Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"
консультация по конструированию, ручному труду

Голушко Евгения Александровна
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Использование метода наглядного моделирования в работе учителя –логопеда.

Письменная речь, в отличие от устной речи, формируется в условиях целенаправленного обучения. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушение письма, как правило, сопровождается нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

      Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

   Почему это происходит? Причин может быть много, но одна из важнейших – это недостаточное развитие фонематического восприятия. Учащихся с такими проблемами встречается много. Для успешной работы важно педагогам и родителям действовать последовательно, целеустремлённо, совместно ещё до школы.

    На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.И. Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х. Швачкин, Д.Б.Эльконин).

   Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым. Термином «фонематический слух» в логопедии принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез.

    Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
  • отработать навык по слогового чтения.

     Работа по развитию фонематического восприятия начинается ещё в раннем дошкольном возрасте с привлечения внимания ребёнка к звукам окружающего мира: машина проехала, собака лает, дождь капает и т.д. Ребёнок учится по голосу определять, кто его позвал. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже дифференцирует речевые звуки: сначала гласные звуки, далее – более сложные согласные звуки: сначала резко отличные друг от друга звуки (например [П] и [Д]). Затем, постепенно усложняя работу, переходят к более близким по звучанию звукам ( [С] и [С`], [З] и [Ж]). Таким образом, ребёнок учится воспринимать звуки, постигает строение слова: определяет местоположение звука в слове, считает звуки в слове. Дети должны осознать, что слова не только называют предметы, действия, качества, но и состоят из элементов – звуков речи.

   Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при подготовке к обучению грамоте (у старших дошкольников), при обучении грамоте (в подготовительной группе) необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Одним из эффективных способов формирования фонематического восприятия, а также подготовки к успешному овладению письменной речью является использованием моделирования при анализе и синтезе языковых элементов.

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаково-символический язык;

- работа с моделью.

    Ещё до школы, в детском саду, в частности, в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ведётся работа по подготовке детей к усвоению грамоты. Дети знакомятся с элементами языка, со структурой звучащего слова. Схемы и модели различных структур (предложения, слова, слоги, звуки) постепенно приучают детей к наблюдениям за языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребёнка.

    При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками бумаги, схемы слогов (обозначаются закруглёнными скобочками), моделей звуков, в виде квадратиков разного цвета (гласные – красные, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные, глухие и звонкие согласные звуки обозначаются колокольчиками – чистым и зачёркнутым), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращённую к ним речь, но и видеть её элементы. На более ранних этапах изучения состава слова, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [А] обозначается большим кружочком красного цвета, потому что при произнесении этого звука рот открывается широко; звук [У] обозначается маленьким красным кружочком, потому что в момент произнесения этого звука губы вытягиваются в трубочку; звуку [О] необходим красный значок овальной формы. Важно, что необходимую звуковую модель дети выбирают самостоятельно (из предложенного набора фигур красного цвета), подробно проанализировав предварительно заданный звук по акустическому и артикуляционному признакам.

   Использование наглядного материала в виде схем – моделей целесообразно на всех этапах по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове.

Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, слогов; закрепляются представления ребёнка о целом и его частях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

При работе на уровне слова также широко используются схемы. Например, на схеме можно обозначить количество звуков и слогов в слове, определить и подсчитать гласные и согласные звуки, определить место ударения в слове. Детей дошкольного возраста учат на схематическом изображении слова определять место заданного звука: в начале, в середине или в конце слова. Чтобы заинтересовать ребёнка и сделать выполнение задания для него более привлекательным, можно на начальных этапах обучения использовать не условный значок, а картинку (условно- реальное изображение), обозначающее определяемый звук. Например, на голубом поле двигающееся изображение кораблика, уточки; на зелёном – цветочка, бабочки. Как показывает практика, дети часто нуждаются в дополнительной опоре при отображении на схеме места звука. Трудность заключается в определении начала и конца слова на схеме. С этой целью можно использовать не прямоугольники, обозначающие слово, а изображение предмета, у которого выделяется начало и конец (голова и хвост у птицы, рыбы; нос и хвост у самолёта, и т.д.). Взяв за основу условное изображение звуков, можно разнообразными способами составлять схему слова.

«Звуковой кубик». Цель: формировать умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети кидают по очереди кубик с цветными гранями (красной, синей, зелёной) и подбирают соответствующий цвету звук , слог, слово.

«Собери бусы». Цель: формировать представление о звуковом составе слова. Детям предлагается подобрать бусины в зависимости от звукового состава слова (красные, зелёные, синие).

«Фруктовая ярмарка». Цель: формировать умение составлять графическую схему слова с помощью условных обозначений. Педагог предлагает детям составить схему слова, используя изображения красных яблок, зелёных груш и синих слив.

«Аквариум». Цель: формировать умение составлять графическую схему слова с помощью условных обозначений. Педагог предлагает детям составить схему слова, используя изображения красных, синих и зелёных рыбок.

«Матрёшки». Цель: формировать умение составлять слово из букв, закодированных в свойствах каких- либо предметов. Детям предлагается составить слово из букв, расположив матрёшки ( с карманчиками для букв) по размеру от самой большой до самой маленькой.

«Цветные домики». Цель: формировать умение определять первый звук в слове и соотносить его с условным обозначением. Педагог предлагает детям определить первый звук в слове, используя картинку, и «поселить» его в соответствующий домик ( красный, синий или зелёный).

«Резиночка». Цель: формировать представление о длине слова. Ребёнок сильно растягивает цветную резинку, проговаривая длинное слово, и слегка- на короткое слово. Аналогично можно предложить ребёнку свернуть рулончиком полоску бумаги.

«Строители». Цель: формировать умение делить слово на слоги. Педагог предлагает детям выстроить башню из кубиков в соответствии с количеством слогов в слове.

«Кораблики». Цель: формировать умение определять количество слогов в слове. Детям предлагаются слова различной слоговой структуры, они определяют количество слогов в слове и соотносят картинку с корабликом, на котором столько же иллюминаторов, сколько слогов в слове.

«Магазин». Цель: формировать умение определять количество слогов в слове. Детям предлагается поиграть в магазин и купить понравившиеся товары. Каждый товар стоит столько рублей, сколько слогов в слове-названии (карточка с соответствующей цифрой).

    Развивать навыки элементарного звукового анализа начинаем с работы над слоговой структурой слова. Здесь наглядное моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения. На данном этапе дети знакомятся с моделью длины слова(длинное-короткое), моделью слога, моделью ударного слога, моделью места звука в слове, моделью слова.

Здесь можно использовать игры «Длинные и короткие слова», «Слоговые планеты», «Веселая рыбалка». В игре «Найди звук» дети учатся выделять ударный гласный звук в начале слова и соотносить его с символом, в игре «Подбери схему» определяют количество гласных звуков в слове, выделяют ударный и соотносят со схемой.

Определить позицию звука в слове детям помогает птичка-синичка, символизирующая слово, а её части тела обозначают начало, середину и конец слова. В дальнейшей работе используем «схемы слова» (решеточки). Так же можно использовать игры «Звуковой паровозик», «Кто в домике живет?».

Далее учим детей сливать и анализировать слоги обратные и прямые. После чего переходим к звуковому анализу слов. Дети учатся составлять звуковые модели слова, подбирать слова к заданной модели («Составь схему слова», «Чьи следы?»).

   Работа по развитию фонематического восприятия тесно связана с ознакомлением с символами, которыми обозначаются звуки на письме – буквами. Это возможно лишь тогда, когда дети будут чётко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим и говорим, а буквы – видим и пишем. Детям бывает трудно запомнить облик той или иной буквы. Чтобы усвоить новую букву, полезно её лепить из пластилина, строить из спичек, счётных палочек, бус, цепочек, писать буквы на доске мокрым пальцем. Дети с удовольствием моделируют буквы с помощью крупы, бобовых.

Создание проблемных ситуаций также способствует усвоению детьми облика букв: например, детям предлагается выбрать, какой материал подойдёт для написания буквы О – спички или шнурок. Выбирая подходящий материал, дети обосновывают свой выбор, тем самым, усваивая очертания заданной буквы. Большой интерес вызывает у детей проблемная ситуация по моделированию буквы с помощью сразу двух материалов (например, с помощью шнурка и карандаша нужно «написать» буквы Б или Ы). На занятиях дети воспроизводят недописанные буквы, узнают «зашумлённые» буквы и т.д. Эти приёмы помогают избежать в школе проблем при овладении письменной речью, делают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

     Использование знаково-символической деятельности на занятиях с детьми помогает им овладеть звуко - буквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, что является профилактикой трудностей будущего школьника в овладении письменной речью.


Список литературы:.

  1. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи/ Программа для специальных дошкольных учреждений/  авторы- составители Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз.- Минск: НИО. 2007.

2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи.// Журнал «Логопед в детском саду». – 2007. - № 4 (19). – С.51-54.

3. Лукьянова Л. А., Пятница Т.В. Наглядно- игровые модели для развития и коррекции речи. Мозырь, « Белый Ветер»,2010.

4. Стужук Ю.О., Лагутина С.А. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.// Научно-методический журнал «Логопед». – 2008. - № 1. – С.79-84

5. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Сборник материалов «Логопед» для ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2005.-80с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).- С.7-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текст...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ в работе учителя – логопеда с детьми с ТНР

       Работая с детьми с различной речевой патологией, приходится искать вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми ново...