Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет 2022г.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

1.1.   Пояснительная записка

Программа по легоконструированию носит техническую направленность. В современном        мире               обществу    необходимы      социально       активные, самостоятельные        и             творческие             люди,              способные            к              саморазвитию.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского              поведения.                      LEGO–конструирование       способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является                 системно-деятельностный  подход,   предполагающий                  чередование практических    и    умственных            действий                 ребёнка. ФГОС          дошкольного образования                 предусматривает        отказ  от   учебной  модели,  что   требует                 от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,

воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

1.     Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;

2.     Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;

3.     Активизация      активного      и      пассивного      словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Программа   составлена    с    учетом    методических    рекомендаций                      Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»

Актуальность: легоконструирование значимо в свете внедрения                                                                                                                    ФГОС, так как:

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_legokonstruirovanie_2022-2023.docx83.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Ямальского района.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Принято на заседании Педагогического совета Детского сада «Солнышко»

Протокол № 5 от «14» мая 2022 г.

Утверждаю Заведующая Детским садом

«Солнышко»

         О. Е. Чечикова

Приказ № 98 – о от «16» мая 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности

«Легосити 2.0» для детей 5-6 лет

(срок реализации – 1 год)

Педагог дополнительного образования (информатика) Стеценко П.А.

Яр-Сале 2022г.

Содержание.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка.        3
  2. Цель и задачи программы        4
  3. Содержание программы        4
  4. Планируемые результаты        6

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график        7
  2. Условия реализации программы        8
  3. Формы аттестации        8
  4. Оценочные материалы        9
  5. Методические материалы        9
  6. Список литературы        9

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Программа по легоконструированию носит техническую направленность. В        современном        мире                обществу        необходимы        социально        активные, самостоятельные                и        творческие                люди,        способные        к                саморазвитию.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского                поведения.                LEGO–конструирование                способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является        системно-деятельностный        подход,                предполагающий                чередование практических                и        умственных                действий        ребёнка.        ФГОС        дошкольного образования        предусматривает        отказ                от        учебной        модели,        что                        требует        от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,

воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
  2. Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
  3. Активизация        активного        и        пассивного        словаря,        выстраивания монологической и диалогической речи.

Программа        составлена        с        учетом        методических        рекомендаций        Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»

Актуальность: легоконструирование значимо в свете внедрения        ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Данная программа направленна на формирование познавательной активности, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

Срок реализации программы 1 год, с 70 общим количеством образовательных часов необходимых для освоения.

Форма обучения – очная.

Организация образовательного процесса носит групповой характер согласно программе развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинского детского сада «Солнышко» на 2020-2025 годы.

Занятия с детьми старшей группы (5-6 лет) проводятся 2 раза в неделю 20-25 минут.

  1. Цели и задачи программы

Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса и первоначальных конструкторских умений, на основе легоконструирования у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Личностные:

Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач.

Образовательные:

Развивать у дошкольников мелкую моторику, речь, умение работать в больших и малых группах. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление;

Метопредметные:

Воспитание        коммуникативной        активности,        ответственности, дисциплины и усидчивости.

  1. Содержание программы

Учебно–образовательный план

Тема блока

Кол-во часов

1

Мир кубиков

4

2

Страна цветов цвета

10

3

Наши герои

10

4

Строения

8

5

Время волшебства

8

6

Транспорт

10

7

Окружающий мир

8

8

Большая стройка

6

9

Управление

2

10

Свободная игровая деятельность детей

4

Содержание учебно-образовательного плана

Кол-во

часов

Мир кубиков

Знакомство с конструктором.

Цель: познакомить детей с основными деталями

4

Страна цветов цвета

Сборка прямой змейки

Цель:        научить        детей        соединять        детали последовательно по цвету

2

Башни. Цвета и размеры

Цель: развить навык сравнения предметов

6

Пирамиды

Цель: развитие математических навыков

2

Наши герои

Добавление персонажей по замыслу и объединение в группы

Цель: развитие речи

6

Мой любимый мульт-герой

Цель: развитие речи

4

Строения

Конструируем ворота и заборчик

Цель: формирование конструкторских навыков

2

Конструируем домик

Цель: развитие мелкой моторики

2

Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик

Цель:        формирования        навыка        действия        по алгоритму

4

Время волшебства

Елочка

Цель: развитие творческих способностей

2

Новогодняя игрушка

Цель: развитие творческих способностей

4

Выставка новогодних работ

Цель: развитие творческих способностей

2

Транспорт

Конструирование машины

Цель: развитие творческих способностей

4

Конструирование самолета

Цель: развитие конструкторских навыков

4

Типы колес

Цель: Цель: развитие конструкторских навыков

2

Окружающий мир

Моделируем цветок

Цель: формирование понятия «симметрия»

4

Моделируем диких животных

Цель: развития навыка работы в малой группе

4

Большая стройка

Конструирование: детская игровая площадка

Цель: развитие навыка совместной работы

6

Управление

Пульт ДУ

Цель: развитие инженерных навыков

1

Блок управления

Цель: развитие инженерных навыков

1

Свободная        игровая

Развивающие игры с использованием конструктора

4

деятельность детей

Цель: творческое развитие

1.4 Планируемые результаты работы.

Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы:

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – «чтение» инструкции, создание новой конструкции, постановке новых заданий.
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в конструкторской деятельности.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может обосновать последовательность своих действий и манипуляций, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и мелкими деталями конструктора.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Планируемые результаты:

  1. формирование устойчивого интереса конструированию
  2. формирование навыка работы по инструкции
  3. формирование навыка творческого воображения
  4. формирование навыка прогнозирования
  5. формирование стремления довести дело до конца
  6. формирование навыка проектной групповой работы

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.        Календарный учебный график

Месяц

Содержание темы

Кол-во

часов

Сентябрь

Виды конструкторов

1

Типы деталей

1

Способы крепления

1

Платформы в конструкции

1

Последовательные соединения деталей

1

Переходы между деталями

1

Подбираем нужный цвет

1

Различие оттенков и их значение в постройке

1

Октябрь

Больше деталей – меньше постройка

1

Большие строения

1

Разноцветные украшения

1

Сочетание украшений – усложнение конструкции

1

Ярусы и этажи

1

Пирамиды это сложно

1

Нужны ли домам жильцы

1

Кто где работает

1

Ноябрь

Заселяем новый дом

1

Гости к нам приходят

1

Участок в деревне

1

У замков есть стены

1

Посетители магазина

1

Репортаж с места событий

1

В гостях у бабушки

1

Новостройки

1

Декабрь

Квадратный колобок

1

Гости из сказок

1

Лего супергерои

1

Три богатыря

1

Скоро, скоро Новый Год

1

Ель царевна

1

Украшаем ёлку

1

Игрушки для ёлки из кубиков и не только

1

Январь

Чья елка выше

1

Что принес нам Дед Мороз

1

«Заворачиваем» подарки

1

Положили мы под елку

1

Новогодняя гирлянда

1

Прибираем ёлку

1

Февраль

Основа для машины

1

Больше четырех колес

1

Меньше четырех колес

1

Грузовая или легковая

1

Как железо летает

1

Зачем самолету колеса

1

Самолет без колес

1

По земле, по воде, по воздуху

1

Март

Колеса всех размеров

1

Зачем колеса танку

1

Типы растений

1

Мой зеленый подоконник

1

Что растет на грядке

1

Леса России

1

Животные России

1

Кто живет в лесу

1

Апрель

Скотный двор

1

Мой домашний питомец

1

Мир под водой

1

Что таит в себе океан

1

Мы играем во дворе

1

На чем бы покататься

1

Горки – горочки

1

Есть куда залезть

1

Май

Не только играем но и тренируемся во дворе

1

Площадка моего двора

1

Знакомимся – робот

1

Кто управляет роботом

1

Лего пазлы

1

Найди пару

1

Повтори мой ряд

1

Зеркальная постройка

1

  1. Условия реализации программы

  1. Конструктор «Автомастерская»;
  2. Конструктор Lego classic 10712 «Fun functions»
  3. Конструктор Lego classic 10715 «Many different wheels»
  4. Конструктор Lego classic 11005
  5. Конструктор Lego classic 10717
  6. Конструктор Lego classic 10713 «Bring along bricks»
  7. Lego Duplo «Зоопарк»
  8. Lego Duplo «Службы спасения»
  9. Lego Duplo «Строительная техника» 10.Lego Duplo «Обеденная зона» 11.Lego Duplo «Набор труб»

Методическое обеспечение:

1. Книга идей 365 штук из кубиков LEGO – сборник инструкций и игр Инженерные кадры России. От детского сада до производства – инженерная

книга. Сборник лучших проектов.

  1. Формы аттестации

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Легосити 2.0», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты.

По окончанию тематического раздела проводится выставка детских работ, с предоставлением фотоотчета.

  1. Оценочные материалы Высокий уровень развития:

Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по схеме без помощи педагога.

Средний уровень развития:

Самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки.

Низкий уровень развития:

Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует только под контролем педагога; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует только под контролем педагога.

  1. Методические материалы:

1.Подгрупповые занятия (объединяет детей, связанных по интересам). 2.Парная работа (основной целью является взаимообучение).

4.Индивидуальная работа (ребенок склонен для себя что-то открыть). 5.Самостоятельная        деятельность        (дети        применяют        свое        творчество,

фантазию, могут становиться героями придуманных сюжетов).

6.Работа с родителями.

Все занятия разделены на 3 части:

Часть 1. Вводная

Задача:Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.

Содержание:разминка для пальцев и глаз.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно конструкторская деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа

Часть 3. Завершающая

Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.

  1. Список литературы:

  1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2019.
  2. Наука. Энциклопедия.–М., «РОСМЭН», 2020 г.
  3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введенияФГОС. Пособие для педагогов.ИПЦ Маска, 2019г.

Интернет–ресурсы: http://int-edu.ru http://www.spfam.ru/contacts.html http://robocraft.ru/

http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/http://insiderobot.blogspot.ru/ https://sites.google.com/site/nxtwallet/

http://www.elrob.org/elrob-2011 http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69 http://www.robo-sport.ru/

http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/

http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/ http://www.robocup2010.org/index.php http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/

http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций,  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет 2022г.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»1.1.Пояснительная запискаПрограмма по робототехнике носит техническую направленность.Современный мир очень быстро развивается, в особе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по развитию творческой активности детей через овладение навыками анимационных техник для детей 6-7 лет «Мультстудия МультСад»

Мультипликация даёт возможность проявить свои способности в рисовании и различных видах прикладного искусства, музыке, речевом развитии; получить навыки работы с техническим оборудованием. Дошкольники...