Технологическая карта "Изготовление куклы-масленицы"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бабалиева Наталья Сергеевна

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.                         Длительность мероприятия: 25 мин.

Цель: Познакомить с истоками русской народной культуры, народным праздником «Масленица», её традициям и обычаям.

Задачи:

1. Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях;

2. Познакомить детей с техникой изготовления масленичных кукол из ниток;

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и нравственным ценностям русского народа;

4. Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль и зрительно-моторную координацию.

Предварительная работа: подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы; рассматривание репродукций картин о Масленице; разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)

Материалы.

Демонстрационный материал: схема последовательности изготовления куклы, готовая кукла «Масленица».

Раздаточный материал: нитки, лоскутки для платка, ножницы, палочка.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_kukla-maslenitsa.docx110.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

«Изготовление куклы-масленицы»

Автор-разработчик:  Бабалиева Н.С.  воспитатель ГБДОУ детского сада № 28 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.                 Длительность мероприятия: 25 мин.

Цель: Познакомить с истоками русской народной культуры, народным праздником «Масленица», её традициям и обычаям.

Задачи:

1. Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях;

2. Познакомить детей с техникой изготовления масленичных кукол из ниток;

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и нравственным ценностям русского народа;

4. Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль и зрительно-моторную координацию.

Предварительная работа: подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы; рассматривание репродукций картин о Масленице; разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)

Материалы.

Демонстрационный материал: схема последовательности изготовления куклы, готовая кукла «Масленица».

Раздаточный материал: нитки, лоскутки для платка, ножницы, палочка.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие

Этап занятия, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты этапа

Время (в соответствии с возрастом)

Вводная часть

Организационный момент 

Создать атмосферу психологической безопасности и эмоциональной поддержки детей. Переключить внимание детей на предстоящую деятельность

1. Показ слайд- шоу картин на тему Масленица, народные гуляния под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица». https://www.youtube.com/watch?v=aFtywkZutWY

2. Как вы думаете, о чем этот видеоролик был?

Правильно! Масленица — один из самых веселых праздников. Раньше всю неделю люди устраивали веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождались народными гуляниями, а самыми главными там были блины.

Существует множество версий по объяснению того, откуда появился праздник Масленица.

Привлекательна версия, где в основе появления названия праздника «Масленица» лежит традиция выпекать блины. По ней люди старались привлечь милость солнышка, чтобы оно их обогрело и помогло в трудную минуту. Поэтому блины в форме маленького солнышка. Также было принято водить хороводы и устраивать гуляния. Считалось, что подобные церемонии делают добрее солнце, т. е. солнце «умасливается». Отсюда и название — «Масленица».

1. Сосредоточивают внимание на видеоролике.

2. О народных гуляниях на масленицу

Организация детей.

Формирование познавательной мотивации

Эмоциональный настрой на занятие

4 мин.

Проблемная ситуация (или мотивация),[1] постановка и принятие детьми цели занятия.

Проектирование выхода из проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Создает мотивацию

1. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

2. Как вы думаете, эта кукла старинная или современная? Почему вы думаете, что это старинная кукла?

Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.

3. Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?

Да, она сделана из простых ниток и лоскутков ткани

4. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица является сильным оберегом жилища. Хранили у входа в жилище. 

5. Что такое оберег?

Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.

6. Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

7. А хотите научиться делать своими руками из лоскутков материала и ниток куклу- масленицу?

Ответы детей

1. Это кукла-масленица

2. Старинная

3. Из шерстяных ниток и лоскутка ткани

5. Ответы детей

6. Да

7. Да

Дети замотивированы и проявляют инициативу, сделать маленькую куклу-масленицу, которая станет для них игрушкой и оберегом для дома.

4 мин

Основная часть

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий, расширение имеющихся представлений.

Восприятие и усвоение, «присвоение» нового

Демонстрирует куклу-масленицу, дает инструкцию по выполнению определенной деятельности:

1. Наматываем на пальцы небольшое количество ниток для головы и туловища

2. Немного отступив от края, перевязываем красной ниткой – это будет голова

3. Продеваем палочку через нити. Оформляем голову куклы 

4. Подготавливаем руки куклы. Для этого снова наматываем нити на пальцы, снимаем полученные мотки и перевязываете их красной нитью в двух местах, немного отступив от концов.

5. Устанавливаем полученные руки между нитями туловища. Фиксируем их, привязав красными нитями к палочке-основе.

6. Используя красные нитки, закрепляем руки и оформляем туловище куклы – обвязываем тельце оберега крест-накрест.

7. Концы мотков (туловища, ручек) разрезаем ножницами. На голову куклы повязываем лоскут-платок и куколка-масленица готова!

Корректирует деятельность детей по последовательности, правильности и аккуратности выполнения, фиксирует новое знание, умение в создании куклы-масленицы. Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Знакомятся с материалами для работы, слушают инструкцию, запоминают последовательность действий, действуют в соответствии с инструкцией, осваивают последовательность действий.

Обогащают представление

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, деятельность.

Дети приобретают опыт самостоятельности.

 8 мин

Практическая часть. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Создает ситуацию успеха, предлагает детям показать друг другу куклу-масленицу, которую удалось изготовить детям, по желанию каждый ребёнок придумывает ей имя.

«Присваивают» новое знание, умение применяют его в игровой, практической деятельности

Дети приобретают опыт обогащения детской деятельности за счет новых умений и знаний

4 мин

Заключительная часть

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Рефлексия

А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

Рассказывают о том, какие эмоции испытывали при изготовлении куклы-масленицы.

Отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают о трудностях в процессе работы.

Оценивает качество работы, отмечает умения детей.

2 мин

Физкультурная минутка «Маланья»

Мы сегодня зиму провожаем

Шаги на месте.

Весну красную встречаем!

Руки развести в стороны

Приди, Весна - красна,

Круговые движения руками вверх, вниз.

Принеси нам тепла!

Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.

Приди, погода ясная,

Прижать руки к груди и протянуть их вперед.

Приди, солнце красное

Руки поднять вверх

Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»

Ладушки-ладушки,
Пекла бабка оладушки
, (хлопать в ладоши, которые надо держать горизонтально, при этом сверху - то правая, то левая рука)
Маслом поливала,                
(левая ладонь - горизонтально, а правая рука стучит по ней, собранными в щепотку пальцами)
Детушкам давала
.                                                              (обе руки вытянуть перед собой)
Даше - два
!                                      (показать средний и указательный палец правой руки)
Паше - два!                                        (показать средний и указательный палец левой руки)
Ване - два
!                                       (показать средний и указательный палец правой руки)
Тане - два!                                       
   (показать средний и указательный палец левой руки)
Всем дала
!                                  (вытянуть руки в стороны и вперед и слегка поклониться)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...

Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К МАСЛЕНИЦЕ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МАСЛЕНИЦЫ».

Программа 1. Беседа «Масленичные традиции»2. Изготовление куклы-масленицы3. Игра «Блины»4. Чаепитие на улице5. Принятие участия в мероприятии 17.02.2018г. «Широкая Маслен...

ОО «Познавательное развитие» Тема: Изготовление куклы-масленицы из ниток "Как мы с Масленицей знакомились"

Масленица — один из самых веселых праздников. Раньше всю неделю люди устраивали веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождались народными гуляниями, а самыми главными там были блины.Блины...

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...

Технологическая карта по рисованию "Кукла Масленица"

Технологическая карта занятия по рисованию в средней группе "Кукла Масленица"...