Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия

Лигезина Светлана Александровна

Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Зачем людям строить? Взрослым - чтобы жить! А ребёнку? На вопрос,  зачем ребёнку строить, детская психология накопила много разных ответов. Строить - конструировать дети начинают с 2,5 - 3 лет, а иногда это происходит и  гораздо раньше. Через конструирование ребёнок познает мир, при этом особенно важно развитие пространственного мышления. Так же конструктивная деятельность является ещё и средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности как трудолюбие, самостоятельность, упорство при достижении цели. Нужно отметить, что конструирование развивает эстетическое чувство у дошкольника. Опыт,  получаемый ребёнком в ходе конструирования незаменим при формировании умения и навыков исследовательского поведения.

Основные цели и задачи конструктивно - модельной деятельности:

1.Приобщить к конструированию.

2.Развить интерес к конструктивной деятельности, познакомить с различными      видами конструкторов.

3.Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.    

4.Развитие фантазии.

5.Упражнять конструирование  по схеме. 

Модельно-конструктивная деятельность создаёт условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях формирования у детей элементов сотрудничества и взаимодействия. Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов. Общение с конструктором не всегда дается ребенку так просто, как может показаться на первый взгляд, а то, что эта игрушка интересна такому авторитетному человеку, как воспитатель, вызывает особенный интерес к ней у ребенка. Нет необходимости собирать конструктор за ребенка, просто дайте ему экспериментировать и по возможности находите применение для его поделок на практике.

Конструктор – это универсальный дидактический материал, позволяющий, реализовывать множественные задачи: знакомить детей с формой, цветом, размером, развивать логическое мышление, речь и творческие способности ребенка к конструированию и моделированию. Очень важно побуждать ребенка создавать сначала по образцу, а уже потом самостоятельно различать модели и предметы. Необходимо это делать, опираясь на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Игра может побудить конструирование, а конструирование – игру, а игра, как мы знаем, важнейший спутник детства.

Играть, используя конструктор для детей не только весело, но и полезно. Ведь при сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление. Именно поэтому конструктор так полезен для детей любого пола и возраста, он помогает развиваться не только физически, но и творчески.

Какой вид конструктора выбрать?

1. Самым первым и простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают маленьких детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будете вы, а ребенок будет просто с удовольствием рушить ваши постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать, и вы увидите, что постепенно его постройки становятся все более сложными.

2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.

3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.

4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Всё это помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению многим другим навыкам.

5. Отдельно отметим Логические Блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные. Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от двух до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.

6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных конструкторов используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они рекомендованы детям старше 5 лет, так как помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Существует еще множество других разновидностей конструкторов. Выбирая игру для своего ребенка, сначала соберите что-то самостоятельно, и вы поймете, подойдет ли такой вид конструктора вашему ребенку, а также сможете оценить качество материалов.

Выбирая конструктор для детей, обратите внимание на его упаковку. Она должна быть прочной и привлекать внимание ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок хранил в ней не только сам конструктор, но и свои поделки, приучаясь таким образом быть бережливым и аккуратным. Хотя готовые поделки лучше хранить на видном месте, а не в коробке, чтобы ребенок всегда видел результат своих работ, гордился этим и стремился к большему.

В нашем саду мы систематически проводим игры с детьми с различными видами конструкторов. На одной  из них хотелось бы остановиться подробнее. Это игра «Цветной  паравозик».  

Игра построена на схеме применения Блоков Дьенеша.

Цель игры:
• Обобщить представления детей о таком виде транспорта, как паровоз.
• Развивать конструктивные навыки;
• Продолжать развивать умение самостоятельно выполнять последовательность действий, опираясь на схему;
• Познакомить детей с принципом соединения;
• Развивать крупную и мелкую моторику рук;
• Закреплять навыки коллективной работы;
• Воспитывать у детей чувство доброты, желание помочь в трудной ситуации;
Материалы, инструменты, оборудование:
• Наборы блоков Дьенеша
• Схемы Дьенеша (паровоз)
• Игрушечный паровоз

Ход игры:

Воспитатель  вместе с детьми заходят в группу и становятся в круг.

Воспитатель:  «Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Цветной паровозик!»
Начинает играть музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»

Воспитатель: «Ребята, вы слышите? Интересно, кто там может быть?» (воспитатель показывает игрушечный паровозик,  музыка затихает.)
Воспитатель: «Дети, посмотрите, какой у нас сегодня необычный гость, вы узнали его?» (ответы детей)
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, зачем он здесь?» (поиграть с нами, скучно ему одному ,он ищет друзей!)
Воспитатель: «Сейчас узнаем!» (подносит к уху Паровозик)
Воспитатель: «Ребята, Паровозик мне сказал, что он ищет друзей! Он хочет найти такие же Паровозики, как и он, чтобы играть с ними!»

Воспитатель: «Ребята, а вы не видели его друзей?» (нет)

Воспитатель: «Тогда чем же мы можем помочь Паровозику? Нужно построить для него друзей- Паровозиков. И для этого у нас вами есть волшебный конструктор! Перед вами лежат коробки, прошу их открыть». (Дети открывают коробочки)
Воспитатель: « Видите в них лежат блоки разного цвета, величины и формы и цветные карточки?» (схемы Дьенеша- паравоз)

Воспитатель: «Как называется эта деталь? Ни угла, ни стороны, а родня одни блины! (круг). «Злая рыба хвост - лопата, откусила полквадрата, целый угол, верь не верь! Кто ж он миленький теперь? (треугольник)»

Физкультминутка:
Воспитатель: «Ну, прежде, чем мы начнем строить, Паровозик приглашает нас прокатится на нем, беритесь друг за друга!» (дети имитируют вагоны, встают за воспитателем и едут по группе и поют песенку под музыку)
«Паровоз , паровоз новенький блестящий,
Он вагоны повез, словно настоящий,
Кто едет в поезде плюшевые мишки (дети имитируют мишек)
Зайцы пушистые (дети имитируют зайцев)
Куклы, да мартышки» (имитируют мартышек) (2 круга).
Паровозик привез детей к столу.
Дети с выбранной схемой идут за столы и приступают к выполнению задания, звучит спокойная музыка.
Подводится итог:
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько друзей для Паровозика у нас получилось! Паровозик очень рад ,что теперь у него появились новые друзья, которые вы для него построили, и теперь, вместе, они смогут перевозить еще больше пассажиров и грузов.
-Давайте попрощаемся с нашим паровозиком и его новыми друзьями.

Выводы:

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.

При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т.д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Литература:

1.Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комарововй, М.А.Васильевой, М.2011.

2.Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», М.2005 г.

3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. – М. 2014г.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в жизни младших дошкольников...

"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслите...

«Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Модельно-конструктивная деятельность создаёт условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях формирования у детей элементов сотрудничества и взаимодействия. ...

"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста с учётом ФГОС"

В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным...

"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Так что же собой представляет ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?  Итак,проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием...