусы, стразы.

 Киндер– сюрпризы.

Семечки. Крупа.

Вата.

Обертки от конфет и шоколада.

Цветные иллюстрации.

Клей. Пластилин.

Планируемые результаты, освоения дошкольниками программы кружка:

         В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля,  развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Перспективное планирование   кружкаhttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

 «Очумелые ручки»

Сентябрь

№1 «Ёж».

Цель: обучение правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развитие композиционных умений. Воспитание желания делать подарки своим близким».

Материалы: картонная основа ежика, семечки, клей

№2 «Березовая роща» (аппликация из трубочек)

Цель: упражнение в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики. Воспитание бережного отношения к природе, воспитание аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы: Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.

Октябрь

№1 «Аппликация из листьев»

Цель: обучение составлять из сухих листьев осеннюю композицию, наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение осеннего леса. Развитие воображения, творческих способностей 

Материалы: листья от разных деревьев, клей, ножницы, картон.

№2 Картина из крупы "Тыква".

Цель: закрепление умения детей изготавливать аппликации из разных видов круп. Развитие творческого воображения и эстетического восприятия окружающего мира. Развитие аккуратности работы с клеем; мелкой моторики рук; творческих способностей. Воспитание у детей желание создавать красивые композиции из круп. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности в работе.

Материалы: белый картон с шаблоном тыквы, цветной картон для рамки, клей, фасоль и горох.

№3 «Сова» 

Цель: Продолжение знакомства с техникой работы листьями. Развитие цветовосприятия.  Обучение видеть красоту русской природы. Воспитание бережного отношения к природе; аккуратность при выполнении работы.

Материалы: разные листья, клей, фломастеры, картон для деталей: глаза, ноги, клюв, пакет

№4 «Листопад».

Цель: обучение детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная); получать удовольствие при работе с таким материалом. Развитие мелкой моторики. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности в работе.

Материалы: бумажные салфетки разного цвета, цветная бумага, клей.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Ноябрь

№1 «Черепаха»

Цель: обучение дополнять необходимыми деталями. Совершенствование навыков работы с картоном и пластиком, дополняя поделку деталями. Формирование умения действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. 

Материалы: толстый картон, донышко от пластиковой бутылки, клей, ножницы, фломастеры.

№2 Аппликация из резаных ниток «Усатый, полосатый»

Цель: знакомство с техникой выполнения аппликации из ниток. Обучение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Материалы: нитки разного цвета, глазки, картонный силуэт кота, клей, ножницы, пластилин.

№3 «Игольница для мамы».

Цель: развитие эмоционального отклика от работы с мягкой цветной губкой.  Развитие мелкой моторики рук, творчества и воображения. 

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, губка, ножницы, клей.

№4 «Зайчик».

Цель: закрепление навыка наклеивания кусочков ваты на картон. Развитие творческих способностей.  Обучение располагать вату на всем изображении. Развитие мелкой моторики. Воспитание интереса к занятию.

Материалы: картонный силуэт зайца, вата, клей, глазки.

Декабрь

№1 «Погремушка»

Цель: Совершенствование навыка работы с разными видами материалами Формирование умения действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Развитие мелкой моторики рук.

Материалы: футляр от киндер сюрприза, палочка, горох, цветная бумага.

№2 «Ёлочные игрушки» (тесто пластика)

Цель: обучение детей работать с соленым тестом. Развитие мелкой моторики; эстетического восприятия. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности в работе. 

Материал: соленное тесто, формочки, стеки, дощечки, крупный бисер для украшения.

№3 «Новогодняя открытка».

Цель: обучение планировать свою работу с картоном и бумагой; располагать изображение на всем листе. Развитие мелкой моторики; воспитание интереса к занятию. 

Материал: картон, цветная бумага, трафарет, клей, ножницы

№4 «Карандашница»https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Цель: развитие умения делать поделки из втулок, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа   Развитие мелкой моторики рук, глазомер.

Материалы: цветная бумага, картон, втулки, ножницы, клей,

Январь

№1 «Снежная картина»

Цель: Закрепление умения детей делать аппликацию из ватных дисков и цветной бумаги, этим способом изобразить снежную зиму. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Материалы: картон, цветная бумага, ватные диски, ножницы, клей.

№2 «Аквариум с рыбками»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, глазомера. Воспитание аккуратности при работе с крупой и ракушками, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

Материалы: пластиковая одноразовая тарелка, пластилин, ракушки, макароны рыбки.

№3 «Коробочка с сюрпризом». 

Цель: Закрепление умения детей сгибать лист бумаги квадрата на 9 маленьких квадратов, делать разрезы, для более легкого склеивания коробочки. Склеивание по схеме. 

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, сюрприз.

Февраль

№1 «Медвежонок» 

Цель: вызвать эмоциональный отклик от работы с мягкой цветной губкой.  Развитие у детей мелкой моторики рук, творчества и воображения. 

Материалы: цветной поролон, резиночки для скрепления, детали для     декора.

№2 «Овечка»

Цель: обучение создания выразительного образа средствами бумажной пластики. Обучение скатыванию из бумаги круглых и овальных комочков разной величины, составление из них изображения. Материалы: белая бумага, силуэт из картона овечки, клей.

№3 «Подарок для папы»

Цель: обучение сооружению не сложных поделок. Формирование самостоятельности, развитие чувства уверенности в своих силах.

Материалы: цветная губка, голубой картон, белая бумага, ножницы, палочка.

№4 «Солнышко»

Цель: обучение сооружению не сложных поделок. Формирование самостоятельности, развитие чувства уверенности в своих силах.

Материалы: желтый цветной картон, желтые нитки, палочка, клей, фломастеры.

Мартhttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

№1 «Цветы для мамы».

Цель: обучение детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитание интереса к занятию.

Материалы: картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

№2 «Пасхальное яйцо»

Цель: обучение созданию композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Развитие мелкой моторики. Воспитание интереса к занятию.

Материалы: цветной картон, пластилин, крупы.

№3 «Цыплята на лугу».

Цель: Упражнение детей работать с бросовым материалом, таким как крышки. Развитие внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитание бережного отношения к природе, воспитание аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы: Пластиковая одноразовая тарелка, желтые крышки, зеленая цветная бумага, чёрный фломастер, ножницы, клей.

№4 «Корзиночка».

Цель: обучение планированию хода выполнения работы. Развитие композиционного умения, восприятия цвета. Формирование самостоятельности, чувства уверенности в своих силах.

Материал: бумажный стаканчик, проволока, цветная бумага, ножницы, клей.

Апрель

№1 «Гусеница»

Цель: обучение наклеиванию готовых форм на лист картона в правильной последовательности, оформлению работы ватой.

Материал: цветная бумага, клей, ножницы, зеленый картон.

№2 «Летающая тарелка» 

Цель: обучение детей работать с разными по свойству материалами, объединяя их в поделку, Расширение знания о летающих тарелках. Аккуратно работать с ножницами, клеем.

Материалы: диски, пластмассовые крышки, клей, ножницы.

№3 «Лягушка квакушка»

Цель: обучение созданию композиции способом печатания. Дополнению объекта необходимыми деталями для выразительности образа. 

Материалы: картонный силуэт лягушки, пластилин, трубочки для коктейля, ножницы.

№4 «Павлин» 

Цель: обучение соединению деталей способом склеивания, создание композиции. Развитие конструктивных способностей. 

Материал: цветная бумага, ножницы, клей, палочки.

Майhttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

№1 «Букет»

Цель: Развитие умения располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитание аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.

Материал: Плотный лист бумаги, пластилин, зубочистка.

№2 «Бабочка».

Цель: обучение сооружению не сложных поделок. Обучение пользоваться разными материалами. Формирование самостоятельности, развитие чувства уверенности в своих силах. Воспитание самостоятельности. 

Материал: втулка, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин.

№3 Объёмная аппликация: «Горшок с цветком».

Цель: Продолжение знакомства детей с объемной аппликацией. Развитие детского творчества; мелкой моторики рук. Воспитание усидчивости.

Материал: бумага, клей, салфетки.

№4 «Божья коровка» 

Цель: Продолжение воспитания у детей интереса к аппликации, правильного использования кисти и клея, салфетки, обучение разрезанию круга пополам, расположению деталей в определенном порядке. Развитие композиционных умений.

МатериалКартон, цветная бумага, клей, кисть.

 

Используемая литература

1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение»,1991г.

2.Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.

3.Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.

4. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала».

5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография- Детский дизайн».

6. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду».

7. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование».

8. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье».

9. Петрова И. М. «Волшебные полоски».

10. Петрова И. М. «Кукольная оранжерея»

11. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3».

12. Салагаева Л. М. «Объёмные картинки».

13. Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для воспитанников старшей группы в соответствии с ФГОС по программе "Детство"

Содержание данной рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)

Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....

Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)

программа кружка художественно-эстетической направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №27 «Сэсэг» г.Улан-Удэ» республики Бурятия, ФГО...