Выступление на РМО Дидактические игры с использованием конструктора «ТИКО» в младшей группе
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Хакимова Эльмира Тагировна

Дидактические игры с использованием конструктора «ТИКО» в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

«Дидактические игры с использованием конструктора «ТИКО»

в младшей группе»

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную и совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Задача любой игрушки заключается в том, чтобы не только развлекать ребенка, но и развивать его, направляя по нужному руслу интеллектуальные способности малыша.

Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы «ТИКО» дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.

Предлагаю вашему вниманию знакомство с конструктором «ТИКО».

Что же такое конструктор «ТИКО»?

Конструктор «ТИКО» или

Т - Трансформируемый

И - Игровой

К - Конструктор

О - для Объёмного моделирования.

Девиз «ТИКО»: «Обучаемся, играя!»

Конструктор «ТИКО» - это плоскостное и объёмное 3D моделирование, которое  представляет собой скомплектованные в наборы яркие плоскостные геометрические фигуры из пластмассы, соединяющиеся шарнирно между собой, создавая двух- и трехмерные фигуры и тела.

Набор конструктора упакован в пластмассовый контейнер, который удобно хранить, компактный, легко и быстро собирать, изготовлен из качественной пластмассы, можно мыть, возможность создавать множество конструкций.

В наборы конструктора входят плоские пластмассовые детали различной формы: (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники) и размера (длина стороны 5 и 10 см), колеса, глазки, носики, линейка.

Внутри больших фигур в конструкторе «ТИКО» есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери».

В цветной книжке, прилагаемой к каждому набору, представлены более 250 различных конструкций, которые можно собрать из конструктора «ТИКО».

Задачи конструкторов «ТИКО»:

Образовательные:

-  систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

 Развивающие:

- развивают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений);

- активизирует развитие правого и левого полушария.

Воспитательные:

- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

- стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.

Что развивает ТИКО:

Т - творческие умения,

И - интеллектуальные умения,

К - коммуникативные умения,

О - организаторские и оценочные умения.

 

Производителем предлагается различные комплектации конструкторов «ТИКО», которые рассчитаны для детей дошкольного и младшего и среднего школьного возраста. Они различаются количеством и видом деталей.

Существует множество наборов конструктора «ТИКО»:

Малыш - предназначен для детей от 3-х лет (83 детали, глазки, носики).

Фантазёр - предназначен для детей от 3-4 лет (131 детали, глазки, носики).

Пазлы СКАЗКИ - Набор для детей с 3-х лет, включает 54 квадрата с картинками из русских сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя».

Логопедический сундучок – комплект состоит из нескольких наборов.

Набор № 1 «Звуки» - позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и подстраивать свою артикуляцию до получения нормированного звука.

Набор № 2 «Буквы» - знакомство с графическим изображением букв и разграничение понятий «звук» и «буква» является важной задачей логопедической работы. 

Азбука (Эрудит) – предназначен для детей старше 7 лет и включает буквы русского алфавита и знаки препинания. При складывании слогов, слов и предложений из конструктора ТИКО, к процессу обучения подключается мелкая моторика (работа пальчиками, что способствует дополнительному развитию памяти (позволяет создавать кроссворды).

Грамматика. Учимся читать! – набор включает буквы русского алфавита и знаки препинания. Повышает у школьников мотивацию к обучению и развивает внимательность (слова, звуковые схемы слов).

Арифметика. Учимся считать! - предназначен для обучения детей счёту, работе с числовым отрезком, составлению и решению примеров на арифметические действия. Набор содержит цифры (от 0 до 9) и арифметические знаки.

Школьник - предназначен для детей с 5-ти лет  (143 детали, глазки и носики). Плоскостные фигуры - Цветок, дом, утенок).

Класс – предназначен для школьников младших и средних классов для уроков геометрии в школе (71 детали, глазки, носики).

Геометрия - предназначен для школьников младших и средних классов (86 многоугольников, куб, призма, орнаменты), (155 деталей, глазки, носики).

Шары - шары (мячи) различного размера – от теннисного мяча до футбольного мяча (115 деталей).

Архимед - в набор дополнительно включены многоугольники: параллелограмм и трапеция (152 детали, глазки, носики).

Английский язык – набор состоит из 100 квадратов с изображенными на них буквами (заглавными и строчными) английского алфавита.

Хрустальный – лучший вариант для развития фантазии и воображения ребенка. Он самый большой из всех наборов конструктора и самый многофункциональный (415 деталей).

Пингвин – предназначен для сборки объёмной конструкции «Пингвин» и множества плоскостных и объёмных фигур (93 детали).   

Особенность конструктора «ТИКО».

Благодаря шарнирному соединению деталей, можно сначала собрать плоскую фигуру, например, развертку куба, а затем перейти в пространство или объём. Поднимая грани-квадраты и соединяя их, собираем куб. Таким образом, конструктор не только привлекает интерес, но и способствует развитию пространственного воображения у детей. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

«Шарнирный замочек»

Обратите внимание, детали конструктора «ТИКО» имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. «ТИКО» – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку).

Шарнирное соединение «ТИКО»- деталей позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.

Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях «ТИКО» делает возможным их перпендикулярное соединение.

        

Формы организации работы:

- Конструирование по образцу (детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструкторов).

- Конструирование по теме (мебель).

- Конструирование по условиям (например, дом большой и маленький  и т. п.). 

- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (детям предлагают схемы построек, собрать свой образец по схеме).

- Конструирование по замыслу (ребенок сам создает постройку).

Где можно использовать?

Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевая игра «Гараж». Постройка гаражей для машин.  

Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений (освоение  математических понятий - количество, счёт, состав числа, геометрические фигуры (плоские и объёмные)), слуховой диктант.

Речевое развитие: изучение букв.

Художественно-эстетическое развитие: конструирование «Такие разные мосты», декорирование конструкций и персонажей сказок (сказка «Три медведя»), создание узоров.

Физическое развитие: ходьба по дорожке.

Использование конструктора  ТИКО может быть  в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.

Наше знакомство с этим конструктором началось с младшей группы. Вначале знакомства дети рассматривали и обследовали геометрические фигуры, из которых состоит конструктор «ТИКО», знакомились со способом соединения деталей друг с другом.

Затем учились классифицировать конструктор: по цветам, и форме. После того как конструктор изучен можно приступать к обучению детей конструировать.

В процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

В своей работе я использую два вида «ТИКО» - конструктора: «Фантазёр» и «Школьник»

Приёмы плоскостного и объемного ТИКО – моделирования

Первый этап работы, когда мы уже познакомились с конструктором, идет работа с полными схемами. Первые схемы должны соответствовать размеру конструктора. Чтобы ребенок мог приложить деталь конструктора на схему, и она соответствовала его размеру. После того как выложили рисунок только потом они его собирают. Рекомендуем одновременно использовать прием демонстрации педагогом способа сборки данной конструкции. Начинать освоение приемов совместной деятельности необходимо «по образцу», «рука в руке», «по подражанию».

Второй этап работы, это когда они уже научились работать по этим схемам.

Схемы рисунков усложняются, они уже меньшего размера, чем детали конструктора.

Следующий этап работы – это более сложные конструкции, например, цветочек или елочку. Можно использовать пошаговые схемы сбора рисунка.

Способы сборки объёмных деталей

Первый способ. Выберите и сконструируйте плоскостную конструкцию (2 шт.).

Расположите конструкции параллельно друг другу и соедините их по контуру с помощью квадратов или прямоугольников (сборка автомобиля, самолёта).

Второй способ. Сконструируйте плоскостную конструкцию (3 шт.). Соедините

конструкции друг с другом боковыми сторонами до получения объёмной конструкции (сборка морковки, ракеты, тюльпана).

Третий способ. Выберите ту часть конструкции, с которой удобнее начать сборку (например, нос корабля), последовательно прикрепите детали, соберите всю фигуру.

Неверный способ сборки. Собрать все части фигуры отдельно, потом соединить их друг с другом.

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры с использованием конструктора «ТИКО».

Для  обучения детей работе с конструктором ТИКО рекомендуем к использованию следующие дидактические материалы:

1. Папка по ТИКО- моделированию для создания плоскостных конструкций. Рекомендовано для детей 3-5 лет, которые только начинают работать с конструктором ТИКО.

2. Папка по ТИКО- моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных фигур с диском приложением «Фотографии объемных ТИКО- конструкций». Рекомендовано для детей, которые только начинают работать с конструктором ТИКО.

3. Тетрадь по ТИКО- моделированию для создания плоскостных конструкций. Рекомендовано для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных фигур с диском приложением «Фотографии объемных ТИКО- конструкций». Рекомендовано для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Тетрадь по ТИКО- моделированию для создания плоскостных конструкций по контурным схемам. Рекомендовано для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

6. Схемы для работы взрослых с детьми по программе «Родничок и ТИКО моделируют» (РиТм) (автор Захарова Л.Е.). Рекомендовано для развития речи старших дошкольников.

Таким образом, сконструировать из конструктора «ТИКО» можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и геометрических объемных фигур (от трех-, четырех-, пяти-, шести-, восьмигранных призм и пирамид- до икосаэдров, додекаэдров).

Можно с уверенностью сказать, что конструктор «ТИКО»  позволяет развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность  предвидеть результат своих действий. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ «НАЗОВИ ЗВУК»

дидактическая игра для малышей по звуковой культуре речи. Малыши смотрят на картинку и произносят звук который издаёт насекомое или предмет....

Дидактические игры для использования в новогодних проектах – младшая группа

Дидактические игры для использования в новогодних проектах – младшая группа...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры с использованием конструктора «ТИКО» и применением основ сетевой игры «Ферма»

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. У детей дошкольного возраста постепенно формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.Известный психол...

Районное методическое объединение. "Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ".

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ    ...

Выступление на РМО. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ.

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ...

Мастер класс для родителей "Развиваемся в игре. с использованием конструктора ТИКО"

Опыт, получаемый ребенком входе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыковисследовательской, творческой деятельности, технического творчества,развития конструктивного мышления. В...